Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
30.07.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
04.07.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
29.06.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
27.06.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
26.06.2007 |
Идея младшего Буша в художественном исполнении
|
|||||||||||||||||||||||||
25.06.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
13.06.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
05.06.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
13.05.2007 |
Стоит ли мусолить одну деталь?!
|
|||||||||||||||||||||||||
08.05.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
24.04.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
19.04.2007 |
Почему Осирис, или Что про себя не вполне знает сам Брущенко
|
|||||||||||||||||||||||||
17.04.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
12.04.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
20.02.2007 |
Николай Рубцов (3-е продолжение)
|
|||||||||||||||||||||||||
03.02.2007 |
Николай Рубцов (Еще продолжение)
|
|||||||||||||||||||||||||
30.01.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
28.01.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
25.01.2007 |
Светлана Фельде Чем я могу быть полезен читателям, если всем рассказ нравится и все в нем все поняли? Какой кому интерес вникать,
как я могу объяснить какую-то текстовую частность, исходя из своей сложнейшей
системы ценностей, идейных и художественных? Чем это лучше ла-ла-ла-словоблудия,
не опирающегося на текст или слегка касающегося его? Или элементарно (пусть и
приблизительно или даже неверно) выраженного удовольствия от прочтения?
Все-таки выраженного и всем, опять же, понятного┘ В общем, пишу для специфического гурмана. Пишу в
надежде убедить его √ будто он еще со мною не согласился √ что моя сложнейшая
система опять срабатывает. Грубо говоря, хочется писать, когда натыкаешься на
вкусный рассказ. Я пишу о ╚Гуд бай, Америка!╩ (http://www.pereplet.ru/text/felde08jan07.html)
Светланы Фельде. (Я потом лишь прочел, какая она молодец. Тем приятнее.) А чтоб было с интригой, я возражу читателю,
отозвавшемуся: ╚Ярко, как кино╩. √ Нет! Сухо, как в протоколе. Ну в самом деле: ╚Обе ее дочери живут в Америке. Вполне счастливо и
благополучно╩. Вот такое начало. Абзац из двух предложений. Аж
нарочито просто. Могло б быть и одним предложением. Даже запятой не
разделенным. √ Ан нет! √ Поджарость, подобранность, лапидарность, краткость.
Никаких эмоций. Эмоции загнаны под спуд. Авторский текст находится в области
сознания старушки-матери, которую выбросили за ненадобностью в дом престарелых
любимые две дочери, переезжая в Америку. Она сжалась, крепится, политкорректно
внушает себе что-то о рациональности. А эта сухость от ежестрочного
столкновения с чудовищным, по сути, аморализмом детей кричит. Криком кричит. И
действует с кинематографической силой (внушительнее √ для тех, кто может ее
переживать √ действует только музыка). √ Вот откуда это ╚ярко, как кино╩. Но┘ Вдруг это мое пронзительное сочувствие и
противочувствие √ от предвзятости, от шкурного интереса старика, в будущем
которого тоже маячит дом престарелых, как бы ╚счастливо и благополучно╩
ни сложилась жизнь моего собственного ребенка. Я не смею быть предвзятым. Мало ли что может вызвать
сочувствие из-за предвзятости?! Не считать же рассказ хорошим только из-за
того, что он лично мне потрафил? Ну так пожалуйста. Существует в нем и с ног сшибающий
элемент. Для него отвлекусь. В Одессе есть такое пригородное село √ Черноморка.
Туда ходит городской трамвай. По одной колее, что проведена по степи между
городом и селом. При въезде в Черноморку колея раздваивается, охватывая село
одноколейной же петлей. При этом раздвоении √ одна остановка, на дальнем
развороте петли на 180 градусов √ другая остановка. Из-за домов и деревьев с
одной остановки другую не видно. Но сразу после разворота вдали трамвай долго
идет по прямой. Если с берега моря подходишь к этой прямой где-то в ее середине
и видишь, что трамвай вдали только вывернул из-за дальнего поворота, то можно
успеть на остановку у развилки, если побежишь даже и не очень шибко. Удобно.
