TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.05.2013
13:51

Хайт и Хазанов.

    Мне кажется, что я могу объяснить, почему Высоцкий настолько обиделся на пародию на себя Хайта и Хазанова, что заикнулся было о подаче в суд. Вообще-то Высоцкому . . .

08.05.2013
16:27

Ко Дню Победы.

    Исключительная удача┘ Но начну издалека. У меня есть много идейных противников. Я с ними нескончаемо спорю. Один √ очень умён. Способен меня довести до . . .

04.05.2013
13:18

Генри Мур и Россия.

    Недавно я ⌠подавился■ Генри Муром: вынужден был обойти молчанием его репродукцию, не включить которую в свой текст я не мог (тут). И вдруг, наткнувшись на свой . . .

30.04.2013
13:14

КАК сыграно должно затмевать ЧТО сыграно,

    или Дуля в кармане. Пусть тайна останется тайной, бессознательное - бессознательным, интуитивное - интуитивным, но пусть осветятся пути, ведущие к творческому . . .

29.04.2013
15:57

Раздрай в... гармонии.

    Есть такое произведение┘ Впрочем, его нет. Давно. Это ⌠Битва при Ангиари■ (1503-1506) Леонардо до Винчи. Великий художник для него изобрёл такие краски, что вещь . . .

21.04.2013
09:57

Дурь Сидура.

    С чего начать? Начну с того, что признаюсь, что я не хотел писать про Сидура. Он мне ничего ⌠не говорил■. Более того, когда я пробовал читать про него, то мне . . .

02.03.2013
13:14

Кочергин.

    У меня соблазн. Я схлопотал недавно нецензурную ругань за музеи околоискусства. От философа, иногда рифмоплётствующего. Я понял, что наступил этим . . .

27.02.2013
15:05

Противоречия органические и эклектические.

    Я задаюсь вопросом, почему так неувядаема экстремистская индивидуалистская традиция в искусстве вот уж второй век после Ницше, резче всех её обозначившего. И мне . . .

21.02.2013
17:22

Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.

    Сегодня он умер. Боже, как меня грызут сомнения!.. Не прав ли злобствующий на меня один ультраинтеллигентный знакомый┘ Что такое интеллигент? √ Это пониматель. Но . . .

19.02.2013
10:13

Маяковский - художник и нехудожник.

    Среди трудностей, с которыми сталкивается интерпретатор произведения искусства, одна та, что не хватает компетентности. И на фоне обыденного отношения к . . .

15.02.2013
12:55

Литературоведческое чтиво.

    Идеи <┘> Выготского быстро ушли в сферу интеллектуальной моды, а затем √ в девальвированной форме слов-отмычек √ были с досадой отвергнуты (в целостный . . .

02.02.2013
09:50

Пофигизм XV?

    Мне трудно представить напрочь разочарованного человека. Я слаб, легче всего других понимаю по себе, а сам я никогда не был напрочь разочарованным. Поэтому я . . .

28.01.2013
10:43

Прикладное искусство и противоположное, непонятное искусство.

    Прикладное искусство в принципе не может быть непонятным. По самому смыслу слова ⌠прикладное■. Раз оно к чему-то приложено, то последнее поясняет первое. Таков . . .

25.01.2013
14:19

Дюрер-ингуманист и злободневность.

    Всё-таки здорово, когда подтверждается твоё общее подозрение насчёт одного из самых глубоких обобщений касательно истории искусства. Подозрение это состоит в . . .

20.01.2013
10:46

Откликнуться, что ли?

    Опыт показывает, что тот ученый, который принял какую-то презумпцию, уже не ищет истину, а копит доводы в свою пользу. Ю. Чайковский. Я занимаюсь объяснением . . .

14.01.2013
10:12

Ранний Рахманинов.

    Жаль, я не Лев Толстой┘ Смотрите, какая прелесть: ⌠Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы. Оленин с жадностью стал вглядываться, но . . .

13.01.2013
15:02

Развоевался.

    А подумать: в чём научность поиска художественного смысла художественного произведения? В чём критерий истины обнаруженного художественного смысла? В . . .

29.12.2012
16:41

Почему советские фильмы, в общем, хорошие, а после реставрации капитализма - нет?

    Девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах. Джон Рескин. Потому что √ в двух словах √ при том строе, который . . .

29.11.2012
15:24

Любаров.

    Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить┘ Казачья песня о кошмаре, внешне. Что если взять, дать себе волю, и написать просто, как бог на душу положит┘ . . .

