Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.07.2011 |
|
||||||||||
12.05.2011 |
|
||||||||||
21.04.2011 |
|
||||||||||
11.04.2011 |
Не духом единым?.. Или не хлебом?..
|
||||||||||
05.03.2011 |
|
||||||||||
19.02.2011 |
|
||||||||||
10.02.2011 |
Новые левые - мальчики бравые.
|
||||||||||
31.01.2011 |
Левизна как материальное самоограничение.
|
||||||||||
24.01.2011 |
|
||||||||||
24.01.2011 |
|
||||||||||
29.12.2010 |
|
||||||||||
19.11.2010 |
Как Гордон наводил тень на плетень.
|
||||||||||
06.11.2010 |
Михалков (курсивом) и Чехов (жирным курсивом).
|
||||||||||
05.11.2010 |
Консерватор Михалков (курсивом) против радикала Чехова (жирным шрифтом).
|
||||||||||
01.11.2010 |
|
||||||||||
28.08.2010 |
|
||||||||||
11.07.2010 |
Ах! если рождены мы всё перенимать┘
|
||||||||||
18.05.2010 |
|
||||||||||
01.05.2010 |
Палеологовское возрождение и 1990-й год.
|
||||||||||
13.04.2010 |
Мол, Бродский. Целых три ╚Ники╩ за 2010 год┘ Удручающе тенденциозной показалась сцена с известием о смерти Сталина в фильме ╚Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину╩ (2009) Хржановского. Раздаётся крик: ╚На колени!╩ Он воспринимается как общее наказание за то, что только что разбился при неаккуратной переноске гипсовый бюст Сталина. А это вошла в актовый зал, где репетировал хор пионеров, какая-то сурово одетая тётка с орденом на груди, подпоясанная офицерским ремнём, и кричит. Все колеблются: вставать на колени или нет, - но выполняют приказ, когда она добавляет, что товарищ Сталин умер, и сама становится на колени. Так другие сатирические вставки в несатирическом фильме были в виде мультипликации, а сцена ╚на колени!╩ просто ж продолжение всего лишь ироничной сцены репетиции патриотической песни ╚Родина слышит, родина знает, где в облаках её сын пролетает╩ (1950). Там═ Осю Бродского научил сосед по хору петь вместо слов песни - ╚мяу╩. А сам Ося при этом сосредоточен на приоткрывающемся между пуговицами ═сорочки у учительницы пения. Там в щёлку видны лифчик и голая грудь. Оно ладно. Но это ╚на колени!╩┘ И что стали-таки┘ Ну пусть растерялись и стали. Но ведь ещё и повторили ту тётку (директора?), лбом в пол ткнувшуюся. Фу. Перебор. Перебор в фильме, представляющемся поначалу ну прямо какой-то коллекцией сплошных нехорошестей советской власти. Власти, ущемляющей естественное. Которое почему-то есть только физиологический низ и ничто другое. Вот начало. Пустая, без мебели, с обшарпанными стенами, комната семьи Бродских, в которой никто не подходит к звонящему телефону (а Бродский звонит домой из заграницы). Видимо, умер отец (мать раньше умерла), и ничейную квартиру домоуправление готовит к ремонту и заселению. И сыну ж, понимай, не дали приехать в связи со смертью отца. √ Бесчеловечно. Ну смерть, правда, √ не только физиологический низ. Но вот детство. Папа вернулся домой с войны с Японией. Из Китая. Под Новый Год. Ёлка. Папа привёз подарки: сыну - электрический фонарик, бинокль, маме √ китайский фарфоровый изящнейший чайный сервиз, не менее изящный веер, кимоно, маску артиста специфического японского театра. Чудо вещи! ВЕЩИ!!! ╚А что-нибудь более полезное вы там навоевали?╩ - спрашивает приземлённая, получается (хоть это и шутя произносится) ═мама. √ ╚Музыка╩, - отвечает папа. Ставит привезённую пластинку на патефон, и начинается танец папы с мамой. Аж эротический. Со стонами. Вот, казалось бы, высокое √ соседний собор, видный из окна квартиры. Но он взят в воспоминании о войне и┘ снижен: в доме не было бомбоубежища, и прятались в подвале собора. Вот следующее воспоминание о военном времени: пленные немцы (мать была переводчицей в лагере) украшают новогоднюю ёлку игрушками. Необычно хорошими, стеклянными. ВЕЩИ!.. Украшение-ангел с крыльями навёл Осю на желание летать (телесное удовольствие). И √ мультик: крылатому домашнему коту семьи Бродских преградила путь в вышине простёртая вперёд, в светлое будущее, длань памятника Ленину у Финского вокзала в Ленинграде (а памятник Петру Первому √ в следующих кадрах - не мешает полёту). И тут вставляется поэзия. Звучит отрывок из стихотворения позднего Бродского. (Что кинозритель не может, конечно, знать.)
