TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.06.2021
21:59

Кое-кто за Набокова

    Я попробую подержать в тайне, кто этот кое-кто. Стану называть его КК. Вот я с ним согласен в определении постмодернизма: "Постмодернизм — это мир, где все . . .

22.06.2021
21:15

Люблю себя любимого

    Художник Любимов родился в Калуге, с которой связано имя Циолковского, а детские годы провёл во Пскове, около которого Пушкинские места. – Всё! Идеализируя всех и . . .

21.06.2021
18:18

Это скучное-скучное голубое небо

    Здесь, возле пустыни, месяцами пустое голубое небо. Какое было мечтой, когда я жил в СССР. А страдания одни и те же. Там я сперва всё больше книги писал, а не статьи. И был страх – смогу ли я написать ещё одну книгу… Особенно после первой было страшно. А тут – всё труднее и труднее, - а всё почему-то выходит и выходит, - написать статью. Ибо не о чём. И это голубое небо – символ этого не о чём. – Ну какое ему дело? Оно себе сияет само по себе. А мои аналогии с его пустотой – ему что и нет их, аналогий.

    Моя беда, что моё амплуа – демонстрировать возможность по текстовым странностям для времени создания вещи реконструировать подсознательный идеал автора художественного произведения, точнее – произведения неприкладного искусства. А время сейчас – информационной войны – для прикладного (о знаемом), а не для неприкладного искусства, время для искусства грубого, а не тончайшего. – И мне стало не о чём писать, современном. А о прошлом я много о чём написал уже. – И – тупик.

    А ну-ка повозражаю я Троцкому (“Искусство и революция” - 1938)… Хоть и не художественное это произведение…

    Буду под словом искусство понимать неприкладное искусство.

    .

    "В искусстве, говоря общо, выражается потребность человека в гармонии и полноте существования…”.

    Нет. Другая потребность – непосредственного и непринуждённого испытания сокровенного человека с целью совершенствования человечества – по Атанасу Натеву.

    "…т.е. как раз в тех высших благах, которых его лишает классовое общество”.

    Не факт. – Возьмём Гомера. – Он запел от кошмара, какой принесли вторгшиеся с севера в Древнейшую Грецию дорийцы, свергнув у ахейцев раннерабовладельческий строй, вернув первобытно-общинный, разорив города и культуру, едва не уничтожив ахейцев. Те спаслись – искусством: Гомер сознательно воспел победу ахейцев над слабейшими троянцами, а подсознательно – освобождение от богов, выражавших уничтоженную, но милую цивилизацию Порядка раннего рабовладельческого общества, освобождение вообще от причинности Этого мира (вида Порядка). – Как? – Ритмом, уводящим ото всего в Этом мире. Превращая человека в как бы равного богу, которому всё (ну почти всё) дозволено. – Это было выражение Свободы. Тем паче, что в первобытно-общинном строе свободы было меньше, чем в рабовладельческом (для рабовладельцев). В первом ты – раб коллектива, а во втором – если раб, то всего лишь данного рабовладельца. – Ритм – это некое иномирие, антагонистичное Этому миру. И таким же иномирием было золотое сечение, красивая пропорция, красивые созвучия и т.п. – Какие-то непостижимости. – В веках повторяющееся ницшеанство.

    В XIX веке ницшеанство опять массово пришло для среднего и высшего классов в связи со скукой (на Западе) от ухода оттуда центра революционного движения и от превращения капитализма и зверского, первичного в более гуманный, - скука – от сытости.

    В Россию, поскольку она повторяла всё за Западом, для верхов и середины ницшеанство тоже пришло.

    Так что в данных случаях классовое общество средний и высший класс искусства не лишает. Причём тончайшего, неприкладного. А те же классы неприкладного лишает, навязывая прикладное – академическое, выражающее знаемое – чувство первенства в жизни её хозяев. То же и с более низкими слоями – навязывает другое прикладное (передвижничество, например), выражающее такое знаемое, как плач по несчастному народу, освобождённому от крепостного права без земли на растерзание наступающему капитализму.

    То есть Троцкий полностью не компетентен в наделении или лишении кого-то тончайшим искусством. Он может лишь случаями оказаться в чём-то правым. Так естественная смена разочарований очарованиями даже и в неприкладном искусстве, можно Троцкому оказалось охарактеризовать близко к истине:

    "…в подлинном творчестве всегда заложен протест против действительности, сознательный или бессознательный, активный или пассивный, оптимистический или пессимистический”.

    Но глупо каждый "протест” называть "с левого фланга”. То есть – от обездоленных. Например, протест Позднего Возрождения против Высокого Возрождения проходил по моральному фронту. Одни (поздний Микельанджело) были против разврата католической церкви и общества, а другие (поздний Тициан) были против засилья нравственности инквизиции. Кто тут левый? И за тех и за других были свои массы.

