Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.07.2011 |
|
||||||||||
12.05.2011 |
|
||||||||||
21.04.2011 |
|
||||||||||
11.04.2011 |
Не духом единым?.. Или не хлебом?..
|
||||||||||
05.03.2011 |
|
||||||||||
19.02.2011 |
|
||||||||||
10.02.2011 |
Новые левые - мальчики бравые.
|
||||||||||
31.01.2011 |
Левизна как материальное самоограничение.
|
||||||||||
24.01.2011 |
|
||||||||||
24.01.2011 |
|
||||||||||
29.12.2010 |
|
||||||||||
19.11.2010 |
Как Гордон наводил тень на плетень.
|
||||||||||
06.11.2010 |
Михалков (курсивом) и Чехов (жирным курсивом).
|
||||||||||
05.11.2010 |
Консерватор Михалков (курсивом) против радикала Чехова (жирным шрифтом).
|
||||||||||
01.11.2010 |
|
||||||||||
28.08.2010 |
Брысь. Начну ругаться с Толстой. Вернее, ругать её. Благо, она не узнает. По поводу вещи ╚Кысь╩ (1986 √ 2000). Саму писательницу я впервые увидел в телевизоре в 2003 году. На передачах ╚Школа злословия╩. Особенно запомнилось, когда туда пришёл Митта, впечатление √ чтоб обратить внимание страны на замерзающий подмосковный посёлок (остановилась котельная от безденежья, а был 20-градусный мороз). Толстой-то на посёлок, было видно, было плевать. Не по теме: как культура выживает в условиях, похожих на нашествие Батыя. (Что демократы, к которым причисляла себя и Толстая, были этим Батыем, Толстую тоже не интересовало. Её ж интересовало выживание, а не угробливание.) Но Митта упорно раз за разом уходил от темы: какое ж тут выживание культуры, когда впору говорить о просто физическом выживании людей. Но ведущая тоже была упорна, и возвращала собеседника в студию. Вот тогда я возненавидел Татьяну Толстую. А нынче, став читать ╚Кысь╩, и на первой же малоформатной странице наткнувшись на такое: ╚хлебные крошки смахнул на пол √ для мышей╩ (единство с природой?), ╚окно заткнул тряпицей, чтоб не выстудило╩ (вечная российская отсталость?), ╚клели╩ (вместо ╚ели╩ - вводится огромная мера условности, что ли, тем более что следом: ╚чёрные зайцы с верхушки на верхушку перепархивают╩), - я заподозрил эту демократку в том, что она тут дала себе волю и во всю √ сколько позволяет условность √ поиздевается над ненавистной русскостью, так и не пустившей страну в западный мир. ╚┘задрав кверху русую бороду╩ (в допетровские бородатые времена мы попали?). ╚Сбить бы парочку √ на новую шапку, да камня нету╩ (или в каменный век?). ╚И мясца поесть бы неплохо╩ (это набившая оскомину в советские времена мясная проблема). ╚А то всё мыши да мыши √ приелись уже╩ (вот зачем крошки мышам┘). В общем, гадости всех прошлых времён собраны в одно условное время, и оно √ специфически русское. А теперь √ вперёд: изгаляться над русскостью. Сколько жёлчи хватит. Жёлчи √ много. Демократы ж всерьёз думали, что можно √ раз, два √ и в дамки: в ряд так называемых цивилизованных стран. Гайдар, вон, пишут, оказался настолько глуп, что думал, что к осени 92-го года рынок сам всё отрегулирует и┘ А оказалось же, что на Западе не просто рынок, а регулируемый рынок. Да с такими тонкими и неведомыми механизмами регулировки, что и десятилетия спустя их всё не наладить в России. Такой Семёнов, например, вообще теоретизирует, что и не пустит классический капитализм (со сверхприбылями) в свои ряды посторонних. Но не на себя ж злиться за глупость и некомпетентность. Тем более гуманитарию, не экономисту, вернее, не политэконому, Толстой. √ Народ виноват сам. Своей неизменяемостью. Гуманитарию ж, казалось бы, наоборот √ первому должно было быть ясно, что есть менталитет, что он √ штука инерционная √ на века. Что шоковая терапия, так называемая, скорее станет народ просто убивать (что массово и произошло), а не срочненько