Это воспринимается как сожаление поэта о материальной бедности, в которой он провёл детство. А всё ж даётся как мистическое посещение умершим поэтом родного города и умерших родителей, сопровождаемое воспоминаниями о прошлом. То есть как-то нематериально об очень даже материальном. Но. Хоть все и знают, что Бродский так и не приехал, даже когда и можно стало, в Россию, и что сюжет выдуман, но он очень долго √ пока герой плывёт на корабле - подаётся как реальность. И пока не становится ясно (когда уже сошёл с корабля и идёт по улицам прошлого), что всё √ мираж, - развоплощения реальности, вещности, физиологического низа во что-то духовное не происходит. И смотришь антисоветский пасквиль. То есть, советская действительность в низменных своих проявлениях, конечно же, достойна всяческого осуждения, однако остаётся нехороший осадок: ну уж так уж всё и плохо было? Может ли быть, чтоб в ранних стихах поэта была такая же, какая-то некрасивая, мещанская нацеленность на материальное как на идеал? Возьмём самую раннюю дату по собранию сочинений. Это 1957 год. Парню 17 лет. Это когда, по фильму, он приводил одну за другой девушек в свою каморку в полуторной квартире, чтоб трахнуть (иное слово не подходит к тому, как это снял Хржановский), на виду, в некотором смысле, у родителей, смотрящих телевизор в главной комнате, но вынужденных видеть, как трясётся (фанерная, наверно) перегородка между каморкой и комнатой и как падают от сотрясения висящие на перегородке картины и прислонённая к перегородке горка пустых чемоданов. √ Возьмём стихотворение ╚Гладиаторы╩. Дата не известна, но относится к раннему периоду, начало которого помечено 1957-м годом.
Не только ╚ради богатства римлян╩ покинул ╚я╩ родину и не победил (как и другие, наверно). А и ещё ради каких-то ╚истин╩. Нечто уж наверно не материальное. Мыслима, вообще-то истина, дескать, материальное превыше всего. Идеал пользы. ╚Надо сказать, что гладиаторами становились не только по
принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно
добровольно, в погоне за славой и богатством. Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах цирковой звезды. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату╩ (http://gladiatorz.ru/rimskie-gladiatoryi.html). Но у Бродского что-то не то: ╚Мы не победили╩. √
Война? Восстание? Борьба колоний за независимость от Рима как-то мало
распространена. Только древние иудеи на слуху. Другое дело √ война с соседями.