    Поэтому в высшей степени сомнительна сентенция:

    "…поднималось свежее мятежное движение, чтоб через положенный срок подняться, в свою очередь, по ступеням академии”.

    Вы видели до какой второсортности докатился академизм. А Троцкий перечисляет “измы” с высоты абстракции, которая бессодержательна. Экспрессионизм включает, когда тот вообще имеет тенденцию выскочить из условности, необходимой для испытания сокровенного по Натеву, превращаясь из испытания непосредственного и непринуждённого в непосредственное и принуждающее, как жизнь. Декадентство включает, когда оно – не естественное неприкладное, а искусственное прикладное (продукт ума – приятие Зла, раз оно неустранимо).

    "Однако, брак искусства с буржуазией оставался, если и не счастливым, то устойчивым только до тех пор, пока само буржуазное общество поднималось вверх…”.

    Ну ерунда же. Тот же академизм… Капитализм вполне себе цвёл в XIX веке, а… Нет такой жёсткой сцепки между общественным строем и неприкладным искусством, как это думает Троцкий.

    "Упадочный капитализм оказывается, однако, уже совершенно неспособен предоставить минимальные условия развития тем течениям в искусстве, которые сколько-нибудь отвечают нашей эпохе”.

    Это полная ерунда. Какая упадочность у капитализма, когда он периодический да ещё и материально повышающийся. Через 10 лет после 1938 года, после Великой Депрессии начался новый материальный взлёт в виде Общества Потребления. И произведения абстрактного искусства стали продаваться за миллионы долларов. А это всё то же ницшеанство, из-за чрезвычайности сложности которого оно оказалось способным десятилетие за десятилетием не терять неосознаваемости своего иномирия как места бегства из Этого скучного мира Порядка и причинности, в том числе и рыночной.

    "Угнетенные массы живут своей собственной жизнью. Богема - слишком узкая база. Оттого новые течения принимают все более конвульсивный характер, мечась между надеждой и отчаянием. Художественные школы последних десятилетий, - кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, сменяют друг друга, не достигая полного развития”.

    Я оспорил это в абзаце до цитирования. Троцкий просто не способен увидеть что-то глубже “текста”. Подсознательности иномирия, наоборот, обеспечивает неиссякаемость вдохновения ницшеанцев и сменяемость стилей.

    "Искусство, которое является наиболее сложным, чувствительным и, вместе, наименее защищенным элементом культуры, больше всего страдает от распада и гниения буржуазного общества”.

    Так наоборот же! Именно потому, что ницшеанство "является наиболее сложным”, его подсознательное иномирие не способно пробиться в сознание, а страдания "распада и гниения буржуазного общества” лишь подогревают желание бегства в это иномирие.

    Троцкий вопит о кризисе, а в искусстве его нет (если не считать, что появляются пройдохи, притворяющиеся ницшеанцами, и довольно трудно их разоблачать).

    И из кризиса он выводит революционность. Что неверно. Швейцарцы на референдуме 2010 года о безусловном основном доходе ответили: “Нет”. Им интересно даже и пострадать немного (умереть не дадут), но только продолжать участвовать в потребительской гонке. – Не сообразил такого хода дела Троцкий в 1938 году.

    Он, наоборот, говорит о повороте ""левой" интеллигенции” к революции.

    Тут надо быть очень конкретным.

    Например, антисоветскость экспрессионизма и импрессионизма Пименова (тут и тут), советской властью как издевательство над собой не узнанное… Вполне себе неприкладное искусство…

    "Октябрьская революция дала великолепный толчок советскому искусству во всех областях”.

    Я очень сомневаюсь, что это так в положительном смысле. В революции рационализм расцветает, что проявления подсознательного идеала теснит.

    "Бюрократическая реакция, наоборот, задушила художественное творчество тоталитарной рукой”.

    Но кроме нескольких месяцев до начала гражданской войны, ничего иного, кроме централизма (бюрократии) и не было с октября 1917 года.

    Нет, исключения из правила были. Например, картины Штеренберга (тут и тут), “Одесские рассказы” и “Конармия” Бабеля. Они как бы оправдывают именование стиля социалистический реализм. Это чуяние того в социуме, что прорезается, но ещё никто не чует, причём – прогрессивное (а тогда прогрессом считалось то, что оказалось лжесоциализмом).

    И в этой части с Троцким тоже можно поспорить:

    "Стиль нынешней советской официальной живописи именуется "социалистическим реализмом". Самое имя, очевидно, дано каким либо начальником отдела искусств. Реализм состоит в подражании провинциальным дагерротипам третьей четверти прошлого столетия; "социалистический" характер выражается, очевидно, в том, что, приемами натянутых фотографий, воспроизводятся события, никогда не имевшие места”.

