Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.07.2022 |
|
10.07.2022 |
|
07.07.2022 |
|
06.07.2022 |
Был такой художник – Домашников
|
05.07.2022 |
Украина чему учит? – Не торопись!
|
04.07.2022 |
Интеллигент – это непониматель
|
03.07.2022 |
|
02.07.2022 |
|
30.06.2022 |
Все названия для статей исчерпал
|
28.06.2022 |
|
27.06.2022 |
Горе мне: за Горюшкина приходится браться
|
26.06.2022 |
Из письма художнику
До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и действуют так же системно, как и законы природы в реальном мире” (Википедия). КАК в реальном, но мир там нереален. То есть это бегство из реальности, которая плохая. Предполагаю, – из-за расцвета жанра во второй половине ХХ века, – что это подразделение посмодернизма (ничто не достойно ранга идеала). А интеллект требуется порядочный, чтоб обеспечивать системность тамошних законов. И это похоже на шифровку, когда в основу произведения живописи кладут что-то математическое. Интеллектуальная работа доставляет наслаждение. И вам противно думать, что может быть в живописи неопределённое наслаждение – удовольствие, что удалось выразить ЧТО-ТО, словами невыразимое. Здесь же (в прикладном искусстве) всё прелестно из-за чёткости: ЧТО (что-то математическое, например, изовыражение, дескать, всё есть дуги и прямые) выражено ЧЕМ-ТО (скажем, дугами и прямыми). Загадочность есть. Её чувствует подсознание восприемника. Художник это знает, так как сам прятал математику во всякие строения, мол. – Дом с двускатной крышей и трубой – это прямые, купол луковкой – это повёрнутые вокруг вертикальной оси на 360 градусов сопряжённые две дуги: готического вида стрельчатое окно – две прямые и две дуги, арка – то же, любая вещь бубнового вида – четыре дуги и т.д. и т.п. Ничто не избегает этого закона. Котельников. Архитектурно- аналитическая композиция в светлых тонах. Роль математики может играть вообще некая конкретная композиция. Например, / _ ˄ | \\\\ во фреске Джотто “Встреча у Золотых Ворот”, где палочки это люди. – Движение слева и справа к ˄ дистанцированное от ˄ каждое через паузу (пустоту или черноту) – см. тут. У Поллока конкретная композиция “разнообразие однообразного” может выполняться особыми (раскованными) движениями руки, выливающей прерывисто или сплошь на холст на полу струи красок разных цветов один за другим. (Учёные смогли найти формулы вытекания краски – см. тут, правда, не формулы раскованных движений, что не менее важно; но ничего, когда-нибудь найдут). И кажется, что математика и конкретная композиция есть квинтэссеция живописи, а их соответствие (или несоответствие) чему-то на Этом свете есть что-то второстепенное: "…живопись зиждется на хорошей композиции, а композиция на математических расчетах” (Из переписки). Ну будем понимать, что расчёты понимаются широко – и как соображения тоже. Приблизительно так же характеризует открытие Джотто Макс Дворжак: "повинуется собственным законам” (https://pdf.11klasov.net/11980-istorija-italjanskogo-iskusstva-v-jepohu-vozrozhdenija-v-2-tomah-dvorzhak-m.html). Это законы композиции: центральность, равномерность, пауза, статуарность, движение – для “Встречи у Золотых Ворот”. Разнообразное однообразного у Поллока. Однообразие разнообразного у вас. Нечто условное относительно изображаемого. И есть господство в условном мире "формальных сил и их причинных связующих” (Там же). “…отныне [начиная с Джотто] художественная форма как таковая становилась драгоценным духовным достоянием человеческой жизни” (Там же). А?! Какой гимн формализму?! И ведь как народ включился?! "…поэт из ярмарочного певца превратился в пророка, художник из ремесленника — в героя и вождя своего народа” (Там же). 700-летняя традиция. Не зря мне так не удаётся внедрить мысль, что есть нечто более ценное, чем формализм. Не знаю, есть ли оно у вас, но у Джотто и Поллока оно точно было – это их подсознательный идеал, который обеспечил им беспрецедентный успех в своё время. Может, у вас потому-то и нет равного успеха, что нет подсознательного идеала. Что это за идеал был у Джотто? – Идеал соединения несоединимого (см. тут). А у Поллока? – Идеал метафизического иномирия (см. тут). Какова техника успеха? Ответ у меня пока умозрительный. Переживание восприемником ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, настолько тонко, что становится притчей во языцех. Слава пережившими, - людьми с хорошим вкусом, остро чувствующими “текстовую” странность для своего времени, - передаётся из поколения в поколение. И так имя Джотто, на произведения которого нам сегодня дико смотреть, гремит в наше время. То же и с Поллоком. Нецитируем художественный смысл (подсознательный идеал то бишь). – Глубина! А у вас плоскость, а не глубина. Всеобщность дуг и прямых выражена дугами и прямыми. 28 апреля 2022 г.
|
25.06.2022 |
|
24.06.2022 |
|
22.06.2022 |
Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»
|
19.06.2022 |
Как рождался формализм в живописи
|
18.06.2022 |
Почему у меня не бывает плагиата в принципе
|
16.06.2022 |
Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал
|
14.06.2022 |
|
12.06.2022 |
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"