Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
30.07.2007 |
|
|||||
04.07.2007 |
|
|||||
29.06.2007 |
|
|||||
27.06.2007 |
|
|||||
26.06.2007 |
Идея младшего Буша в художественном исполнении
|
|||||
25.06.2007 |
|
|||||
13.06.2007 |
|
|||||
05.06.2007 |
|
|||||
13.05.2007 |
Стоит ли мусолить одну деталь?!
|
|||||
08.05.2007 |
|
|||||
24.04.2007 |
|
|||||
19.04.2007 |
Почему Осирис, или Что про себя не вполне знает сам Брущенко
|
|||||
17.04.2007 |
|
|||||
12.04.2007 |
|
|||||
20.02.2007 |
Николай Рубцов (3-е продолжение)
|
|||||
03.02.2007 |
Николай Рубцов (Еще продолжение)
|
|||||
30.01.2007 |
|
|||||
28.01.2007 |
Николай Рубцов Такую книгу я читал┘ Можно б сказать апокалиптическую.
Но нет. Она научная. И потому, - не чета страстному ╚Апокалипсису╩, - написана
безэмоционально. Факты, логика, расчеты┘ Марс и Венера, мол, находятся в физически устойчивых
состояниях, но не совместимых с жизнью, а Земля балансирует. Ее биосфера
приобрела способность в течение сотен миллионов лет регулировать окружающую неживую
природу, физическо-химические условия на планете, так,
чтоб они из-за возмущений своих не выходили за пределы, за которыми однажды
возникшая жизнь на планете стала бы невозможной, как и на Марсе с Венерой. Так,
сколько бы углерода вулканы при горообразовании ни выбросили из земных недр,
углекислого газа в атмосфере не становится настолько много, чтоб она от
парникового эффекта разогрелась (навсегда) до температуры═ + 400 градусов и чтоб испарились бы океаны,
как на Венере. Даже в архее, 3 миллиарда лет назад (а тогда дело было близко к
парниковой катастрофе), бактерии перевели лишний углерод в известняки, и √
обошлось. Или так называемые числа Редфилда - соотношение количества углерода,
азота, кислорода и фосфора в верхних слоях океана, необходимое для синтеза
органического вещества. Одни микроводоросли эти элементы поглощают, другие утилизуют.
И нужное соотношение поддерживается. То же с водой. Речной сток в океаны точно
равен осадкам благодаря растениям. И таких механизмов неисчислимое количество. Биосфер было много. В них менялся набор организмов
(видов, родов, классов и т.д.) И вот наступило время, что должен из нынешней
биосферы исчезнуть гомо сапиенс, чтоб Земля не превратилась в Венеру. У
биологии есть свои механизмы, как устранить его. Например, вырождение путем
ухудшение отношения к себе подобным. Что и стало ощущаться с конца 19-го века.
Еще в Крымской войне русские офицеры по ночам лазили к итальянским, чтоб
сыграть в карты, а уже Франко-прусская война осложнилась массовой гибелью
гражданского населения. Потом рациональным стал геноцид, уничтожение своего
населения миллионами, применение атомной бомбы. Токвиль √ в первой половине 19-го века предсказал,
судя по росту населения, что в будущем США и Россия будут хозяевами мира. Так и
вышло. Вот во второй половине 20-го века другой провидец,
Николай Рубцов, глядя на одного из этих вождей человечества, Россию (именно так
√ как на Западе √ он называл свою родину), в самый разгар шестидесятничества
(последней судороги честных людей спасти социализм) почувствовал, что гомо
сапиенсу пришел конец. Смотрите на первое стихотворение, открывавшее его
первый стихотворный сборник (я цитирую то, как в машинописи): ЭЛЕГИЯ Брату Алику Стукнул по карману √ не звенит. Стукнул по другому √ не слыхать. В коммунизм √ безоблачный зенит √ Полетели мысли отдыхать. Но очнусь и выйду за порог И пойду на ветер, на откос О печали пройденных дорог Шелестеть остатками волос. Память отбивается от рук, Молодость уходит из-под ног, Солнышко описывает круг √ Жизненный отсчитывает срок. Март 1962 Ерунда стишок. Воспоминание. Посвящено старшему брату.