Но и её, по Бродскому, не было, ибо герой родину ╚зря покинул ради истин╩,
то есть по собственной воле. И если замять материальный интерес и ╚ради
богатства римлян╩ помыслить как грабительский набег римских соседей, то он
выведет некое искусство для искусства, на войну для войны. Вон: ╚Не облысеем
от женщин, от перепоя╩. Так что идеал пользы тут унижен. Что если он √ для мещан. И те - не герои. Гладиатор же явный герой, раз так мужественно относится к смерти. Раз - этот рваный ритм┘ Из-за такого отношения он, скорее всего, ницшеанец. Как, √ да простится мне анахронизм, ибо всё ж повторяется, и не только в будущем, но и в прошлом, - римские аристократы. Но тут парадокс художественный √ путь наибольшего сопротивления: гладиатор чувствует себя аристократом. Как факт, толпа √ плебейская: ╚Людям хочется зрелищ╩. ╚Я╩ же их презирает (он не им подчиняясь выйдет на арену умирать, а своей вере═ в Рок, в планиду). Героическую же смерть считает достойной высшего существа. Он умрёт, а его истина (что он √ высший) останется в душе читателя. Побеждённый √ парадокс! - побеждает. И совсем не нужно, чтоб было видно, что ж там ещё есть за ценности в ╚его╩ истинах, а тем более √ в истинах поэта. Было б пошлостью договаривать до конца. Что сделал Хржановский. А у поэта не видно. И не слышно. Как в жизни, как юношей Бродский √ по его собственным словам √ экстрим устраивал для родителей, приводя в свою полкомнаты девушку: включал на всю громкость что-нибудь из Баха. Хоть и тоже издевательство (и над родителями, и над Бахом вместе с тем высоким, что его музыка выражала). Но всё-таки. Ибо предъявленное ушам не так натуралистично, как предъявленное глазам. А стихи же тоже в какой-то мере предназначены ушам┘ Вот они и идеалистичнее, так сказать, чем кино. Иное дело проза. Хржановский явно √ начало, по крайней мере, своего фильма - делал под впечатлением такой вещи Бродского: ╚Полторы комнаты╩ (1985). Не зря и название у него похожее. Вряд ли и художественная проза это. Мемуары. И предназначены для американского (или какого-нибудь западного) читателя-обывателя, уровень жизни которого гораздо выше был, чем у советских обывателей, и что вызывало у первых законную, по их мнению, гордость, которую Бродскому, живя там, надо было удовлетворить, что он и сделал. 45 параграфов там. 1 √ о совсем не аристократического происхождения привычке не ходить по паркету в носках. 2 √ о затрушенности быта родителей. 3 √ о преемственности его собственного быта. 4 √ об убогости жилищной политики в СССР. 5 √ о быте коммунальной квартиры. 6 - о замотанности матери. 7 √ контраст: он в американской квартире. 8 √ мерзкий протёкший старинный потолок и державный петербургский вид с балкона. 9 - ┘ Скучно стало читать. Всё-таки Бродский славен как поэт. Есть ли всё же у него, молодого, стихи о физиологическом низе и лживости отношения к нему в Советском Союзе? Есть. К садовой ограде
Снег тут образ лжи, прикрывающей тёмную правду внутри людей-деревьев этого сада-общества. И на развилке ветвей бело, и на сломе ветки, и на срезе ствола спиленной сосны. И наивная ограда, зная, что она черна, аж стесняется от своей, думает она, исключительности. Ей невдомёк, что в этой ненатуральной стеснительности √ ╚чуть не трескаясь от стужи╩ - она и сама покрыта белым снегом и кажется всем белой. Но есть истинная правда: это са`довское ближе к смерти, чем к жизни, это болезнь, чахотка с кровохарканьем. То есть, по сути, всё очень некрасиво, и как было б, понимай, красиво и по сути, если б свою черноту не прятать. И выражено это √ в стихах. Что хорошо. То же, по сути, что у Хржановского в первой половине фильма, но гораздо изящнее. - Как-то не ╚в лоб╩? √ Нет. Просто Хржановский не демонист, а мещанин. Взялся же √ интерпретировать демониста. Вот √ продолжение тех стихов про мечту, казалось, маленького мальчика-максималиста о гедонистическом, казалось, чуде-полёте:
Они якобы рождественские. Называются ╚25. XII.1993╩. Христос в бедности родился, в хлеву┘ - А в чём же демонизм? √ А в том, что речь же об овчаре, овечьем пастухе. Живущем без вещей. Перебивающемся крупицами еды, свободным перемещением и созерцанием неба. Это ему чудо √ награда, а больше не надо. √ Так, может, он и есть тот, на кого равняться нужно, аристократ духа? √ Вряд ли. По Евангелию То, к Чему стремились при рождении волхвы при рождении Иисуса, ориентируясь на новую звезду, был Спаситель. А овчару, - велит лирический герой, - надо зажечь малую ╚звезду в четыре свечи╩ (это 4 ватта), чтоб туда НЕ шли, ибо там ╚мир без вещей╩. Совсем не духовное в обычном, христианском, смысле лирический герой исповедует. А если это и духовное, то оно в необычном, демоническом, смысле духовно. На то, что это так, наводит и само противоречие евангельской темы и церковно-славянской (╚зане╩) лексики антиаскетической направленности стихотворения. Наводит, если помнить, что противоречия √ признак искусства. Лжесоциализм с его возрастающими материальными привилегиями для тех, кто выше на номенклатурной пирамиде, и с его лживой (и плохой) пропагандой для масс высших ценностей, взывал, конечно, к восстанию против себя и к попрёкам и после исчезновения. И можно было восстать (или вслед ушедшему в небытие проклинать) по разному: или 1) против лживости пропаганды высокого и за настоящее преклонение перед аскетизмом, или 2) против и лживости пропаганды высокого и против аскетизма. √ Бродский выбрал второе, более враждебное режиму. За что ему тот и воздал. За что, может, вне режима и был он═ удостоен Нобелевской премии. Всё-таки яркая вещь √ демонизм в его чёрном сиянии. Из-за яркости на него по ошибке соблазнялись и первого рода бунтари. Ведь сотворение нового, коммунистического человека из праха мещанства задача идеально не меньшая, чем демоническое перерождение мещанина в сверхчеловека. И то и то есть из грязи √ в князи. И вот Клячкин сочинил музыку и спел ╚Пилигримов╩ Бродского (слушать тут: http://josephbrodsky.narod.ru/sounds/klyach/piligrimy.mp3).
