TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.04.2019
16:37

Забияка

    Мне попалась книга критика Татьяна Москвиной “Культурный разговор”. М., 2016. И она дала мне много поводов включить её мнения в сноски к своим статьям на моём сайте . . .

13.04.2019
14:11

Филатчев и Фейгин

    Всё началось обыкновенно, когда не о чём писать и ищешь. – Я открываю Манина “Русская живопись ХХ века” на очередном художнике… описании картины… и читаю: "…в . . .

11.04.2019
12:15

Про пассионарных

    Есть такой философ Н.Н. Александров. Он утверждает, что Ленин в своём единственном философском труде “Материализм и эмпириокртицизм” капитально не понял Маркса . . .

03.04.2019
15:57

По поводу юбилея Юрия Бондарева

    Любопытно. (Читательский поток сознания) Любопытно, замечу ли я что-то необычное в произведении так называемой лейтенантской прозы? “Горячий снег” (1970) Бондарева. . . .

01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить. Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, . . .

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина. Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж . . .

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого . . .

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля . . .

08.03.2019
16:33

Честность как приём

    Есть такой способ: если быть очень честным, то что-то сто`ящее может получиться. Вот и начну признаваться… Толкуя произведения неприкладного искусства с целью . . .

28.02.2019
17:10

Опять о Булгаковой

    Я где-то читал, что открытием передвижников была театрализация. Театр очень понятен сам по себе. А передвижники болели за несчастный народ. Им понятность была . . .

27.02.2019
15:04

Туго иным с Тугариновым

    Гнилой интеллигент – так я кляну себя за принципиальность, когда начинаю толковать то, что толкованию не подлежит – прикладное искусство. Особенно – произведения, призванные усиливать чувство патриотизма. Принципиальность требует от меня обязательно обозначить, что прикладное искусство – как бы второсортное по моим меркам. Так как в нём не встретишь ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, что является (для меня) следом того, что творческое вдохновение имело в последней глубине источником подсознательный идеал.

    Но разбор тугариновского памятника Суворову на перевале Сен-Готард (1999), кажется, не заставит меня терзаться.

    Дело в том, что памятник здорово оплёван.

    "Сам памятник, исполненный скульптором Тугариновым, вызвал у официальной делегации из Москвы неудовольствие, но кто же будет портить себе поездку в Швейцарию за казенный счет из-за такого пустяка, как трактовка образа Суворова? А образ и создает интригу: полководец изображен не суперменом, а юродивым. Скульпторы обычно направляют взгляд героя на завоеванную, вернее, на освобожденную землю, и рука, как правило, поднята в угрожающем или указующем на врага жесте. Здесь все не так. На полуживой кляче примостилась курицей сумасшедшая старуха, в которой трудно узнать привычный молодецкий образ народного любимца-генералиссимуса. Глаза устремлены в небо, а рука вознесена в крестном знамении. Альпийский крестьянин-проводник с сожалением и сочувствием смотрит на уставшую, изможденную лошадь. Вольно или невольно скульптор создал метафору двух мироощущений: русская мессианская идея, оседлав народ, гонит его Бог знает куда, а швейцарский пастух, не глядя в небо, пытается найти надежную тропинку среди скал и пропастей” (Михаил Шишкин. Вильгельм Телль как зеркало русских революций. 2017).

    Что кляча полуживая, пусть останется на совести Шишкина. На самом деле рёбра её покрыты плащом Суворова и нам не видны, а голову она опустила потому, что голодная (войска голодали), а проводник её обманывает, что в пальцах он держит что-то съедобное, а сам спустился ниже её и манит её тоже спускаться, потому что ей страшно.

    Да и как сожаление и сочувствие в лице проводника увидел Шишкин?

    Проводник просто разговаривает с лошадью. Чтоб она не боялась, шла за ним, говорит. Конечно, это "не глядя в небо”. Но и не "пытается найти надежную тропинку”. Он проводник. Он тут всё знает. Не раз ходил. Просто Шишкина несёт идея противопоставления рациональности Европы и иррациональности России.

    Но, что верно, это что тут дано таки мироощущение русского. Что Русь – святая. Что её и её воинство Бог хранит.

    Суворов крестится, потому что армия теперь спасена.

    В реальности тот поход был славен не только победами-наступлениями, в частности на перевал Сен-Готард, на котором и стоит памятник, но и переходом-отступлением, который вывел армию из окружения через другой перевал. Вот это второе и изобразил Тугаринов.

    Суворов же сам прошёл путь через перевал, перед тем, как вести через него армию (ну такую легенду себе сочинил Тугаринов). И вот Суворов на перевале. Пройти можно! Бог русских любит!