Как самоиздевка. Их оставалось четверо после смерти матери в войну и ухода отца
на фронт. Сестра и два брата: старший и младший. Но им не суждено было
родичаться. Родная тетка их оторвала друг от друга. Сестру √ себе в прислуги,
старшего √ в ФЗУ, младших √ в дошкольный детдом. Потом и этих двоих разлучили.
Колю увели в другое местечко, в детдом для школьников. Отец после войны завел
другую семью. От детей отказался. Поскитавшись и настрадавшись после детдома
там и сям (окружение-то √ нормально бесчеловечное), Коля приехал-таки
лимитчиком в город, где жил лимитчиком же старший брат, Алик. Но у того жизнь
не заладилась. Не до родичания. Детдом закрыли. Друга по общежитию посадили в
тюрьму. Девушка, проводившая его служить на миноносец, его не любила и не
ждала. Флот тоже со временем отпустил. √ Один на ветрах жизни. Стихи √ спасение
души. Но специфическое. Зажмуриваться и отлетать в эмпиреи жизнь не дает. Разве
что √ обмануть себя на минуту, посвятить стих как бы родному брату. И
придуриться заигрывающим с модой, победно шествующей эстрадностью в поэзии, и
приделать шутливую концовку-закольцовку: Стукну по карману √ не звенит. Стукну по другому √ не слыхать. Если только буду знаменит, То поеду в Ялту отдыхать┘ Да
еще назвать стихотворение этак не по-своему, а
по-интеллигентски - ╚Элегия╩. Красивое слово. Название литературного жанра,
обозначающего настроение содержимого греческим ╚жалобное╩. Вы верите? Чтоб Рубцов рисовался под именно настроение
(нечто преходящее), задрапировавшись в жанровую форму, и шутя по поводу
непробойности своих стихов и вообще материальной недостижительности уже
просматривавшегося на довольно длинном промежутке жизненного пути (26 лет). Можно так подумать. Но я стал читать стихи Николая Рубцова, да еще с конца
книги, после повествования Коняева ╚Путник на краю поля╩, этой инвентаризации
нормированных в стране несчастий бездомного с детства до смерти, с 6-ти лет до
35-ти. Несчастий закономерных на ╚Земле, не для всех родной╩. Ставшей неродной
для гомо сапиенса. Что можно учуять, наверно, в КАЖДОМ стихотворении. Я забыл, Как лошадь запрягают. И хочу ее Позапрягать, Хоть они неопытных Лягают И до смерти могут Залягать. Не однажды Мне уже досталось От коней, И рыжих, и гнедых, - Знать не знали, Что такое жалость, Били в зубы прямо И под дых. Эх, запряг бы Я сейчас кобылку И возил бы сено, Сколько мог, А потом Втыкал бы важно вилку Поросенку Жареному В бок┘ 1960 Урбанизация делает немыслимой гармонию с природой даже
живущему в деревне. Зная теперь биографию поэта, понимаешь это подтрунивание
над житьем, чтобы есть, и едой, чтобы жить. Он приезжал к жене в деревню (ибо в
городе без прописки не житье) и не мог √ поэт - жить там, как все,
зарабатывать, как жена, 35 рублей. И не потому, что о жареном поросенке в
советской деревне можно было только мечтать. И не потому, что сама физическая
конституция детдомовца, кое-как выкормленного в войну, не обеспечивала
аппетита. А еще и потому, что чтоб стихи сочинять, надо жить свободным среди
обязанных и быть ненавидимым ими √ за тунеядство: вот что за кони ╚били в
зубы прямо и под дых╩. Однако никакой шукшинского типа непримиримости ╚так
жить нельзя╩ ни в городе, мол, ни в деревне √ нету у Николая Рубцова. Раз
пришло время понемногу, исподволь уничтожать друг друга и самоуничтожаться √
что ж: пришло так пришло. И тут он с народом. Что в городе, что в деревне. Се
ля ви. Вернее, таково самоуничтожение человеческой жизни. Не то, чтоб ╚Эх┘╩
Вернуться в гармонию с природой. √ Нет. По какому-то закону (природы же?) раз
это не дано √ так не дано. Смирение. Великое русское смирение┘ Оттого какая-то метафизичность реет. ╚Я забыл┘╩
само Время тут. Пространство √ в предыдущем, в ╚ветер╩ и ╚откос╩.
