Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
19.11.2010 |
Как Гордон наводил тень на плетень.
|
|||||||||||||||||||||||||
06.11.2010 |
Михалков (курсивом) и Чехов (жирным курсивом).
|
|||||||||||||||||||||||||
05.11.2010 |
Консерватор Михалков (курсивом) против радикала Чехова (жирным шрифтом). Прогулка по диссертации Шалыгиной. Люди издавна уважали главного среди себя. Когда-то он воплощал в себе род. И у людей не было даже единственного числа для местоимения ╚мы╩. (У самых отсталых народов эта особенность языка сохранилась аж до наших дней.) Люди попроще, масса, уважали и элиту свою. Из-за этого они получались приобщёнными к астрономии, космогонии, чем занимались кое-кто из элиты. Так пока там считалось - типа, что Земля √ под хрустальным сводом неба со светилами, над которым Бог со своей механикой, приводящей всё в движение, - пока, в общем, элита думала, что Земля и человек √ некий пуп мироздания, так же думали и люди попроще, относимое к ╚человеку╩ относя к начальнику. То же √ с сотворением мира, Земли и человека. Всё √ для человека, но простой человек есть ничто. Бесконечность, актуальная бесконечность (та, которая как бы освоена), в виде Бога, вникающего в твою судьбу, а ты √ в его запредельность и носа не суй, как тот монах, что пробил головой хрустальный свод на краю света и узрел Божью механику. Не надо этого. И √ уютненько, но, малые, знайте своё место. Соответственным, целым, для них было и время. Не эгоистическим, относительно себя лично организованным (прошлое √ позади нас, будущее √ впереди нас же), а организованным относительно не тебя (от начала до ╚последнего╩ времени). В этом уюте-не-для-себя, когда он изображался, вещи рисовались ясно различимыми и разделённым друг от друга. Действительный мир был ограничен. Мне в нём свободы не было, ибо всё было предопределено свыше. И всё было хорошо. Открытая Джордано Бруно бесконечность мира (а с нею свобода
действий человека, но заодно и какая-то бездомность, оставленность и
неудовлетворённость касательно смысла жизни) не сразу дошла до масс.
Понадобились века. Вплоть до ХХ и даже XXI века (в России, большую часть ХХ века прожившей при так
называемом социалистическом патернализме, не древнеегипетском √ ибо
индустриальном √ политаризме). Крах христианства потребовался. А для России √
крах идеи коммунизма. Но┘ Человеку массы стало неуютно. И ему захотелось
обратно. ╚Люди устали <┘> внимать призывам к индивидуальной свободе и
верить сказкам о чудесах рыночной экономики╩, ╚╚разруху в стране и головах╩,
принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят
проповедники радикального прогресса╩, ╚Старость надо уважать. Истребление
древних святынь не должно оправдываться строительством новых храмов╩, ╚Псевдонаучные
ссылки на всеобщие законы истории, ╚логику прогресса╩ и ╚чудеса рынка╩
представляются нам неубедительными. Мы служим Богу и Отечеству, а не идолам
Теории и Истории╩. Человеку захотелось обратно, а его соблазняют. Миром внутренним. Того лучше не рисовать, а озвучивать. Адресуясь не к мыслям, а к чувствам. Те, как облака, если зрительно. А слышимо, как музыка. Моцарта, в первую очередь. Даже и исторически √ в первую очередь. Демониста-Моцарта (по Паумгартнеру, Рохлитцу и Чичерину демониста), создающего впечатление, что возможно бытие музыки не только во времени, но и над временем. От сознания целого: не только звуки следуют один за другом, но и активностью внимания, удерживающего целое, время преодолевается. Произведение стоит в душе как нечто единое, мгновенное и вместе вечное, как вечное мгновение (как сказал Флоренский). Недаром и сам Моцарт, единственный раз рассказавший, как он сочиняет, признался, что сначала вся симфония ему открывается в миг, а потом он её только списывает из памяти. Вот что такое прелести внутренней жизни. Чехов прорыв к ним страшно усложнил. Он-то писал словесные тексты. Поди усеки с непривычки, что он огромное внимание придавал звучанию их. А мыслями он же просто темнил. Выставлял, - как разоблачил это явление Шестов, - беспомощным то обычное, современное, атеистическое (идеалистическое и позитивистское), что наподобие совсем уж устаревшему христианству безнадёжно тужилось убедить, что берег-де √ близок, что понять-де √ можно, а о том чрезвычайном и радикальном, что способно-таки примирить со страшной бесконечностью, молчал: догадайтесь, мол, сами. Вот ╚Письмо к учёному соседу╩ (1880). Спорят современники Моцарта послепросветительский Кант и недобитый романтизмом, т.