TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.11.2010
11:12

Как Гордон наводил тень на плетень.

    Он сказал в самом начале: ╚Кино мне не нравится, но я не понимаю, почему. Я хочу сегодня┘ чтоб мне объяснили, что это за феномен такой╩. Речь о фильме Гай Германики . . .

06.11.2010
13:02

Михалков (курсивом) и Чехов (жирным курсивом).

    Продолжение. Нам было б по пути с радикалом Чеховым, если б единовременно случилась во всём мире гуманитарная революция. Если б у всех-всех гуманитарные страсти . . .

05.11.2010
13:09

Консерватор Михалков (курсивом) против радикала Чехова (жирным шрифтом).

    Прогулка по диссертации Шалыгиной.

     

    Люди издавна уважали главного среди себя. Когда-то он воплощал в себе род. И у людей не было даже единственного числа для местоимения ╚мы╩. (У самых отсталых народов эта особенность языка сохранилась аж до наших дней.) Люди попроще, масса, уважали и элиту свою. Из-за этого они получались приобщёнными к астрономии, космогонии, чем занимались кое-кто из элиты. Так пока там считалось - типа, что Земля √ под хрустальным сводом неба со светилами, над которым Бог со своей механикой, приводящей всё в движение, - пока, в общем, элита думала, что Земля и человек √ некий пуп мироздания, так же думали и люди попроще, относимое к ╚человеку╩ относя к начальнику. То же √ с сотворением мира, Земли и человека. Всё √ для человека, но простой человек есть ничто. Бесконечность, актуальная бесконечность (та, которая как бы освоена), в виде Бога, вникающего в твою судьбу, а ты √ в его запредельность и носа не суй, как тот монах, что пробил головой хрустальный свод на краю света и узрел Божью механику. Не надо этого. И √ уютненько, но, малые, знайте своё место. Соответственным, целым, для них было и время. Не эгоистическим, относительно себя лично организованным (прошлое √ позади нас, будущее √ впереди нас же), а организованным относительно не тебя (от начала до ╚последнего╩ времени). В этом уюте-не-для-себя, когда он изображался, вещи рисовались ясно различимыми и разделённым друг от друга. Действительный мир был ограничен. Мне в нём свободы не было, ибо всё было предопределено свыше. И всё было хорошо.

    Открытая Джордано Бруно бесконечность мира (а с нею свобода действий человека, но заодно и какая-то бездомность, оставленность и неудовлетворённость касательно смысла жизни) не сразу дошла до масс. Понадобились века. Вплоть до ХХ и даже XXI века (в России, большую часть ХХ века прожившей при так называемом социалистическом патернализме, не древнеегипетском √ ибо индустриальном √ политаризме). Крах христианства потребовался. А для России √ крах идеи коммунизма. Но┘ Человеку массы стало неуютно. И ему захотелось обратно. ╚Люди устали <┘> внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики╩, ╚╚разруху в стране и головах╩, принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса╩, ╚Старость надо уважать. Истребление древних святынь не должно оправдываться строительством новых храмов╩, ╚Псевдонаучные ссылки на всеобщие законы истории, ╚логику прогресса╩ и ╚чудеса рынка╩ представляются нам неубедительными. Мы служим Богу и Отечеству, а не идолам Теории и Истории╩.

    Человеку захотелось обратно, а его соблазняют. Миром внутренним. Того лучше не рисовать, а озвучивать. Адресуясь не к мыслям, а к чувствам. Те, как облака, если зрительно. А слышимо, как музыка. Моцарта, в первую очередь. Даже и исторически √ в первую очередь. Демониста-Моцарта (по Паумгартнеру, Рохлитцу и Чичерину демониста), создающего впечатление, что возможно бытие музыки не только во времени, но и над временем. От сознания целого: не только звуки следуют один за другом, но и активностью внимания, удерживающего целое, время преодолевается. Произведение стоит в душе как нечто единое, мгновенное и вместе вечное, как вечное мгновение (как сказал Флоренский). Недаром и сам Моцарт, единственный раз рассказавший, как он сочиняет, признался, что сначала вся симфония ему открывается в миг, а потом он её только списывает из памяти. Вот что такое прелести внутренней жизни.

