TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.06.2021
21:59

Кое-кто за Набокова

    Я попробую подержать в тайне, кто этот кое-кто. Стану называть его КК. Вот я с ним согласен в определении постмодернизма: "Постмодернизм — это мир, где все . . .

22.06.2021
21:15

Люблю себя любимого

    Художник Любимов родился в Калуге, с которой связано имя Циолковского, а детские годы провёл во Пскове, около которого Пушкинские места. – Всё! Идеализируя всех и . . .

21.06.2021
18:18

Это скучное-скучное голубое небо

    Здесь, возле пустыни, месяцами пустое голубое небо. Какое было мечтой, когда я жил в СССР. А страдания одни и те же. Там я сперва всё больше книги писал, а не статьи. И . . .

20.06.2021
12:22

Боже! До чего же я ничтожен! (Рассуждения о Бабеле)

    Я читаю книгу Жолковского и Ямпольского “Бабель” (1994) и задаюсь вопросом: как это вообще получилось, что я посмел писать об искусстве, не имея официального . . .

19.06.2021
11:40

Сравнение серого с Серовым

    Серым я считаю себя. – Что это? Уничижение паче гордости? Наихудшее проявление гордыни? Помня, что я не вижу себе подобных в попытках влезать в подсознание к . . .

18.06.2021
21:31

Анти Лёля Городная

    Возможно, это от вредности характера, который испортился из-за годами неприятия никем моего эстетического мировоззрения… Но мне стало интересно доводить его до . . .

17.06.2021
12:14

Почему покончил с собой Борромини

    Борромини – гений, один из создателей в итальянской архитектуре стиля барокко. И его судьба – ещё один пример несчастной возможности в искусствоведении говорить . . .

16.06.2021
12:47

Неожиданная нынешняя актуальность романа «В окопах Сталинграда»

    Врагу не пожелаю… Это слишком изысканное страдание – мне не о чём писать. В общем, начинаю читать “В окопах Сталинграда” (1947) Виктора Некрасова. И никакой . . .

15.06.2021
11:47

Поэтесса Слепакова

    Говорят Быков не всегда был так антисоветски настроен, как в последнее время, когда левый поворот России чуется всё сильнее. То есть есть шанс затруднить мне . . .

11.06.2021
10:36

"Патриотическое" стихотворение Ахматовой

    Вы ни за что не заметите, в таком стихотворении Ахматовой ничего странного:

    Победителям

     

    Сзади Нарвские были ворота,

    Впереди была только смерть…

    Так советская шла пехота

    Прямо в желтые жерла “Берт”.

    Вот о вас и напишут книжки:

    “Жизнь свою за други своя”,

    Незатейливые парнишки —

    Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —

    Внуки, братики, сыновья!

    29 февраля 1944

    (Полное снятие блокады Ленинграда было 27 января 1944.)

    Вы понимаете, что, так написав, я от вас отличаюсь тем, что обнаружил странности. Да, я их обнаружил не сам, а наткнувшись на статью Константина Боленко. Но почему я на неё наткнулся? – Потому, что я не удовлетворился тем, что не заметил ничего странного (и этим я уже от вас отличаюсь и предлагаю подтянуться ко мне). – Почему я не удовлетворился? – Потому что Анна Ахматова гений, думаю (может, и вы так думаете). А по-моему, мала вероятность, чтоб гений написал стихотворение без вдохновения. Вдохновение же гения – это, по-моему, наличие подсознательного идеала, который проявляется в странностях (странности должны быть странностями для своего времени). Я рассудил, что, раз я странностей не вижу – надо искать помощи у всё знающего интернета. И спросил: “Художественный смысл стихотворения Победителям”. И в итоге получил статью Константина Боленко. А он рассуждает о том, что слова отсылают к разным эпохам, а не к одной – советской, 1944 года, времени после полного снятия блокады Ленинграда. Больше всего он хлопочет о расстреле у Нарвских ворот 9 января 1905 года. Солдаты тогда были с Нарвскими воротами за спиной, а впереди их была смерть рабочих Путиловского завода, которую принесли их, солдат, пули.

    Далее.

    Боленко пишет:

    "Нарвские ворота остались одним из памятников победам 1812—1814 годов. 1 марта 1944 года через Нарвские ворота в город с развернутыми знаменами строем вошли партизанские части, действовавшие против немецкой армии, осаждавшей Ленинград; там же у ворот прошел совместный митинг-встреча партизан и горожан. 8 июля 1945 года у Нарвских ворот прошла торжественная встреча ленинградцев с возвращавшимися с фронта гвардейскими частями, участвовавшими в обороне города и снятии блокады, — вольная или невольная, но очевидная для всех, хорошо знакомых с историей и архитектурой Петербурга, реплика давней церемонии”.

    Но всё это или слишком давно, или изрядно после полного снятия блокады и написания стихотворения. Тогда как полное снятие было в общем именно с Нарвскими воротами за спиной и смертью советским солдатам перед ними, как в стихотворении. В общем, но не точно (чего Ахматова могла не знать). Именно от Нарвских ворот (это запад Ленинграда) наступления не было. Немцев просто обошли там, взяв их в окружение. Но в общем

    у Ахматовой – верно. Но!