Только Клячкин спел их без последнего четверостишия (уж настолько
оно нигилистично, что даже ошибающимся левым шестидесятником не могло быть
принято). И вместо шекспировского эпиграфа Клячкин вставил такое балагурство: ╚Написана в течение получаса. Был какой-то праздник,
наверное, это было 7 Ноября, и у нас собирались гости. Помнится, сочинялась она
даже и не очень всерьез, и стихи казались немного крикливыми. Понимание пришло
ко мне позже╩ (http://kliachkin.bard.ru/songs.php?id=165). Зачем Бродскому понадобился сонет, написанный Шекспиром в первый период своего творчества, когда тот ещё мог мечтать о вот-вот достижимости своего идеала, как бы окружающая его мерзкая действительность рождающегося капитализма ни ополчалась против него, - этого я постигнуть не могу. Разве что по такой же причине, по какой Клячкин положил на музыку Бродского: из-за энергии переживания вот-вот достижимости, не смотря ни на что. Пусть у Шекспира и Клячкина идеал √ для обычных людей - позитивный, а у Бродского √ для обычных -═ негативный. Но экстрим есть экстрим. Вот Клячкин и клюнул. Но я в восторге от клячкинского предварения, заострённого против ницшеанца Бродского. Ибо некоторое фэ этим стихам я впервые услышал от другой стихийной шестидесятницы, от моей будущей жены, способной сказать так: ╚У костра выступает бородатый колоритный парень. Пижон √ решили мы╩ (http://art-otkrytie.narod.ru/goihman.htm). Мне она о песне ╚Пилигримы╩ сказала, сморщившись: шикарная. И правда. Не важно ж, что там за мордасти в словах. Эти пилигримы ж те же гладиаторы: кто был никем, тот станет всем в своём мнении. Художественный же смысл нецитируем. А то нецитируемое √ ар-р-ристократично. И слово ╚шикарная╩ и есть же иносказательно озвученный
художественный смысл стихотворения: даёшь сверхчеловеков! Понимание пришло к
Клячкину позже. Но всё-таки экстрим есть экстрим, и песня осталась жить
и среди лево настроенных. А Хржановскому не удалось с такой же силой, как Бродскому √ ницшеанские ценности, воспеть свои, мещанские, сентиментальные, семейные. Слёз его фильм не вызывает. Насильственная разлука родителей с неудобным сыном┘ и выросшего из семейных интересов сына √ с родителями┘ - Не ахти какой трогательный пассаж для сантиментов. Нет жертвенности. Поэтому мне представляются приемлемыми такие слова обычно неприемлемого мною Проханова: ╚И все великие люди, то есть личности великие √ они воспитаны были в идеале жертвенности. Вот, тот человек, который не жертвует собой ради, не знаю, ребенка, ради родины, ради, повторяю, далекой звезды √ ну, какая это личность? Это трава, это животное. Человек становится, ведь, человеком в тот момент, когда он жертвует, когда свои высокие идеалы, высокие смыслы √ он их несет даже на эшафот╩. 12
апреля 2010 г.
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"