TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.06.2021
11:47

Поэтесса Слепакова

    Говорят Быков не всегда был так антисоветски настроен, как в последнее время, когда левый поворот России чуется всё сильнее. То есть есть шанс затруднить мне заочную пикировку с ним, обратившись к нему, более раннему, чем 2018 год. Что интересно. – А есть такой Аствацатуров. Я недавно (тут) разбирался с его “Осенью в карманах”. А он одобрительно сослался на лекцию Быкова о “Медном всаднике” в связи с этим своим творением. А та опубликована в конце 2012 года. Это, правда, год подъёма движения несистемной оппозиции… В этой связи Быков НЕ переврал Пушкина, выразившего ущербность прежнего своего идеала, консенсуса в сословном обществе. (Чем выразил ущербность? – Тем, что “сталкиваются какие-то внесоциальные персонажи (памятник и сумасшедший, оба вне семьи и сословия)” - http://art-otkrytie.narod.ru/pushkin5_2.htm.) Знакомство со следственными материалами по делу Пугачёва уверили Пушкина, что сословные противоречия непримиримы. – Быков написал о поэме:

    "…если на эту воду слишком долго давить — рано или поздно она бросится на улицы.

    Пушкин не рассматривает эту альтернативу, поскольку ничто в русской истории не указывает на её возможность. Диалога между болотом и гранитом быть не может, уступить друг другу эти две стихии не способны. Перспективней иная версия — запоздалый бунт интеллигента, который наконец понял, кто виноват в его бедах; повинно в них то самое государственное устройство, при котором из всех возможных форм государственной жизни существуют лишь репрессии и бунты,— и достаётся больше всего как раз тому, кто вообще ни сном, ни духом... Но переоценивать этот бунт я бы не советовал, поскольку одно обращение лица Медного Всадника заставляет героя пуститься в паническое бегство и всюду с тех пор слышать тяжелозвонкое скаканье по потрясённой мостовой” (http://lanasvet1991.blogspot.com/2013/07/blog-post_1075.html).

    Такое попадание Быковым в цель (использование истинно пушкинской непобедительности “Медного всадника”) для – наоборот – подхлёстывания белоленточного движения, обещало, что его обращение к “Монументу” (1970) Слепаковой создаст мне много беспокойства с нахождением очередной быковской несостоятельности.

    Что Быков написал?

    "О том, как развивалась гранитно-болотная, репрессивно-бунташная коллизия российской государственности в советские времена, рассказала в своей поэме “Монумент” Нонна Слепакова, крупнейшая петербургская поэтесса второй половины ХХ века” (Там же).

    Так её нельзя называть крупнейшей. Смотрите:

     

    И заходился сладким страхом

    Его нервический живот.

    .

    Мне дела нет, что с нею ныне,

    Кто ныне друг ее ресниц…

    .

    Да кафлей шахматного пола…

    .

    И хватит! - Кончена заправка

    Щемящей творческой грустцой.

    .

    Ступени ж Его, облеплены хламидой, (ступени - ступни)

    Покоились над Кубой, над Флоридой…

    .

    О Боже! Мы не виделись давно.

    В былые дни, затиснутый во храмы,

    Церковным сизым золотом рекламы (?)

    Притушен, перезвоном приглушен,

    Усвоен прочно человечьим мозгом.

    .

    И стали смертных назначать богами.

    Когда же они летели вверх ногами…

    .

    Во тьме под ним высвечивалась робко

    Исакия золоченая кнопка…

    .

    Бучило пучилось, дрожа…

    .

    Но ты, на Господа восставый,

    Хитроприщуренный, лукавый…

    .

    И в странной оптике потопа

    Воскресли вновь, озарены,

    Дома, что ныне снесены.

    Как будто серая пичужка,

    Опять нахохлилась церквушка

    В трясучей ряби водяной

    На черном озере Сенной…

    Чтоб последнее понимать, надо знать следующее:

    "Осенью 1929 года советскими и партийными органами с участием местного отделения Союза безбожников в деревнях, относившихся к Сенногубскому погосту, были проведены общие собрания по вопросу изъятия церквей у верующих и передаче их под клуб молодёжи. В марте 1930, несмотря на то, что за отчуждение проголосовало лишь около 13% при 58%, голосовавших против, 7% - воздержавшихся и 22% - не участвовавших в голосовании, зимняя церковь Тихвинской иконы Божией Матери была передана под клуб. Интересно, что в августе 1930 НКВД Карелии признал неправомочность принятия действий вопреки мнению большинства населения, но было уже поздно... Активистов-безбожников слегка наказали, но церковь верующим не вернули” (https://sergei-kulikov.livejournal.com/37672.html).

    Но. Просматриваем ляпы дальше.

     

    И Александровского сада

    Блаженной памяти ограда

    Явилась из Утильсырья,

    Переставляясь угловато,

    Как заржавелая змея.

    Чтоб это понимать, надо знать такое:

    "В 1970 году старая ограда была частично заменена парапетом из розового гранита” (Википедия).

    Приходят на ум слова Белинского о Бенедиктове:

    "Что ж это такое? неужели поэзия… И столько фраз на каких-нибудь ста шести страницах, или пятидесяти трех листках!.. В четырех частях мелких стихотворений Пушкина, хороших и дурных, в трех частях поэм заключается около двух тысяч страниц: найдите же мне хоть пять таких выражений, и я позволю печатно назвать себя клеветником, ругателем, человеком, ничего не смыслящим в деле искусства!” (http://dugward.ru/library/belinsky/belinskiy_stihotvorenia_vladimira_benedikt.html).