Подбегаешь √ тебе подают трамвай. Садишься в него и едешь в город. Вот так раз я побежал, увидев поворачивавший вдали на
прямую трамвай, - искры под дугой на повороте сыпались┘ Подбегаю к остановке,
оборачиваюсь и┘ трамвая нет. Исчез. Я не стал особо размышлять над этим чудом. Было голове
чем и без того заниматься. Дождался приезда из города трамвая, сел в него и
поехал себе до конца петли потом обратно в город. Одессит я был новоиспеченный. Я не знал, что петля
где-то перед ее дальним разворотом имеет срезающую колею-соединение. Там
отстаивались трамваи во время обеда водителей, или при ремонтах. Колея эта в
гуще садов была не видна невнимательному пассажиру, севшему на первой, при
развилке, остановке, чтоб захватить место и не стоять при долгом проезде через
степь. Когда я узнал о существовании запасной петли-колеи, я
вспомнил про чудо исчезновения трамвая. Все объяснилось. Я лишь слегка удивился
самому себе: насколько устойчива психика атеиста. Нет чудес на свете, потому
что их не может быть. А что вот √ чудо воочию? √ Плевать. Как-то вот так, как бы между
прочим, рассказано у Светланы Фельде о чуде с исчезновением
фотографий старушки. Драгоценные цепочки, ожерелья и кольца (что в описи) √ не
пропали. Зловредности персонала в том доме престарелых не было. Никому там старушка
не было близка. НЕКОМУ было взять фотографии себе. От безразличия к личности умершей
мог, конечно, персонал отнестись к фотографиям, как к мусору, и выбросить
безмозгло. Но, во-первых, на это нет и намека, во-вторых, как-то напирает
повествователь на чудесность случая. Хоть старушка и умерла, текст по-прежнему
находится в зоне ее сознания и речи. Просто старушка взяла и против вопиющего
аморализма взбунтовалась, наконец, явно: ╚Это ж чужие воспоминания, кому они нужны? И они действительно никому не нужны. Поэтому старуха забрала их с собой╩. Раньше бунт ее был скрытый - сарказм ╚Гуд бай,
Америка!╩ вместо ╚Спокойной ночи╩. Америка, в смысле самое плохое, что есть на
свете, т.е. рационализм, - свирепствует в стране, называвшейся СССР. Почему в России случилась социалистическая революция?
√ учили. √ Потому что Россия была слабым звеном капитализма. Так что если и
теперь она √ слабое звено? В каком смысле? А вот. ╚┘доля генетически дефектных особей вида
Homo sapiens в его нынешнем состоянии намного выше, чем у представителей
нетронутого цивилизацией животного мира (на начало XXI века она составляла
около 30%), - это, можно считать, уже доказанный научный факт, беспристрастное
свидетельство того, что человек - быстро вырождающийся вид┘ Существует,
например, сильное подозрение, что попрание этических норм и особая жестокость в
отношении к себе подобным, ставшие обычными для последнего
столетия, связаны именно с этими моментами╩ (http://iwp.ru/prob/kndd/ch52.html). Известен же такой биологический
закон, что когда какого-то вида становится слишком много √ особи становятся
агрессивными и губят друг друга. Что если пришла пора человечеству погибнуть и
россияне опять впереди планеты всей? В 19-м веке Константин Леонтьев еще не понял этого. Нацию
он считал ту великой, в которой велико добро и зло: растопчут кого-нибудь в
дверях - туда и дорога. И радовался за Россию. А оказывается, печалиться надо, причем не за Россию, а
за все человечество, во главе с Америкой мчащееся в тартарары. И в том и состоит значение мистики в рассказе Светланы
Фельде, чтоб крикнуть: ╚Нет!╩ - этой жуткой перспективе. Второй ее рассказ, ╚A
capite╩, похоже, имеет мистику в своем составе в том же качестве. ═Недавно (http://www.codistics.com/sakansky/paper/volojin/solomon13.htm)
мне пришлось писать, что Набоков √ от стеснения перед людьми за свой идеал
сверхбудущего √ писал так, что, читая, видишь, слышишь, обоняешь и осязаешь.
╚Ярко, как кино╩ - другими словами. Так теперь я хочу сказать, что Светлана Фельде,
по-видимому, не стесняется такого типа идеала и ничтоже сумняшеся
антинаобковски, так сказать, мутит во всю: ╚Гиссарский хребет, темно-синий при свете дня, теперь
размыто и нечетко белел снежными шапками╩. Так дневной хребет таки аж видишь. Но это исключение. ╚Маленький поселок, спрятанный высоко в горах, остался
неизвестно где. Кажется, он действительно был, этот маленький поселок, но -
когда? И наяву ли? Он не мог сказать этого с определенностью╩. ╚Он оглядывается по сторонам: никого. А белокрылого
ангела, парящего рядом с ним, он, конечно, не видит. И не слышит слов,
произносимых ангелом медленно и печально╩. ╚Ангел, покинувший ущелье, снова заглядывает в лицо
младенца┘╩ Я считаю своим достижением четкое различение между
идеалом романтическим (эгоистическим, если одним словом и в моральном плане,
центропупским, витающим в СВОЕМ внутреннем мире) и маньеристским
(ингуманистическим в своем залете сверхвверх и квазиколлективистским). Казалось бы, старушка Светланы Фельде находит спасение
в своем солипсизме. Даже тела своего она не ощущает, и это дано позитивно.
Витает в воспоминаниях. Но нет! Ей стыдно перед медсестрами, что она обгаживается.
Она коллективист. И автор недалеко ушел от ее мироотношения. Хоть и держит
дистанцию. То же с моральными заповедями во втором рассказе. ОНИ
побеждают, а не солипсизм физических страданий путника в горах. И нисколько этакого коллективизма Светлане Фельде не
совестно. Наоборот. Она на нем парит. Мне самому нравится такой тип идеала. Но так как автор
продвигает его путем наибольшего сопротивления √ погружая своих героев в,
казалось бы, пучину их внутренних переживаний (а не в себя), то я не боюсь, что
я предвзят. √ Путь-то наибольшего сопротивления оказался объективно
обнаруженной данностью, а не высосан мною из своего пальца. Итак, спасибо автору. Было на чем проехаться, усовершенствуя
плоды любимых дум. 25 января 2007 г.
|
|||||||||||||||||||||||||
28.12.2006 |
Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"