    Чехов прорыв к ним страшно усложнил. Он-то писал словесные тексты. Поди усеки с непривычки, что он огромное внимание придавал звучанию их.

    А мыслями он же просто темнил. Выставлял, - как разоблачил это явление Шестов, - беспомощным то обычное, современное, атеистическое (идеалистическое и позитивистское), что наподобие совсем уж устаревшему христианству безнадёжно тужилось убедить, что берег-де √ близок, что понять-де √ можно, а о том чрезвычайном и радикальном, что способно-таки примирить со страшной бесконечностью, молчал: догадайтесь, мол, сами.

    Вот ╚Письмо к учёному соседу╩ (1880). Спорят современники Моцарта послепросветительский Кант и недобитый романтизмом, т.е. просветитель ещё, Гердер. Кант, как христиане, говорит: знание запредельного, заопытного невозможно √ и можно успокоиться. Гердер против: как раз из опыта-то √ всё познание; и потому-то √ можно успокоиться. √ Так какими ничтожествами представил обоих их Чехов (скрыв от нас их высокое происхождение в своих собственных отрицаниях их обоих ради моцартианского прозрения, нам неоткрываемого).

    ╚Кант╩ говорит, что да, человек таки произошёл от обезьяны, но как ему Бог нравственность в душу вдохнул, нам не известно (и без диалектического материалиста Поршнева, - добавлю я, - нам так и не узнать о скачке из биологии в социальность), и нечего об этом рассуждать. А ╚Гердер╩ возражает, что опыт-то говорит о невозможности выведения человека из обезьяны, так именно о выведении и не стоит рассуждать.

    ╚Вы сочинили сочинение в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на щот людей и их первородного состояния и допотопного бытия. Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских племен мартышек орангуташек и т. п. Простите меня старичка, но я с Вами касательно этого важного пункта не согласен и могу Вам запятую поставить. Ибо, если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны то у него был бы хвост и дикий голос╩.

    Так осмеял современную ему науку врач, казалось бы, обязанный уважать науку, Чехов, что нам, впавшим в хохот, и не постичь, а за что же он. Не постичь.

    Там более, если права Шалыгина, что в переходную эпоху художественное творчество может опережать формирование философских концепций. И лишь после Чехова расцвели, мол, интуитивист Лосский, запредельщики Владимир Соловьёв и Флоренский, космист Фёдоров, предэкзистенциалист Шестов.

    Что ж, если центр революционного движения к концу 19-го столетия переместился из Западной Европы в Россию, то почему бы и равной, экстремистской реакции на это, русскому Ницше, не зародиться было здесь. Пусть и в очень неявной, зато в максимально художественной форме.

    А художественность же это в огромной степени бессознательное. И Чехов вряд ли осознавал, ЧТО он творит с российской философией. Михалков же, изрядно ясно осознавая, что он хочет в идеологии и политике, наоборот наверно, оскопил свой художественный талант. А в свой ╚Манифест╩ он того и доли не впустил. Не оттого ли документ так сух и скучен. Дочитать же до конца сил нет. И вот читаешь через силу.

    ╚┘неприятие радикализма╩; ╚Консервативную традицию от радикальной новации любого толка отличает то, что она не рационалистична, а мистична╩; диктатура денег, чрезвычайщина ╚являются разрушительными <┘> для традиционной жизни российской общины╩; ╚при разработке долгосрочной и среднесрочной стратегии развития страны исходить из традиционного для России культурноисторического типа цивилизации╩.

    И жаль. Ибо традиционализм √ ввиду назревающего в XXI веке всестороннего глобального экологического кризиса √ представляется ж спасительной альтернативой материальному прогрессу. России, с её атомным оружием и отличной другой военной техникой, действительно стоило бы стать гарантом всемирного нового традиционализма. Нового. Нового тем, что в сердце своём он носит в качестве конечной цели хозяйственный застой (как хорошо приспособлена к этому знаменитая русская лень!). Что прогресс нужен лишь пока. Пока человечество повсеместно не признало, что его конечное спасение √ застой.

    Нам не по пути ни с Чеховым, ни с Михалковым.

