Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
05.08.2021 |
Антибиографизм. (Против Старка и его версии, что Наталья Николаевна любила Пушкина)
|
04.08.2021 |
|
02.08.2021 |
|
01.08.2021 |
Что сильнее – хаос или порядок?
|
31.07.2021 |
|
30.07.2021 |
Куанг Хо останавливает внимание
|
29.07.2021 |
|
28.07.2021 |
Не леполи нам паки о Нестерове речи
|
27.07.2021 |
|
26.07.2021 |
|
25.07.2021 |
|
24.07.2021 |
В чём сходство между художественной фотографией и живописью
|
23.07.2021 |
|
22.07.2021 |
|
21.07.2021 |
|
20.07.2021 |
Народ напрягся, а потом выдохнул
|
19.07.2021 |
|
18.07.2021 |
|
15.07.2021 |
|
14.07.2021 |
Басов не наследник Шишкина Прочитав у Маркиновой, что Басов наследник Шишкина, я усомнился. Многоцветные они какие-то у Басова. Красявые. Ну вот. Шишкин. Лесные дали. 1884. Аж яркий жёлтый цвет у Басова на переднем плане. И не только на камнях, но и на почве и тропинке. Ну, тропинку протоптали. Ладно. Но почему трава не всюду растёт справа? Я подозреваю, что для красивости. А Шишкин явно сковывал себя в количестве цветов. Он даже оранжевую вообще-то сосну изображает серой. Может, разные времена суток изображены? Не утро ли у Шишкина и не день ли у Басова? – Нет. Солнце в обеих картинах стоит почти на одной и той же высоте. У Шишкина под углом 10 градусов от вертикали, у Басова – 30. У обоих не строго против солнца изображение. То есть контражура нет. Шишкин хочет выглядеть строже, эпичнее. Сомнение в их наследственной связи вызывают и время занятия живописью: Басов - с 1980 (время перед закатом СССР, чуткие люди его чувствовали, и в их творениях реял непокой; у Басова он не чувствуется). А Шишкин - с конца 50-х годов 19 столетия, со времени перед отменой крепостного права, ему предстояло учуять могучий народный подъём (что в его картинах чувствуется). Может, потому, всё же чувствуя свою несвязанность с историей страны, Басов свои картины не называет и не датирует. Шишкин стал реалистом (все передвижники плакали о несчастном народе, освобождённом от крепостного права без земли, а потом страдающем от терзающего его капитализма). Странно, что такая крупная величина, как Борис Асафьев, не почуял этого, а назвал его живописцем для салонов. Вот таким живописцем для салонов как раз можно назвать Басова. Вот наиболее пёстрая и нехарактерная вещь Шишкина. Шишкин. В Крыму. Монастырь Космы и Дамиана под Чатырдагом. 1879. Под стать и то, что Крым это не сермяжная Россия. А смотрите на пестрятину Басова. А вот самое разительное несоответствие. Шишкин. Рожь. 1878. Насколько экономнее Шишкин с далями и планами, настолько и мощнее. А почти одинаковые сосны… У Басова бледная немочь по сравнению с шишкинской. Разные цели у меня с Маркиновой. У неё – ублажить глаз читателя настроением достижительности и довольства (вообще-то не характерным русской душе), выраженном богатством цвета. У меня – пробудить у читателя мысль, не хотел ли художник странностью какой (холодным колоритом ясного дня или невозможностью вне леса вырасти стройным соснам) сообщить зрительскому подсознанию свой подсознательный идеал. Шишкин – идеал чуяния того в социуме, что ещё никто не чует: могучести русского народа, когда все передвижники о его несчастии плачут. 26 июня 2021 г.
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"