Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.07.2011 |
|
12.05.2011 |
|
21.04.2011 |
|
11.04.2011 |
Не духом единым?.. Или не хлебом?..
|
05.03.2011 |
|
19.02.2011 |
|
10.02.2011 |
Новые левые - мальчики бравые.
|
31.01.2011 |
Левизна как материальное самоограничение.
|
24.01.2011 |
|
24.01.2011 |
|
29.12.2010 |
|
19.11.2010 |
Как Гордон наводил тень на плетень. Он сказал в самом начале: ╚Кино мне не нравится, но я не понимаю, почему. Я хочу сегодня┘ чтоб мне объяснили, что это за феномен такой╩. Речь о фильме Гай Германики ╚Все умрут, а я останусь╩ (2008). Лично я посмотрел фильм с подачи, так сказать, Говорухина. Он назвал его среди понравившихся. Мне-то Говорухин представляется скатившимся в иллюстративность. Иллюстрирует свою тенденциозность. Никакой загадки не жди от него теперь. И от его совета √ тоже. Так и оказалось с фильмом ╚Все умрут┘╩ - никакой загадки. Так жить нельзя. Похоже, утрирована чернуха (я, правда, не в курсе сегодняшнего положения дел с молодёжью; но если принять, что мир художественного произведения не равен действительности, то мне можно и не знать действительности, чтоб ориентироваться в произведении). Гордон, я подозреваю, имеет вкус. Кино √ не художественно. Он это почувствовал, и оно ему не понравилось. Один умный человек сказал мне, что Гордон, конечно же, провокатор. Я, пожалуй, соглашусь. Именно ради провокации он и скрыл своё мнение, что кино √ дрянь, и потому не нравится. Как-то не первый раз кинодрянь оказывается премированной. Это √ тоже изрядно премировано (см. Википедию). Может, это как-то оскорбило Гордона, и он вытащил его на свой ╚Закрытый показ╩. Как факт, он перечислил его награды, сопроводив процитированной задачей своей телепередачи. Мне б не стоило заниматься этим фильмом, ибо в нём нет ничего непонятного. Но не только Гордон притворился, что не понимает, почему ему фильм не нравится, но и масса присутствовавших искренно вела себя, как неадекватно понявшие. Так, получается, что надо мне вмешиваться со своими пятью копейками разъяснений. Они состоят в том, что в фильме нет противоречий. Персонажи, главные и второстепенные, очень морально плохие со взрослой обычной точки зрения. А внесённое всё-таки режиссёром единственное противоречие состоит в стилизации под документальное кино. Киноаппарат снимает, как оно есть, мол, в жизни. Сколько-то художественности, значит, всё-таки есть: плохое снято как снимают, скажем, жизнь животных. Ну они животные. Что с них взять. У них же нет морали. Так и у этих школьников, которые есть обычные школьники теперешней обычной российской школы. Надо бы, вообще-то, доказывать каждое утверждение: ╚нет морали╩, ╚обычные╩, ╚обычной╩, ╚теперешней╩. Доказывать не на соответствие действительности, а на соответствие миру фильма, жуткому, скажем по-своему и прямо. Но тогда это б значило слишком много чести для такой дряни. Поэтому я поступлю иначе. Я процитирую из этого же ╚Закрытого показа╩, критика драматургии Елену Фанаеву: ╚Коммерческий потенциал┘ Рецептура скандала┘ Предъявление самых низменных человеческих инстинктов╩. И сценариста Клавдиева: ╚Власть родителей заканчивается на пороге дома. А когда ты выходишь на улицу, ты оказываешься именно в том мире, о котором родители не имеют ни малейшего понятия. И ничего они там сделать не могут. Ни родители, ни милиция, ни Бог, вообще абсолютно. Ты один здесь┘╩. Гордон вступил: ╚Затерянный мир такой╩. ╚Да, у меня, наверное, получилось, у Леры совсем всё здорово получилось╩, - согласился Клавдиев. То есть они создали затерянный мир. Вымарали действительный мир чёрной краской, и получился мир их фильма. И заставили зрителя поморщиться: ╚Так жить нельзя!╩ ╚┘И тем меньше шансов у наших детей пройти через подобные вещи╩, - закончил Клавдиев эффектом от фильма. То есть признал, что совершенно точно знал, что хотел. Потому совершенно знает, что получилось. А получилась дидактика. Которая не есть искусство. В гроб положил Клавдиев этот фильм этими словами. А второй сценарист, Родионов, ещё и заколотил этот гроб: ╚Есть база, которой нас Станиславский научил: делать смешанное, искать злого в добром, искать доброго в злом. Но здесь, может быть, из-за того, что взгляд автора так близко к героям, может, от этого, просто показалось, что невозможно здесь подмешивать обратную сторону╩. √ ╚То есть, вы отказались от этого закона╩, вмешался Гордон, которому ж √ я говорил! √ с самого начала всё было ясно: неискусство это, раз нет главного закона противоречивости. Ну, скажем мягче: околоискусство. Зато противоречивы речи вокруг этого кино. Тот же Родионов ввернул в конце: ╚┘обратную сторону, что-то чёрное. Хотелось поверить в то, что все хорошие╩. Вот баламут! Ну как сам Гордон, по большому
счёту. Элементарно, Ватсон. И позор всем тем, кто сидел в студии у Гордона и открывал рот, какой-де фильм хороший, да как, мол, он взволновал, и сю-сю-сю, и ля-ля-ля. Ну какие там имена, что на слуху, более-менее? Покойный Дыховичный, живые Сукачёв, Павлиашвили, композитор Гладков (не тот, что ╚Уно моменто╩, а что ╚Пластилиновая ворона╩)┘ А ещё √ мэтры, которые ранее и вне студии хорошо отозвались о фильме (дали одну из четырёх премий): Абель Феррара (жанры драма, триллер, криминал), Антон Корбайн (документальный, короткометражка), Владимир Сорокин (этот дразнилка известный). - Хоть стой, хоть падай. Лишнее доказательство того, что нет авторитетов. За то, что мир фильма (как и следует быть, но не даёт индульгенции на хорошее эстетическое качество) отличается от российской действительности, говорит тот факт, что поголовно все опрошенные в телестудии Гордона школьники не подтвердили, что в их школе √ так. Против, что одна из актрис, игравших плохих девочек, заявила, что она сама была такая, и в её школе было так: понимай, ужас - норма. √ Ну так имею наглость предположить, что она просто лжёт. Элемент-два √ был. А такой чернухи сплошной, СПЛОШНОЙ, как в фильме, √ не было. Имею наглость заявить, что чую норму, не живя в России. Но разволновались порицаемые мною знаменитости не зря. Нет дыма без огня. Болеет Россия. Безыдеальностью. Видимо, вседозволенность √ это всё ещё не для России. И потому есть ещё надежда на выздоровление. 19
ноября 2010 г.
|
06.11.2010 |
Михалков (курсивом) и Чехов (жирным курсивом).
|
05.11.2010 |
Консерватор Михалков (курсивом) против радикала Чехова (жирным шрифтом).
|
01.11.2010 |
|
28.08.2010 |
|
11.07.2010 |
Ах! если рождены мы всё перенимать┘
|
18.05.2010 |
|
01.05.2010 |
Палеологовское возрождение и 1990-й год.
|
13.04.2010 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"