    Троцкому не понять, что – вследствие экстраодинарности – искусство всё выдумывает. И даже озабочено, чтоб не спутали с реальностью. Условности ради, нужной для (помните Натева?) испытания сокровенного.

    Да, социалистическим зря назвали. – Мало ли что поименуют прогрессивным ростком. Да, подлипал эта формула породила видимо-невидимо. Но в сути сутей всё было верно. Только вот в порядке редчайшего исключения.

    В общем, читать Троцкого нет никакого смысла.

    27 мая 2021 г.

20.06.2021
12:22

Боже! До чего же я ничтожен! (Рассуждения о Бабеле)

    Я читаю книгу Жолковского и Ямпольского “Бабель” (1994) и задаюсь вопросом: как это вообще получилось, что я посмел писать об искусстве, не имея официального . . .

19.06.2021
11:40

Сравнение серого с Серовым

    Серым я считаю себя. – Что это? Уничижение паче гордости? Наихудшее проявление гордыни? Помня, что я не вижу себе подобных в попытках влезать в подсознание к . . .

18.06.2021
21:31

Анти Лёля Городная

    Возможно, это от вредности характера, который испортился из-за годами неприятия никем моего эстетического мировоззрения… Но мне стало интересно доводить его до . . .

17.06.2021
12:14

Почему покончил с собой Борромини

    Борромини – гений, один из создателей в итальянской архитектуре стиля барокко. И его судьба – ещё один пример несчастной возможности в искусствоведении говорить . . .

16.06.2021
12:47

Неожиданная нынешняя актуальность романа «В окопах Сталинграда»

    Врагу не пожелаю… Это слишком изысканное страдание – мне не о чём писать. В общем, начинаю читать “В окопах Сталинграда” (1947) Виктора Некрасова. И никакой . . .

15.06.2021
11:47

Поэтесса Слепакова

    Говорят Быков не всегда был так антисоветски настроен, как в последнее время, когда левый поворот России чуется всё сильнее. То есть есть шанс затруднить мне . . .

11.06.2021
10:36

"Патриотическое" стихотворение Ахматовой

    Вы ни за что не заметите, в таком стихотворении Ахматовой ничего странного: Победителям Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть… Так советская . . .

10.06.2021
10:23

Бунт на корабле. (О «малых голландцах».)

    Надо, наверно, рассказать, от чего я оттолкнулся. – От такого, как мне кажется, высасывания из пальца: "Художников XVII века часто называют “малыми голландцами” . . .

09.06.2021
17:49

Его хвалят, хвалят. Лубенникова

    Читайте: "Красавицы Лубенникова очень живые и естественные, потому и привлекательны” . . .

08.06.2021
12:26

Прелесть зауми. (Фильм «Два в одном» Киры Муратовой)

    Мне вспомнилась не очень, может, подходящая к случаю аналогия. Был у нас в огромнейшем КБ НИИ дизайнер, Динейка. Он лучше всех играл в настольный теннис. И, как мне . . .

07.06.2021
16:24

Польза глуховатости. (Фильм «С училища»)

    Я глуховат. Почему-то не хочется заводить слуховой аппарат. Но придётся: не всегда различаю разговор в кино. Это сослужило оригинальную службу при смотрении . . .

06.06.2021
10:00

Попробуем разоблачить Кандинского

    Он написал о своей “Композиции 6”. Кандинский. Композиция 6. 1913. А есть правило придавать лишь вспомогательное значение словам творца вне “текста” его . . .

05.06.2021
09:07

Читается, всё-таки, эта Нечитайло

    Достаточно было сообразить, что Ксения Нечитайло – постмодернистка, т.е. не считает что бы то ни было достойным быть идеалом, как одна за другой её непонятные . . .

04.06.2021
16:15

Вот это уж точно не пойму?

    Я ведь раб. Законов, которые для себя в . . .

03.06.2021
08:56

Колобок, который ото всех ушёл

    Ксения Нечитайло не всегда включала приём “примитивизм”. Он у неё был для выражения отрицания (революции, например, или славной советской армии – см. тут). И . . .

02.06.2021
12:36

Не читайте про Нечитайло, правды не напишут

      У меня иногда впечатление, что вокруг заговор, а я, как тот ребёнок из андерсеновской сказки про голого короля. "В памяти предстал Кузнецкий мост. Московская . . .

01.06.2021
17:02

Ненависть к нам Киры Муратовой. (Фильм «Чеховские мотивы»)

    Чехов не во всех рассказах пронзительный. В смысле – истомит читателя так, что хоть на стенку лезь. В терминах более определённых – не доводит до предвзрыва, да . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100