TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.10.2024
20:05

С точки зрения имеющего политический темперамент

    Обжёгшись в молодости на головокружительных красавицах, я перестал их воспринимать вообще. Без всякой натуги это произошло. Я их перестал уметь запоминать, . . .

16.10.2024
21:35

Но до чего доходит изворотливость у искусствоведов!

    Я эту фантастическую изворотливость впервые заметил у литературоведов, посещая научную Пушкинскую комиссию при Одесском Доме учёных. Например, известно, что . . .

14.10.2024
10:04

Любовь к трудности

    Вот попалось мне на глаза такое стихотворение. Импровизация Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. Я вытянул руки, я встал на носки, . . .

11.10.2024
14:10

Ляп Эйзенштейна

     

    На меня иногда нападают приступы очень неприятного сомнения, правильно ли я поступаю в своей искусствоведческой деятельности…

    Дело в том, что я взялся что-то делать, чтоб теория художественности по Выготскому была принята наукой об искусстве, а за нею – всеми.

    Можете смеяться, но додумался я, что надо для этого публиковаться в специальных рецензируемых журналах лишь несколько лет назад (а “взялся что-то делать” – 60 лет назад). Естественно, я потерял время: наступила старость и утрата сил. Я ещё прыгнул выше себя и сумел настолько приблизиться к научному стилю, что во втором журнале статью не отвергли сразу из-за его отсутствия, как в первом журнале. Но агрессивность я всё же не унял, и меня за то отвергли, плюс я в отчаянии от отказа в первом журнале, послал похожую статью в журнал обычный, и совпадающие текстовые куски были зафиксированы рецензентом с помощью программы поиска плагиата, и статья была отвергнута. За всё же агрессивность стиля, думаю. Взбесил я рецензента, и он мне плагиата у самого себя не спустил. Главред журнала выразила надежду на всё же продолжение сотрудничества, но я в себе сил преодолеть эту злосчастную агрессивность уже не нашёл. – Меня слишком ужасает тот факт, что я не встретил более чем за полвека чтения специальной литературы ни одного учёного или критика, кто б упомянутую теорию применил для практики, тогда как художники – впечатление – чуть не все её стихийно применяют.

    Ну и в этой своей агрессивности я дошёл до того, что стал себе много позволять. Во первых, я считаю, что так как “рукописи не горят”, до моих писаний учёные в будущем докопаются. Во-вторых, я считаю свои писания имеющими эвристическую ценность. Поэтому, в третьих, я могу себе позволить ошибаться, что меня расковывает.

    Но тут я впадаю в противоположную крайность, в угрызения совести, не стыдно ли так распоясываться.

    Чему способствует сама суть теории художественности по Выготскому.

    .

    Надо, наверно, для тех, кто не в курсе совсем, сказать пару слов о сути этой теории. Она, образно говоря о творце как зеркальном отображении восприемника, такая: художественный смысл – как геометрическая сумма двух сил.

    2 противочувствия – от двух текстовых противоречий. Они осознаваемые. Их столкновение рождает в душе восприемника третье переживание, в основном подсознательное. Только иногда беспричинные слёзы или дрожь или ещё что-то физиологическое доходит до сознания, да смутное переживание, что тебе сказали ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    У творца какой-то похожий обратный процесс, который я не знаю, как изобразить. От подсознательного идеала рождаются текстовые странности, которые сознание творца не в силах не пропустить в текст, тем паче, что, когда они туда прорвались, сознание творца испытывает глубокое удовлетворение и переживание удачи в выражении того, что не было дано ему в сознании, а только неопределённо вдохновляло.

    .

    Всю сумму описанных переживаний Выготский назвал художественностью. Она существует только в двух душах: автора и восприёмника. Больше нигде. Ни на страницах книги в литературе, ни на холсте в живописи, ни в вибрациях воздуха в музыке. Только в душах. Катарсис почти никогда не даёт перевести себя в слова. И, если это насколько-то адекватно удаётся толкователю-критику, то не вследствие логического вывода словесного содержания катарсиса из осознаваемых противочувствий, а… не известно почему.

    Это и есть то слабое место, которое запускает во мне приступы угрызений совести: а вдруг я неправильно угадал? Особенно – когда я хамлю и позволяю себе не слишком проверять результат.