менять. Но. Раж. Кураж. Вот, когда, Ельцин, главный, заваривший кашу, принуждён был (в 2000-м) признать (и то √ косвенно) свой провал, то что решила сделать Толстая, тоже тогда кончившая писать свою ╚Кысь╩? Надо читать книгу √ и узнаю. Но что, если упиться жёлчью решила Толстая? Есть, знаете, такие шахматисты: сколько ни проигрывает √ всё твердит победителю, что вообще-то он сильнее и проиграл очередной раз √ случайно. √ Я ж не выдержу √ разбирать талдыченье одного и того же страницу за страницей. И вот я решил сделать некое исключение. Не читать самому это произведение, а попросить надёжного человека прочесть. Если я угадал насчёт повального злопыхательства √ я вывод о книге сделаю по первой странице (собственно, уже сделал и оставлю его). И всё. И в таком виде и помещу на сайт. Большего не стоит. Не тот это случай, что вещь без одной детали есть уже другая вещь. А вот √ и прокол замысла, что ли. Надёжный человек сообщает, что у Толстой там советские реалии: липовые митинги, липовые траурные обряды, липово-достойное питание в общепите, праздничные липовые призывы партии к народу, раздача дефицита со склада... (Человек √ надёжный: родился, можно сказать, с реставрацией капитализма.) Ну так тем мерзостнее эта писательница. Она, значит, поношение умирающего устроила перед смертью и поношение трупа сразу после похорон. Ай-яй-яй. Я ж подумал, что она поначалу будет злиться, как я, поверивший в УСКОРЕНИЕ. Ну как в вату работал Горбачёв. √ Никакого результата. Год. Второй┘ √ Я злился. Я лишь тогда перестал злиться на народ, когда почуял, что его предают. Я написал Горбачёву письмо-вопрос: не мыслит ли он сменить строй. (Письмо слал с проводницей в Москву родственнику, чтоб он надписал адрес сам и вбросил в почтовый ящик на Старой площади.) Ответ в прессе (в порядке обсуждения нового устава партии) намекал, что да: сменить строй. Можно было становиться индивидуалистом. Но трудно ж┘ Я пошёл в банду. А чтоб ночами меня, понимай, совесть не грызла, самопризвалась на идейный фронт Толстая: поносить старый строй во всю мощь фантазии. Но не привелось мне читать тогда её ╚Кысь╩. И естественней вышло перейти в уборщики лестниц┘ (Хм. Комичный случай┘ Как Туглас сказал: ╚Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: ⌠Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...■╩) А может, всё же нет прокола с замыслом? Надёжный, вон, сообщает, что таки две части в книге: мрачная и очень мрачная, и государственный переворот есть и всё уничтожающий огонь в конце. Ну конечно! Проклятье ж всё, раз воз и ныне там. Опять того же типа ╚изм╩ (теперь это авторитаризм). Ни обманом, ни насильно этот народ не изменить. Ну и гори тут всё огнём. Странно только, что в жизни из заграницы Толстая вернулась всё же в Россию. √ Ещё злобы набираться, что ли┘ Как Новодворская. Итак. Сатирические произведения и вообще-то стоят на грани искусства и публицистики┘ Самый малохудожественный род литературы. Зубовный скрежет в них не редкость. Но если здесь, аж закатывая глаза под лоб от злобы┘ То, может, это √ произведение для усиления чувства злобы. То есть произведение прикладного искусства. Не идеологического. (Имея в виду, что в идеологическом художник разорвётся, фигурально выражаясь, если не самовыразится, самовыразиться же может √ ну не мыслитель он! √ только невнятно, непонятно то есть противоречиво.) Вот. Такой опыт интерпретации. (Раз уж даже и ╚Кысь╩ толкуют, говорят, по-разному.) 27
августа 2010 г.
|
||||||||||
11.07.2010 |
Ах! если рождены мы всё перенимать┘
|
||||||||||
18.05.2010 |
|
||||||||||
01.05.2010 |
Палеологовское возрождение и 1990-й год.
|
||||||||||
13.04.2010 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"