    Для того Суворов и показан таким тонкошеим и хилым. Ибо победа русских не в силе, а в правде. И юродивый потому и почитаем был на Руси, что один за всех выступал с правдой на устах. Не боялся. И потому показать любимого всеми Суворова юродивым – для русских не насмешка. Просто Шишкин, живя в Швейцарии с 1995 года, наверно, немного перестал чувствовать русскость.

    А "сумасшедшая старуха” и курица – это полемическое преувеличение Михаила Шишкина, исповедующего идеал мещанства, Личной Пользы (я это и в разборе произведений его вывел неоднократно).

    Впрочем, непонимания памятника полно помимо Шишкина:

    "И пусть сидит наш великий фельдмаршал на своей кляче, с просветленным лицом юродивого глядя на швейцарские горы, чтобы все видели – русское не только в непомерной физической силе, но и в мужестве, смекалке и находчивасти”.

    “Щуплый фельдмаршал с просветленным лицом юродивого, сидя на кляче, смотрит на солнышко”.

    “Видение московского скульптора Д. Тугаринова резко разошлось с традиционным представлением о Суворове как о величайшем военном гении, Марсе войны. Тугаринов изобразил очень усталого старика, совершающего последний подвиг во славу Родины. Такое видение Суворова, наверное, куда ближе к жизни”.

    “Скульптор изобразил Суворова немощным стариком, сидящим на лошади. Маленькое лицо, обтянутое кожей – как посмертная маска. Многие критиковали и скульптора, и памятник. Но надо помнить, что швейцарский нейтралитет не позволяет возвеличивать военных, тем более, иностранных полководцев. Возможно, поэтому Суворов Тугаринова – обыкновенный человек, борющийся с немощью, болезнями, с усталостью”.

    “В фельдмаршале нет ничего героического. Памятник стоит не на постаменте, а прямо на голой скале. Суворов больше похож на рыцаря печального образа…”.

    Грешен, такое неоднократное непопадание в истину шепнуло мне, а не значит ли это, что художественный смыл памятника скрыт. И, – чего ни помыслишь? – скрыт и от сознания самого автора. То есть, создано это под вдохновением от подсознательного идеала.

    А потом я узнал, что Тугаринов верующий. Этот факт убивает мелькнувшую было мысль. И стало ясно, что просто те, кто не понимают, или сами неверующие, или плохо у них с воображением.

    А вера – не то, что б предполагало руководство художника Незнанием (так обострённо можно назвать подсознательный идеал). Наоборот, верующий, выражающий какой-то аспект своей веры, благодаря ей способен её усиливать произведением в зрителе. Даже в неверующем зрителе. Например, во мне. Умеющем, надеюсь, вжиться в автора.

     

    Памятник установили 19 июня 1999 года, а когда он начал создаваться?

    "…когда руководство страны [Югославии] (особенно военное руководство) в конце 1990 года обратилось к Москве с просьбой помочь, Москва ответила категорическим отказом. Ответ последовал от Михаила Горбачева и от нашего Министерства обороны… Россия занимала очень прозападную позицию” (https://histrf.ru/biblioteka/b/sssr-i-iughoslaviia-istoriia-potieriannoi-druzhby).

    Да и сам СССР дышал на ладан.

    Тугаринов, наверно, был против обоих развалов. А близилось 200-летие похода Суворова в близкие от Югославии края. Вот и не исключено, что он с горя и изобразил обратное – спасение Суворовым своей армии Божьей волей. По крайней мере, на ёрнической выставке “Антисоветская выставка, посвященная 80-летию Великого Октября” 7 ноября 1997 года в малом размере подобие будущего памятника

    уже существует. А в Международном художественном салоне “Снова вместе” в ЦДХ в 2018 году, где собраны работы художников со всего бывшего СССР эта скульптура

    тоже есть.

    12 декабря 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341616  2019-03-01 00:58:38
Воложин
-

26.02.2019
12:32

Я спросил себя...

    Я спросил себя: “Почему меня не тронул фильм “Полёты во сне и наяву””? (Он 1982 года. А сегодня 75 лет со дня рождения Янковского.) И ответ у меня получился неверный . . .

25.02.2019
14:23

Как Мережковский наврал на Леонардо да Винчи

    "…надрывный крик о синтезе, но нет самого жизненного и познавательного синтеза”. Бердяев Читатель, я в растерянности. Я завожу разговор об очень скучной . . .

24.02.2019
14:56

Попробуем...

    Написать что-то дельное о фильме Тарковского “Зеркало” (1974), когда ничегошеньки в голове нет (я вчера пересмотрел этот фильм)… Поражаюсь, на себя… Когда я его . . .

22.02.2019
15:45

Неуёмный

    Неуёмный это я. Мне мало, что удалось объяснить несколько абстрактных картин Ольги Булгаковой в серии “Архаизмы”. Остались необъяснёнными несколько. А это . . .

16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, . . .

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100