     

    5 ноября 2010 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
294493  2010-11-05 19:18:01
- Мы - Мысль. Потому что ум и мышление - продукт коллективного обмена информацией. Даже если это мы не присутствует буквально, но всегда мышление есть диалог.

294494  2010-11-05 19:49:57
И. Крылов
- "Там более, если права Шалыгина, что в переходную эпоху художественное творчество может опережать формирование философских концепций".

Всегда это подозревал и даже высказывался здесь на этот счет. Я конечно догадывался, что не первый это понял :), поэтому Шалыгиной - целую ручку.

Но все становление современного общества было таким переходным периодом. Насколько снизилось значение литературы и искусства как альтернативной (дорациональной) формы познания в наше время. Интернет, информация, свободный обмен мыслями - все это сделало искусство очень медленным, списало его в обоз. А те, кто цепляются за искусство - безнадежно устаревают. Я не знаю ни одного литературного произведения после того же Чехова, которое бы обогнало время и научное познание. Ну разве что кроме как в вопросе о сущности Бога. Но и тут это только до поры. Потому что ответ уже существует.

294495  2010-11-05 20:01:49
И.Крылов
- "Спасение - застой".

Уважаю, жму руку. Тем более что уважаемый господин Воложин, вы все же раньше придерживались другой точки зрения, и считали, что литература - вот смысл человеческого быти, а так же научиться наслаждаться художественным смыслом, ибо что же будет на ДОСУГЕ, КОТОРЫЙ БЕСКОНЕЧЕН человеку делать. Но теперь вы уже за застой, значит против прогресса, против достижительности в наслаждении творениями гениев. Но вы все же не совсем правы ибо сегодня это уже очевидно, спасение и "перспектива" (о которой говорил Бобик в одном известном нецензурном анекдоте) в технологическом обеспечении достойного бесконечного застоя.

Я достиг всего. И мне все равно как умирать, но хочется дожить до этого без ненужных катаклизмов. Значит и Чехов это интуитивно ощущал, и вы подошли к этому, и многие другие. Нас много. Это радует. Значит скоро займемся делом, в душе нашей лени и самодостаточности.

294496  2010-11-05 20:06:09
И. Крылов
- "ЧИТАЙТЕ "ПЕСНИ ОТЦА НЕОБЪЯТНОСТИ" НА БЛОГЕ ПУЗИКОВА Ю.Д.

ОБЩЕЕ ЧИСЛО ПЕСЕН БОЛЕЕ 40 000 !

И КАЖДЫЙ ГОД ПРИНОСИТ ТЫСЯЧИ НОВЫХ !"

Ах.ть. Вот к ЧЕМУ ведет бесконечный и бессмысленный в силу этого прогресс. Точнее, вот он чем в действителности ЯВЛЯЕТСЯ :)))

294517  2010-11-06 12:48:55
И. Крылов - Воложину
- Мне вот надеюсь понятно что вы написали. Но потому что я прочитал многие ваши статьи и суть вашей концепции (так сказать) мне стала понятнее. В общении с другими людьми я рекомендую ваши работы в качестве примера того, как можно и наверно нужно понимать искусство. Вы как-то обвинили меня в пофигизме. Скорее это тоже "чеховский нигилизм", неверие в прогресс, тем более основанное на ЗНАНИИ о том, что никакого бесконечного програсса нет, что бессмертия отсроченного пусть даже на вечность нет и СУЧЕНИЕ НОЖКАМИ - бессмысленно. И вообще категория бесконечногого-вечного лишь описание ОДНОГО ИЗ (универсалии, категории) свойств наших образов (объектов сознания), в форме которых мы воспринимаем в образном же виде наше мышление. Но я все же вставлю шпилечку (так как "я на вас зол") - считать других недалекими, невеждами, дураками - приятнее, потому что так не хочется снова подвеграть ревизии свои открытия, или заниматься просвятительством. В этом таки и есть доля вашего неуважания к читающим ваши тексты. И чему вы удивляетесь, что вас не поняли - понять - это не простая работа. Вы должны помочь читателю. Но я понимаю, что всем не помочь :)

01.11.2010
19:26

Почему Чехова не понимают.

    ╚┘А солнце печет и печет. Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки...╩ Правда, что тут прорвалась созерцательность автора? Это из чеховского . . .

