TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

     

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический реализм. Но я нашёл целое исследование, как этот термин рождался. Там есть слова Сталина, нравящиеся мне как хорошее приближение к тому, как я понимаю, что такое просто реализм – как чуяние в социуме того нового, которое уже появилось, но больше никто, кроме данного автора, его не почуял.

    Слово “чуяние” вводит в оборот подсознательный идеал.

    А понравившиеся мне слова Сталина такие:

    "…Художник должен правдиво показать жизнь. А если он будет правдиво показывать нашу жизнь, то в ней он не может не заметить, не показать того, что ведет к социализму. Это и будет социалистический реализм” (https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vozniknovenii-termina-sotsialisticheskiy-realizm-1).

    Слова: "не может не заметить… того, что ведет”, - близко подходят к подсознательному чуянию нового в социуме.

    А так как новое может быть как прогрессивным, так и регрессивным, то просто реализм оказывается более широким, чем чуяние исключительно прогрессивного. К тому же кто может знать, в чём прогресс состоит.

    Если догматизм утверждает, что УЖЕ известно, что есть прогресс, так это ж просто глупо. И должно отвращать нормальных людей. И привлекать лишь притворщиков. Тем паче, что в СССР взрослые люди знали, что было несколько версий социализма. Один был троцкистский – что социализм может быть только после Всемирной революции, сильно централизованный, но с широкой свободой партийного обсуждения. Махновский, анархистский (без центральной власти) был советской пропагандой опозорен до такой степени, что все перестали различать слова “хаос” и “анархия”. Бухаринский, так сказать и наверно, был не сильно централизованным, сталинский – сильно централизованным и с сильным ограничением партийного обсуждения. И именно сталинский имелся в виду в термине “социалистический реализм”.

    Такой не мог не ощущаться как вериги.

    И как тогда художнику чувствовать себя естественным?

    Во-первых, брать прошлое. Например в 1947 году, факт Октябрьской революции спустя 30 лет разрешал художнику себя перенести в то время, из которого чуяться могло, что дальше дело пойдёт к социализму (скажем, к сталинскому, который построили через 20 лет; в 1947 можно было себя обмануть, что другие варианты не осуществились из-за нежизнеспособности, и что сталинский вариант чуялся ещё в 1917-м: все лица обращены к вождям: Ленину, Сталину, Свердлову и Дзержинскому {их репутации были к 1947 году не опорочены}, что выражало сильный централизм с сильным ограничением партийного обсуждения – одобрям-с).

    Во-вторых, от этого одобрям-с у художника рождалась компенсация – "жестикуляционная истерия” (https://natural-colours.livejournal.com/43730.html).

    Вы видите, что я не выделил из размашисто себя ведущих человека чуть правее центра, поднявшего шапку. Не выделил потому, что в последнем повторении Серов принялся умерять пыл делегатов. И этому разрешил остаться на полотне. Как и человека вдали, поднявшего винтовку. Я не выделил ещё людей, каждого на фоне своей колоны, поднявших один винтовку, другой руку, хоть они тоже исчезли из повторения. Мне просто было трудно осуществить эти выделения.

    Вариант этой картины был подарен Мао Цзедуну и пропал.

    Серов В. А. Ленин провозглашает советскую власть. 1947.

    После смерти Сталина художник почуял какую-то волю и решил воспользоваться.

    Серов В. А. Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов. 1955.

    Феноменальное чутьё заставило его убрать Сталина с картины и “жестикуляционная истерия” у масс над ним тоже перестала довлеть. – Почуял воздух свободы, когда другие его ещё не чуяли.

    Вот это произведение потому уже можно подумать за то счесть произведением реализма. Но – только подумать, потому что в 1954-м вышла книга Эренбурга “Оттепель”. И всё же Эренбург на Сталина не замахивался. Там всё на низком уровне. Так что можно, можно назвать, наконец, Серова реалистом. Он написал своё время, а не 1917 год.

    А потом было разоблачение культа личности Сталина и начался культ личности Хрущёва, мало, что комический. Но культ. И "жестикуляционная истерия” вернулась, хоть и в урезанном виде. Зато на всякий случай Серов убрал уже и Свердлова с Дзержинским.

    Повторение. 1962.

    1 мая 2022 г.

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода . . .

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или . . .

22.06.2022
16:25

Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»

    Почему? Потому что Панфилов переврал повесть Солженицына 1959 года. У Солженицына главный герой какой-то колхозник, наверно, почти ни за что севший и очень неплохо . . .

19.06.2022
17:23

Как рождался формализм в живописи

    Это началось с Проторенессанса. До него изображали суть – духовные перипетии из Евангелий и апокрифов. Вот, например, как выражалась суть беспорочного (в . . .

18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

16.06.2022
09:25

Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал

    И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём? Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что . . .

14.06.2022
09:39

Попробую

    Попробую проверить безумную мысль: что в “Портрете М.Н. Ермоловой” (1905) Серов не зря дал столько чёрного цвета. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. А ведь бо`льших . . .

12.06.2022
17:18

Ничего никому нельзя доказать

    Одной из множества дворовых кошек я кидаю кусочки колбасы из окна. Выработал у неё условный рефлекс: как я появляюсь в окне, она бежит под него, готовая кушать . . .

10.06.2022
14:29

Сломала ль Лентулова советская власть?

    Насколько непосредственно, безрассудочно лично мне противны картины Лентулова, которые я оправдываю как рождённые невольно, под влиянием вдохновения (другими . . .

09.06.2022
21:02

Полуэлемент, или Как плохо нас учат

    Однажды со мной случился такой конфуз. Я зашёл в некий институт повышения квалификации, спросил в канцелярии, есть ли у них своя библиотека, и, получив ответ, что . . .

08.06.2022
19:49

Безвкусие Ленина как мерило адекватного отношения к художнику Лентулову

    Ленин был человек оптимистичный. Этому помогала его прозорливость. Она ему открыла возможность сыграть на ужасности капитализма в России. Капитализм наиболее . . .

07.06.2022
17:40

«Трубка 15, прицел 120. Бац-бац! И … мимо»

    Читаю о советских нонконформистах. Вижу – фамилия незнакомая – Игорь Копыстянский. Открываю в интернете первое попавшееся. Копыстянский. Диптих № 7. 1988. Смотрю – . . .

06.06.2022
20:33

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

06.06.2022
20:31

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

06.06.2022
20:31

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

05.06.2022
19:46

Люди с тонкой кожей, которые жили и тужили

    Мещанам их не понять. Один такой говорил на днях по скайпу, наверно, или чему-то подобному из Мариуполя с Макимом Юсиным. Сказал ему: "Жил я в русскоязычном городе . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100