    А проверить можно бесконечным числом действий. Катарсис же – это какой-то нюанс духа времени. Оно много чем осознаваемым даёт о себе знать. Даже если автор реалист (с идеалом истины, чем он похож на учёного) и угадывает в социуме то, что ещё никто не чувствует. Особенно хорошо тогда проверять спустя какое-то время, когда то увидят в социуме другие. То же происходит с выразителями других идеалов, например, с высоквозрожденческим идеалом гармонии низкого и высокого (о содержании этого идеала все, кажется, согласились; тем пример хорош; он ещё хорош тем, что его выразители быстро получали признание; правда, плох этот пример для согласия, что идеал этот был подсознательным, раз признание бывало быстрым; можно, правда, отбиться: искусствоведы нагло обманули всю-всю публику и скрыли, что до Высокого Возрождения царил стиль так называемой – по Лосеву – обратной стороны титанизма, с воспеванием разврата (что было необходимо для сбрасывания с себя религиозных цепей, которое, в свою очередь, было необходимо для чувствования себя свободным предпринимателем в республиках Италии); идеалу гармонии низкого и высокого было не просто пробиться к сознанию развратных современников, и он рождался только у единиц, у гениев: Леонардо, Микеланджело, Рафаэля). Вообще же общим местом является трудное восприятие выражения подсознательного идеала автора. Часто автора признают только после смерти.

    Вживание в дух времени, в его нюансы очень трудное дело. Легче замотать. Отчего многие искусствоведы избегают толкований. Запросто можно ошибиться и испортить карьеру. – Я не боюсь (её у меня нет), зато посещают сомнения. Особенно – из-за этого вдруг-озарения, в чём именно (словами) состоит катарсис.

    Особенно, когда ты – белая ворона: никто ж противочувствия и катарсис не имеет своими инструментами. (Лишь буквально днями я впервые встретился с текстом, вспоминающим Выготского на счёт вдруг-озарения: "…не есть ли это произведение та самая “вспышка короткого замыкания”, которая и запускает эстетическую реакцию, по теории Л. Выготского” - {Е. Андреева. https://nice-books.ru/books/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/115490-ekaterina-andreeva-vse-i-nichto-simvolicheskie-figury-v.html.)

    При всеобщем замалчивании и игнорировании этой теории наукой в жизни бытует как бы противоположное. При слове “искусство” всем в первую очередь приходит в голову то искусство, которое нам сказало ЧТО-ТО, словами невыразимое. Противоположно прикладному искусству (рождаемому замыслом сознания, полностью понятное потому и призванному усиливать в общем-то знаемые переживания).

    Но так – сейчас.

    А было время, когда часть художников – сознанием своим, по крайней мере – считала это буржуазным пережитком. Авангардисты в начале ХХ века.

    Одним из них был Эйзенштейн, автор так называемого интеллектуального кино.

    Для меня лично парадоксальным кажется то, что он “технологию” катарсиса, получаемого из противочувствий (не зная о ней) применил для кино с самозаданием, противоположным достижению контакта подсознаний автора и восприемника:

    "Моим художественным принципом было и остается: не интуитивное творчество, но осознанное конструктивное построение воздействующих элементов; воздействие должно быть заранее рассчитано и проанализировано, — это самое важное” (https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52669/1/iurp-2017-165-18.pdf).

    Так хорошо, если расчёт – удачный. Например, шпик Лиса в “Стачке” подан понятно. После долгого экспонирования списка шпиков, следящих за настроением рабочих, видно, что там есть, скажем, шпик Лиса. И потом идёт смотр шпиков. Так касательно шпика Лисы сперва на экране появляется лиса.

    Потом наплывом лиса сдваивается с лицом того, у кого такая кличка.

    А потом – и само его лицо.

    И завершается надписью “Лиса” на весь экран. – И ясно, что режиссёр "сатирически высмеивает врагов рабочего класса” (https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52669/1/iurp-2017-165-18.pdf). Это – мыслеэмоция, которой не было на экране. Но которая была придумана до того, как выполнено такое выражение.

    А что, если расчёт оплошал? Ведь "интуитивное творчество” Эйзенштейн сам себе запретил. А слаб ум без подсознания (не того, что подсознательный идеал, а другого, обеспечивающего, чтоб каждый элемент работал на замысел сознания, и про что говорят: не надо выпивать море, вкус его можно узнать по одной капле).

    И тогда, - при слабости ума по сравнению с подсознанием, - например, в фильме “Октябрь” (1927-28):

    "После выступающего на трибуне меньшевика показывались руки, перебирающие струны арфы, речь эсера монтировалась с балалайкой. Однако вместо интеллектуальных сравнений сладкозвучного меньшевика с арфой, а болтливого эсера с балалайкой (как были задуманы эти метафоры) у зрителя возникало недоумение: откуда на съезде Советов взялись эти музыкальные инструменты” (https://www.stud24.ru/art/istoriya-razvitiya-intelektualnogo-i-pojeticheskogo/71215-227334-page2.html).