е. просветитель ещё, Гердер. Кант, как христиане, говорит: знание запредельного, заопытного невозможно √ и можно успокоиться. Гердер против: как раз из опыта-то √ всё познание; и потому-то √ можно успокоиться. √ Так какими ничтожествами представил обоих их Чехов (скрыв от нас их высокое происхождение в своих собственных отрицаниях их обоих ради моцартианского прозрения, нам неоткрываемого). ╚Кант╩ говорит, что да, человек таки произошёл от обезьяны, но как ему Бог нравственность в душу вдохнул, нам не известно (и без диалектического материалиста Поршнева, - добавлю я, - нам так и не узнать о скачке из биологии в социальность), и нечего об этом рассуждать. А ╚Гердер╩ возражает, что опыт-то говорит о невозможности выведения человека из обезьяны, так именно о выведении и не стоит рассуждать. ╚Вы сочинили
сочинение в котором изволили изложить не
весьма существенные идеи
на щот людей и
их первородного состояния и
допотопного бытия. Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских
племен мартышек орангуташек и т. п. Простите меня старичка, но я с Вами касательно этого
важного пункта не согласен и могу
Вам запятую поставить. Ибо, если
бы человек, властитель мира,
умнейшее из дыхательных существ, происходил от
глупой и невежественной
обезьяны то у него был бы хвост и дикий голос╩. Так осмеял современную ему науку врач, казалось бы, обязанный уважать науку, Чехов, что нам, впавшим в хохот, и не постичь, а за что же он. Не постичь. Там более, если права Шалыгина, что в переходную эпоху художественное творчество может опережать формирование философских концепций. И лишь после Чехова расцвели, мол, интуитивист Лосский, запредельщики Владимир Соловьёв и Флоренский, космист Фёдоров, предэкзистенциалист Шестов. Что ж, если центр революционного движения к концу 19-го столетия переместился из Западной Европы в Россию, то почему бы и равной, экстремистской реакции на это, русскому Ницше, не зародиться было здесь. Пусть и в очень неявной, зато в максимально художественной форме. А художественность же это в огромной степени
бессознательное. И Чехов вряд ли осознавал, ЧТО он творит с российской
философией. Михалков же, изрядно ясно осознавая, что он хочет в идеологии и
политике, наоборот наверно, оскопил свой художественный талант. А в свой
╚Манифест╩ он того и доли не впустил. Не оттого ли документ так сух и скучен. Дочитать же до
конца сил нет. И вот читаешь через силу. ╚┘неприятие радикализма╩; ╚Консервативную традицию от радикальной новации любого толка отличает то, что она не рационалистична, а мистична╩; диктатура денег, чрезвычайщина ╚являются разрушительными <┘> для традиционной жизни российской общины╩; ╚при разработке долгосрочной и среднесрочной стратегии развития страны исходить из традиционного для России культурноисторического типа цивилизации╩. И жаль. Ибо традиционализм √ ввиду назревающего в XXI веке всестороннего глобального экологического кризиса √ представляется ж спасительной альтернативой материальному прогрессу. России, с её атомным оружием и отличной другой военной техникой, действительно стоило бы стать гарантом всемирного нового традиционализма. Нового. Нового тем, что в сердце своём он носит в качестве конечной цели хозяйственный застой (как хорошо приспособлена к этому знаменитая русская лень!). Что прогресс нужен лишь пока. Пока человечество повсеместно не признало, что его конечное спасение √ застой. Нам не по пути ни с Чеховым, ни с Михалковым. 5
ноября 2010 г.
|
|||||||||||||||||||||||||
01.11.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
28.08.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
11.07.2010 |
Ах! если рождены мы всё перенимать┘
|
|||||||||||||||||||||||||
18.05.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
01.05.2010 |
Палеологовское возрождение и 1990-й год.
|
|||||||||||||||||||||||||
13.04.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
05.04.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
04.04.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
26.03.2010 |
Роль теории в поворотах истории.
|
|||||||||||||||||||||||||
19.03.2010 |
Норштейн: не надо хотеть выпить море.
|
|||||||||||||||||||||||||
12.03.2010 |
Высокое Возрождение и 1991-й год.
|
|||||||||||||||||||||||||
26.02.2010 |
Чтение в сердцах (Продолжение)
|
|||||||||||||||||||||||||
03.02.2010 |
Чтение в сердцах или Что сгодилось бы для доноса в КГБ, будь сейчас СССР, а в нём - тоталитаризм.
|
|||||||||||||||||||||||||
27.01.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
25.10.2009 |
|
|||||||||||||||||||||||||
15.09.2009 |
|
|||||||||||||||||||||||||
23.03.2009 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"