    Если троеточие (а это многозначительный знак препинания) означает 9 января 1905 года, то полная насмешка - слова: "Так советская шла пехота”.

    Тогда я заметил, что слово "Берт” отсылает к сражению Красной Армии с немцами за Нарву в ноябре 1918 года.

    А слова: "Жизнь свою за други своя”, - из Евангелия от Иоанна (15:13), - относимые к советским солдатам, когда атеизм в стране был воинствующим, это тоже странность.

    Теперь я скажу, читатель, что я от вас отличаюсь ещё и тем, что на десятках стихов Ахматовой доказал, что её подсознательным идеалом является ницшеанство: бегство из Этого плохого-преплохого мира в принципиально недостижимое (в отличие от принципиально достижимого христианского) метафизическое иномирие. Которому только и можно – дать образ. Например, абсурда.

    Что и чувствуется в обнаруженных странностях. Более непосредственно говорящих, что все войны – принадлежность Этого плохо мира. Как и славословия, религиозноподобные или простые. И победители – не победители, а несчастные, "Незатейливые” люди, которым не открылась жуть Этого мира.

    .

    То же – со стихотворением, предшествовавшим этому.

    27 января 1944 года

     

    И в ночи январской, беззвездной,

    Сам дивясь небывалой судьбе,

    Возвращенный из смертной бездны,

    Ленинград салютует себе.

    Что тут странного? – Что с союза начинается предложение и стихотворение.

    "Связь временных пластов подчеркивается придаточной синтаксической конструкцией…” (Клинг. http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/kling-svoeobrazie-epicheskogo-v-lirike-ahmatovoj.htm).

    “…обозначает ход времени, своеобразно подчеркивает взгляд на прошлое как на отстоявшееся, отсекает бесповоротно ушедшее и сразу же вводит в тему трагической обреченности земного счастья” (Там же).

    Ужасное прошлое (блокада) не ушло. А может, и вернётся в каком-то ином изводе, как это принято в проклятом Этом мире.

    "…можно говорить о стилизации под Библию…” (Там же).

    Ибо метафизическое иномирие это нечто равнозначное Царствию Божиему на небе, только оно как бы со знаком минус, а не плюс, как в христианстве.

    .

    Сказанное не значит, что не могло быть срывов у Ахматовой во что-то прикладное (то есть сознанием рождённое). Просто вероятность мала.

    14 мая 2021 г.

10.06.2021
10:23

Бунт на корабле. (О «малых голландцах».)

    Надо, наверно, рассказать, от чего я оттолкнулся. – От такого, как мне кажется, высасывания из пальца: "Художников XVII века часто называют “малыми голландцами” . . .

09.06.2021
17:49

Его хвалят, хвалят. Лубенникова

    Читайте: "Красавицы Лубенникова очень живые и естественные, потому и привлекательны” . . .

08.06.2021
12:26

Прелесть зауми. (Фильм «Два в одном» Киры Муратовой)

    Мне вспомнилась не очень, может, подходящая к случаю аналогия. Был у нас в огромнейшем КБ НИИ дизайнер, Динейка. Он лучше всех играл в настольный теннис. И, как мне . . .

07.06.2021
16:24

Польза глуховатости. (Фильм «С училища»)

    Я глуховат. Почему-то не хочется заводить слуховой аппарат. Но придётся: не всегда различаю разговор в кино. Это сослужило оригинальную службу при смотрении . . .

06.06.2021
10:00

Попробуем разоблачить Кандинского

    Он написал о своей “Композиции 6”. Кандинский. Композиция 6. 1913. А есть правило придавать лишь вспомогательное значение словам творца вне “текста” его . . .

05.06.2021
09:07

Читается, всё-таки, эта Нечитайло

    Достаточно было сообразить, что Ксения Нечитайло – постмодернистка, т.е. не считает что бы то ни было достойным быть идеалом, как одна за другой её непонятные . . .

04.06.2021
16:15

Вот это уж точно не пойму?

    Я ведь раб. Законов, которые для себя в . . .

03.06.2021
08:56

Колобок, который ото всех ушёл

    Ксения Нечитайло не всегда включала приём “примитивизм”. Он у неё был для выражения отрицания (революции, например, или славной советской армии – см. тут). И . . .

02.06.2021
12:36

Не читайте про Нечитайло, правды не напишут

      У меня иногда впечатление, что вокруг заговор, а я, как тот ребёнок из андерсеновской сказки про голого короля. "В памяти предстал Кузнецкий мост. Московская . . .

01.06.2021
17:02

Ненависть к нам Киры Муратовой. (Фильм «Чеховские мотивы»)

    Чехов не во всех рассказах пронзительный. В смысле – истомит читателя так, что хоть на стенку лезь. В терминах более определённых – не доводит до предвзрыва, да . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100