    Вот, до чего доводит максимализм и чёрно-белое мышление, дескать, раз победила социалистическая революция, то надо выбросить с корабля истории искусство эксплуататорских эпох.

    .

    Не уподобляюсь ли я дурастым авангардистам, назначая прикладному искусству второсортность из-за впадания в полемическое преувеличение из-за того, что неприкладное официально не называется рождённым от подсознательного идеала из-за неприятия наукой теории художественности по Выготскому с её подсознательным катарсисом?

    3 августа 2023 г.

     

02.10.2024
12:31

Ну как это назвать? Крохоборством?

    Я занимаюсь разработкой своего, пардон, открытия, что в подсознательном идеале (наверно, прекрасной революции) у футуристов была подсознательная часть – . . .

30.09.2024
13:16

Есть только мои ощущения?

    Есть такая Лёля Городная. Захотелось её не только покритиковать за пустой трёп о живописи (или молчание), но поблагодарить дистанционно (она меня заблокировала . . .

27.09.2024
21:31

Чудо прикладного искусства

    Оно, вообще-то, не должно создавать впечатление чуда, ибо создаётся из головы, а не из подсознательного идеала с естественной для такой “мути” недопонятностью. А . . .

22.09.2024
20:03

Я похож на курицу

    Она в куче мусора что-то выклёвывает, и я… в массе каляк-маляк Розановой. Каких только безобразий для глаза она ни накалякала, но однажды я наткнулся на каляки, в . . .

20.09.2024
18:49

Ограничения на публикацию о Высоцком

    Дзен-портал, мол, святее папы римского. . На день смерти Высоцкого я выпустил заметку (см. тут, там я сравнивал украинский и русский варианты песни “Правда ведь, . . .

18.09.2024
10:54

Хватаюсь за соломинку

    - Вы мне выглядите как человек, по неведению открывший математический анализ через 350 лет после Ньютона. Зам. директора Одесского музея западного и восточного . . .

15.09.2024
16:55

Предчувствие победы угнетённых

    Да простится мне, если я где-то натяну… А я не нашёл достойную репродукцию, при которой написаны были пронзительные слова: "Критик о контррельефе “Ночная . . .

14.09.2024
12:27

Я какой-то выродок?

    Плачу, понимаете, над стихотворением и главное, что мне надо – понять какие элементы этого стихотворения сложились в противочувствия по теории художественности . . .

12.09.2024
19:20

Сколько там лет со дня смерти Высоцкого? – 43 года

    Мне пришла в голову дикая мысль: а как там, на Украине, Высоцкому? – Я спросил Яндекс: “Володимир Висоцький в Україні тепер”, - получил его перевод: Адже правда, . . .

11.09.2024
12:21

И опять, и опять: фальшь нового Городницкого

    Мне возразил один… Статьёй, на несколько месяцев опередившей мои две (см. тут и тут), где я Городницкого упрекаю как поэта: только, мол, от неискренности . . .

07.09.2024
20:40

Бедная Украина

    Как кто, а я чувствую обязанность просматривать стихи о войне на Украине. Вот спросил ЯНДЕКЕС: "(горькие | пронзительные | трогательные) стихи про войну на . . .

06.09.2024
20:28

Истерика против поверхностности

    Истерика – моя, поверхностность – кинорежиссёров Дмитрия Томашпольского и Алёны Демьянченко. Фильм – “Маяковский. Два дня” (2011 – 2013). Маяковский как поэт . . .

05.09.2024
10:46

Зачем именно сказка?

    Затем, что только в сказке добро побеждает зло. А в действительности – не так. Потому и нужно дистанцироваться, выбирая жанр сказки для Мальчиша-Кибальчиша, и . . .

04.09.2024
20:36

Пименов импрессионист, мол

    Сухо. Формулой идеостиля “импрессионизм” является хвала абы какой жизни. – Подставляем элементы картин Пименова в эту формулу. Я нарочно не использую . . .

03.09.2024
18:32

И всё-таки неискренность у Городницкого

    Городницкий впал в русофобию. Я его на этом поймал в одном нюансе песни. И получил возражение, дескать, послушай “Севастополь останется русским” (2007). И вот я . . .

02.09.2024
21:46

Сила догмы

    Я себе взял за догму мною же придуманную идею, что футуристы – вследствие своей неискоренимой человечности – полуосознавая, что при любимом ими прогрессе . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100