Космичность √ ╚Солнышко описывает круг √ Жизненный отсчитывает срок╩.
╚Я╩ пишем, ╚человечество╩ - в уме. И не преходящее настроение, а в каждом,
каждом, каждом стихотворении. Вот самое последнее в книге (да еще и пророческое по
сроку, если иметь в виду только ╚я╩ - жена убила его 19 января 1971 года): Я умру в крещенские морозы. Я умру, когда трещат березы. А весною ужас будет полный: На погост речные хлынут волны! Из моей затопленной могилы Гроб всплывет, забытый и унылый, Разобьется с треском, ═════════════════════════════════════════════ и
в потемки Уплывут ужасные обломки. Сам не знаю, что это такое┘ Я не верю вечности покоя! Тут и восклицательные знаки есть, и негативнооценочные
слова: ╚ужас╩, ╚забытый╩, ╚унылый╩,═
╚ужасные╩. А впечатление √ эпическое. Просто невиданное по силе
половодье. Одно из ВОЗМУЩЕНИЙ в отношении биосферы. Как таежный пожар (еловый
лес √ через так называемые ремонтные виды: лишайник, мох, кустарник, ольха √
восстановится через 500 лет). Как удар о Землю астероида (динозавры вымерли, но
пошли в гору млекопитающие). Ну а теперь исчезнет гомо сапиенс (тоже ремонтный вид),
раз так изменил климат, что такие пошли половодья. Никакого идеализма - насчет
вечности (в первом стихотворении═ -
памяти). Ни тени от религии спасения и какой бы то ни было веры в сверхбудущее,
пусть мистическое. Идет просто художественное исследование настояшего. И
эмоциональное развоплощается (совсем по Выготскому) в═ безэмоциональное. Реализм. Закономерный сменщик очарованных залетов ╚В
коммунизм √ безоблачный зенит╩. Кстати, тот еще выбор исторического момента √
шестидесятничество. Все √ по пути наибольшего сопротивления. Как и выбор именно России с ее вечным мессианством
(предпоследнее в книге стихотворение): ЗИМНИМ ВЕЧЕРКОМ Ветер, не ветер √ Иду из дома! В хлеву знакомо Хрустит солома, И огонек светит┘ А больше √ ═════════════════════════════ ни
звука! Ни огонечка! Во мраке вьюга Летит по кочкам┘ Эх, Русь, Россия! Что звону мало? Что загрустила? Что задремала? Давай пожелаем Всем доброй ночи! Давай погуляем! Давай похохочем! И праздник устроим, И карты раскроем┘ Эх! Козыри свежи. А дураки те же. А вот еще √ выбор. Он много где чувствуется. √ Русский
север. Вологодчина. Леса. Реки. Надежда тех, кто еще хочет спасти человечество,
запретив освоение мало где сохранившейся дикой
природы. √ Так на: удар в самое сердце. Надежда умирает последней? √ Ну так √ в надежду. В заповедные леса. В душу русскую. В ее
самую лучшую поэзию. Пред-пред-пред-предпоследнее стихотворение: Я люблю судьбу свою, Я бегу от помрачений! Суну морду в полынью И напьюсь, Как зверь вечерний! Сколько было здесь чудес, На земле святой и древней, Помнит только темный лес! Он сегодня что-то дремлет. От заснеженного льда Я колени поднимаю, Вижу поле, провода, Все на свете понимаю! Вон Есенин √ ═════════════════════════════ на
ветру! Блок стоит чуть-чуть в тумане. Словно лишний на пиру Скромно Хлебников шаманит. Неужели и они √ Просто горестные тени? И не светят им огни Новых русских деревенек? Неужели ═════════════ в
свой черед Надо мною смерть нависнет, - Голова, как спелый плод, Отлетит от веток жизни? Все умрем. Но есть резон В том, что ты рожден поэтом. А другой √ жнецом рожден┘ Все уйдем. Но суть не в этом┘ А в чем? В том, что все остается людям? Но будут ли
они? Почему не светят поэтам огни новых русских деревенек? Не до жиру?.. Самих
новых этих нет?.. √ С культурой, похоже сегодня, пророчество Николая Рубцова
тоже сбывается. 28 января 2007 г.
|
|||||
25.01.2007 |
|
|||||
28.12.2006 |
Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"