    Но Слепакова – своя, антисоветчица. Значит, на её ляпы можно и глаза закрыть, и крупнейшей петербургской поэтессой второй половины ХХ века назвать. – проверять-то свои, антипутинцы, не будут. А на иное и расчёта нет. Главное – воспитать верящих болванов.

    .

    - А как же, спросите, с правильным пониманием Быковым “Медного всадника”? Вы ж говорили не раз, что он нецитируемого художественного смысла не признаёт.

    - Пушкин так фундаментально исследован, что художественный смысл (только что не словами “ущербность идеала, консенсуса в сословном обществе”) нащупали и внедрили в сознание советских школьников. Просто Быков это перед последующим смысловым принятием хлёстко раскритиковал:

    "…идиотский вопрос… можно ли оправдать строительство города, если в результате этого строительства теряет своё семейное счастье частный человек?”

    16 мая 2021 г.

11.06.2021
10:36

"Патриотическое" стихотворение Ахматовой

    Вы ни за что не заметите, в таком стихотворении Ахматовой ничего странного: Победителям Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть… Так советская . . .

10.06.2021
10:23

Бунт на корабле. (О «малых голландцах».)

    Надо, наверно, рассказать, от чего я оттолкнулся. – От такого, как мне кажется, высасывания из пальца: "Художников XVII века часто называют “малыми голландцами” . . .

09.06.2021
17:49

Его хвалят, хвалят. Лубенникова

    Читайте: "Красавицы Лубенникова очень живые и естественные, потому и привлекательны” . . .

08.06.2021
12:26

Прелесть зауми. (Фильм «Два в одном» Киры Муратовой)

    Мне вспомнилась не очень, может, подходящая к случаю аналогия. Был у нас в огромнейшем КБ НИИ дизайнер, Динейка. Он лучше всех играл в настольный теннис. И, как мне . . .

07.06.2021
16:24

Польза глуховатости. (Фильм «С училища»)

    Я глуховат. Почему-то не хочется заводить слуховой аппарат. Но придётся: не всегда различаю разговор в кино. Это сослужило оригинальную службу при смотрении . . .

06.06.2021
10:00

Попробуем разоблачить Кандинского

    Он написал о своей “Композиции 6”. Кандинский. Композиция 6. 1913. А есть правило придавать лишь вспомогательное значение словам творца вне “текста” его . . .

05.06.2021
09:07

Читается, всё-таки, эта Нечитайло

    Достаточно было сообразить, что Ксения Нечитайло – постмодернистка, т.е. не считает что бы то ни было достойным быть идеалом, как одна за другой её непонятные . . .

04.06.2021
16:15

Вот это уж точно не пойму?

    Я ведь раб. Законов, которые для себя в . . .

03.06.2021
08:56

Колобок, который ото всех ушёл

    Ксения Нечитайло не всегда включала приём “примитивизм”. Он у неё был для выражения отрицания (революции, например, или славной советской армии – см. тут). И . . .

02.06.2021
12:36

Не читайте про Нечитайло, правды не напишут

      У меня иногда впечатление, что вокруг заговор, а я, как тот ребёнок из андерсеновской сказки про голого короля. "В памяти предстал Кузнецкий мост. Московская . . .

01.06.2021
17:02

Ненависть к нам Киры Муратовой. (Фильм «Чеховские мотивы»)

    Чехов не во всех рассказах пронзительный. В смысле – истомит читателя так, что хоть на стенку лезь. В терминах более определённых – не доводит до предвзрыва, да . . .

31.05.2021
10:27

Насмешник Юон

    Признаться, эта репродукция остановила на себе моё внимание. Юон. Голубой куст. 1908. Меня даже хватило сообразить, что я не могу определить, что это за порода . . .

30.05.2021
19:38

Против Дмитрия Быкова 17

    В этот раз станем кружить вокруг “Египетской марки” (1927) Мандельштама. Так случилось, что мне очень повезло, и – я так считаю – она мне открылась (см. тут) . . .

29.05.2021
16:33

Надо, Федин, надо...

    …Пять-шесть произнести как бы случайных строк, Чтоб их в полубреду потом твердил влюбленный, Растерянно шептал на казнь приговоренный. Адамович Интересно, . . .

28.05.2021
12:23

Соломон Воложин Ваш канал Ну, попробуем что-то высосать из якобы традиционного искусства

    Традиционными названы Вахрамеев и С. Иванов (тут). Но зато тут же написано: "Живопись Иванова и Вахрамеева композиционно и живописно была необычна, что . . .

27.05.2021
12:40

Недоумения

    Беру текст ставшего потом знаменитым искусствоведа, Пунина. Должно ж его величие прорезываться и в ранней работе, да? И, что его привлекает символизм, не страшно – . . .

26.05.2021
16:50

Всё – просто! (О Борхесе)

    Жаль, что я не писатель. Я б описал заразительно ту нуду, не известную обычному человеку, какую испытывает пишущий, когда не о чём писать. Я – пишущий, но не . . .

23.05.2021
11:56

Предательство живописи

    Коровин. Сирень. 1915 г. Холст, масло. Мне думается, что тут Коровин предал себя – сделал красЯво. Когда он не предавал, тема включала обязательно какую-нибудь . . .

20.05.2021
21:51

Мне хочется…

    Мне хочется начать обсуждение художника с рассказа, как трудно понять человека. Это женщина. Понять, что она украинская националистка, было как раз легко. У тех . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100