28.08.2010
10:43

Брысь.

    Начну ругаться с Толстой. Вернее, ругать её. Благо, она не узнает. По поводу вещи ╚Кысь╩ (1986 √ 2000). Саму писательницу я впервые увидел в телевизоре в 2003 году. На . . .

11.07.2010
19:00

Ах! если рождены мы всё перенимать┘

    Сколково √ чтоб выжить, а жить √ чтоб выжили все. Трагедия Грибоедова ╚Горе от ума╩. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Грибоедов. 1825 г . . .

18.05.2010
14:41

Победа и победа.

    Читаю вот такое, околобогословское, и соглашаюсь: ╚Было подмечено, что внешний вид человека, достигшего духовного совершенства, оказывает сильное воздействие . . .

01.05.2010
09:58

Палеологовское возрождение и 1990-й год.

    Икона как результат результата Божественного действия в человеке. Феофан Грек в своем творчестве исходит от идеи абсолютного торжества духа над материей . . .

13.04.2010
09:32

Мол, Бродский.

    Целых три ╚Ники╩ за 2010 год┘ Удручающе тенденциозной показалась сцена с известием о смерти Сталина в фильме ╚Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие . . .

05.04.2010
14:06

Переосмысление.

    Карен Шахназаров √ живой упрёк мне, моим принципам подхода к произведению искусства. Когда-то (тут) я имел дело с его ╚Курьером╩ и принуждён был логикой своего . . .

04.04.2010
16:46

Так жить нельзя!

    Пусть умрёт пресмыкающийся. Признаться? На меня нашла скука по поводу скучного Чехова. (А не один знакомый признавался мне, что не любит Чехова за скучность. Да я и . . .

26.03.2010
12:43

Роль теории в поворотах истории.

    Начинаю читать ╚Дурочку╩ (1998) Светланы Василенко и натыкаюсь на, скажем, такое имя √ Тракторина Петровна. √ Как это понимать? Сатира? Как город Глупов у . . .

19.03.2010
13:15

Норштейн: не надо хотеть выпить море.

    Если согласиться, что то, что высказано ╚в лоб╩ в художественном произведении (содержание) не есть то, зачем это высказано (художественный смысл), то смотрите, . . .

12.03.2010
07:32

Высокое Возрождение и 1991-й год.

    1991-й. О доминирующей власти универсального (мужского) человеческого ЛОГОСА над инаковостью, репрезентируемой женщинами, детьми и ╚не-человеческими╩ . . .

26.02.2010
12:56

Чтение в сердцах (Продолжение)

    В этом поганом мире гарантии отсутствуют. Профессионалы оперируют вероятностями. Американский генерал Джордж Паттон Я влип, кажется с Чеховым. Крепко . . .

03.02.2010
18:49

Чтение в сердцах или Что сгодилось бы для доноса в КГБ, будь сейчас СССР, а в нём - тоталитаризм.

    Нет, не хороший человек, Битов. Или хороший? Вот боксёр. Вроде, даёт клятву (тренеру, наверно, или кому? спортивному сообществу в чьём-то лице), что не будет применять . . .

27.01.2010
08:27

Даёшь сверхчеловеков!

    Радостность┘ не в явлениях, а за явлениями. Ф. Ницше Тот факт, что мою ╚Чудную чеховиану╩ не приняли в двух журналах, засел во мне укором, и я стал искать . . .

25.10.2009
19:42

Што-то щемящее.

    ═ ═ Что такое хорошо, понимать можно, разумеется по-разному, особенно теперь, когда всякая нормативность утрачена и любая непролазно-немыслимая плохопись . . .

15.09.2009
14:21

Исчезновение ещё двух ругательных слов (малевич и кручёных) из моего лексикона и появление ещё одного похвального (Гомер).

    Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолев пространство и простор! Павел Герман. 1921 г. Пронзительная мысль: ⌠┘гедонистическая окраска сотворчества . . .

23.03.2009
13:51

ПП и ПП

    Россия-Мать, Россия-Сука┘ А. Синявский - Что означает широкое применение писателем профессионализмов? - Например? - Ну вот: ╚Кранцы висели у него по бортам, как . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100