Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
07.11.2015 |
Как увидеть в детали идею целого и оценить.
|
||||||||||
30.10.2015 |
|
||||||||||
12.10.2015 |
|
||||||||||
03.10.2015 |
|
||||||||||
27.09.2015 |
|
||||||||||
12.09.2015 |
На что именно подняла руку "Божья воля".
|
||||||||||
10.09.2015 |
|
||||||||||
04.09.2015 |
|
||||||||||
25.08.2015 |
|
||||||||||
10.08.2015 |
|
||||||||||
05.08.2015 |
|
||||||||||
03.08.2015 |
|
||||||||||
02.08.2015 |
|
||||||||||
31.07.2015 |
Рою землю. Объявляю: у меня новая мания. Дескать, искусство (неприкладное) есть то и только то, что несёт в своём тексте хоть что-то, рождённое подсознанием непосредственно. Последнее важно. Потому что любой автоматизм словоприменения, любая установка – подсознательны. А моё “что-то” должно иметь отношение к идеалу. Тоже подсознательному. И вот с этой манией в душе я перечитал своё (см. тут) о пушкинском “Путешествии в Арзрум” и… должен бы признать этот пушкинский отчёт не имеющим того “что-то”. Следовательно – нехудожественным произведением. Следовательно, например, в 10-титомнике его сочинений оно должно б помещаться не в томе 5-м (Романы, Повести), а в томе 6, 7 или 8-м. Как вдруг мелькнула мысль: а что если на подсознательный идеал Дома и Семьи намекают даже нотки отстранённости (если они есть) и от замечательной экзотики? Что, мол, ему эти далёкие красоты, когда ему Дом нужен… Как ему калмычка за приставание дала кастрюлей по голове, вроде, в ту степь… Открыть что ли наобум Лазаря что-то экзотическое… "Дорога наша сделалась живописна”. В этом "сделалась” я-теперешний чую отстраненность. "Горы тянулись над нами. На их вершинах ползали чуть видные стада и казались насекомыми”. Насекомые – тоже лексика отстранённости. Когда я первый раз в жизни увидел горы (а это был Южный Берег Крыма, и я плыл на дизельэлектроходе из Одессы в Ялту, то есть корабль, наверно, не меньше чем в полукилометре от берега плыл), я только что не щипал себя, не сплю ли я – такими неожиданно маленькими виделись дома – как спичечные коробки, при том, что берег, казалось, был рядом. Подстать были и машинки. Но я б оскорбил своё впечатление сказки, если б их насекомыми назвал. "Мы различили и пастуха, быть может, русского, некогда взятого в плен и состарившегося в неволе”. Я не думаю, что живописность навеяла плен и неволю. Негатив – из подсознательного идеала, от которого он с каждым шагом удаляется. "Мы встретили еще курганы, еще развалины. Два-три надгробных памятника стояло на краю дороги. Там, по обычаю черкесов, похоронены их наездники. Татарская надпись, изображение шашки, танго, иссеченные на камне, оставлены хищным внукам в память хищного предка”. Негатив усиливается… А ну, перескочим ещё на какую-то другую экзотику. "Я ехал посреди плодоносных нив и цветущих лугов. Жатва струилась, ожидая серпа. Я любовался прекрасной землею, коей плодородие вошло на Востоке в пословицу. К вечеру прибыл я в Перинке. Здесь был казачий пост. Урядник предсказывал мне бурю…”. Опа. А то что-то долго негатива не появлялось. – Пушкин отыгрался за эту долготу описанием непогоды. Правду сказать, он к ней отнёсся стоически. Что такое, однако, стоицизм как не хорошая мина при плохой игре. А ну, ещё что-нибудь. "26 июня мы стали в горах в пяти верстах от Арзрума. Горы эти называются Ак-Даг (белые горы); они меловые. Белая, язвительная пыль ела нам глаза; грустный вид их наводил тоску”. Но красиво ж, нет? – Плевать… А ну, в гареме. "Все они были приятны лицом, но не было ни одной красавицы…”. А ну, в самый конец. "Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище. Белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками. Бешеная Балка также явилась мне во всем своем величии: овраг, наполнившийся дождевыми водами, превосходил в своей свирепости самый Терек, тут же грозно ревевший. Берега были растерзаны; огромные камни сдвинуты были с места и загромождали поток”. Но и эта дикая красота, видно, утомила: "Наконец я выехал из тесного ущелия на раздолие широких равнин Большой Кабарды”. Ай да я! Я ж вернул в своём мнении “Путешествие в Арзрум” в художественную литературу. В этом произведении брезжит нецитируемое… Что? Если и не идеал Дома и Семьи, который был у Пушкина ещё неосознаваемым, когда он записывал свои впечатления от путешествия в 1829 году, то разочарование во всяких высоких идеалах в 1835 году, когда, наконец, он решил это произведение дописать и напечатать. 31 июля 2015 г.
|
||||||||||
30.07.2015 |
|
||||||||||
27.07.2015 |
Найти подсознательное у Бальзака.
|
||||||||||
22.07.2015 |
Польза от акцента на подсознательном.
|
||||||||||
19.07.2015 |
|
||||||||||
15.07.2015 |
|
||||||||||
10.07.2015 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"