23.11.2012
15:37

"В лоб", но зато прекрасно, потому что выражает своё возвышенное.

    Что своё и возвышенное, то и будучи ⌠высказано■ ⌠в лоб■ (иносказание √ тоже есть некоторым образом высказывание ⌠в лоб■) √ не оскорбляет, мол, грубо. Грубо по сравнению с неприкладным искусством, выражающим аж подсознательное (не ⌠в лоб■, а духовным результатом столкновения ценностно воспринимаемых противоречий).

    Возьмём быка за рога. (Цитированное, - из книги Макса Дворжака ⌠История искусства как история духа■, С-Пб., 2001, - пишу курсивом, но точно такого предложения, какое у меня получилось, в подлиннике не найдёте.)

    ⌠Они [фигуры] объединены не участием в событии, обусловленном определенным временем и местом - а ритмическим чередованием, словно магически заколдованные. Это духовное принуждение■ (С. 95-96).

    ⌠Их стройность и их изящность, избегающие всего давящего и всякого указания на землю, представляются преодолением материальной связанности духовными силами■ (С. 96).

    Колонны тоже ⌠подпадают■ духовному принуждению вертикальности, триглифы под ними - тоже, окна - тоже, но вертикальность ⌠и самостоятельно властвует как в тех, так и в других■ (С. 96). И в этом есть тон гармонии общего и частного.

    Королевская дверь. Шартрский собор.

    ⌠В связи с тем, что фигуры стоят на узкой базе или часто punto de' piedi [на кончиках ног], мотив стояния на земле превращен в иллюзию парения в свободном пространстве■ (С. 99). И это было ⌠выражение стремления ввысь (в противоположности к искусству барокко), [то есть] без помощи естественной телесной динамики, которая бы противоречила в готическом искусстве антиматериалистической идеальности изображения■ (С. 98).

    Тем не менее, ради идеи гармонии естественного и сверхъестественного, есть в фигурах королей (не святых) и изображение некоторого движения (им ещё есть куда двигаться).

    Некоторое движение достигнуто ⌠контрапостом верхней и нижней частей тела фигур, представленных с ногою, выставленной вперед в диагональном направлении по отношению к зрителю [обозначено жёлтыми линиями]. Контрапост так мало бросается в глаза, что он едва воспринимается при беглом наблюдении в качестве несоединимого с органическим движением тела. Вместе с тем его хватает на то, чтобы слегка сдвинуть все формы из их спокойного, определенного естественной игрою сил положения и превратить выявление господствующих над фигурою вертикалей в выражение независимого от этих сил, свободно развивающегося движения■ (С. 99).

    ⌠Фигурная норма движения изогнутой подымающейся линии одежды - сверхъестественное направление движения потоком мощного двигательного устремления, по отношению к которому тяжесть так же, как и действие механических и органических сил, должна была потерять всякое решающее значение■ (С. 97-98). - Показано жёлтыми линиями. Эта ⌠фигурная норма■ призвана напрямую вызывать превращение созерцания ⌠одухотворенного преодоления всяческой земной тяжести в [переживание созерцания] сферы бессмертной реальности сущностей■ (С. 98).

    Мне жаль, что Макс Дворжак не вводит различие между прикладным искусством (выражающим то √ осознаваемое художником и его публикой √ что художник хотел публике сказать) и искусством неприкладным (выражающим то, - но подсознательное и для художника и для его публики, - что тот, опять же, хотел ей сказать-в-кавычках).

    Чем Макс Дворжак руководствовался?

    Наверно, тем, что нужно иметь особый талант √ суметь зрительно, иносказательно-напрямую (чем-то √ что-то) выразить столь сложные, абстрактные переживания, как христианские вечность, апричиность, надвремённость, сверхъестественность, надчувственность и даже эволюцию ⌠отношения к трансцендентной идее, с одной стороны, к реальным фактам и благам жизни и природы, с другой■ (С. 60), а также и достижения на пути этой эволюции.

    Было б профанацией этого всё же искусства, пусть и прикладного, пусть и выражающего всем известные истины и откровения, если б в соборе перед прихожанами выступил бы кто-то из камнерезчиков, сделавших эти фигуры, и словами подвёл бы резюме, что они, камнерезчики, хотели сказать о соотношении ⌠между надчувственными идеалами и ⌠миром■, между естественным и сверхъестественным законом, между абсолютным духовным принципом трансцендентного жизненного предназначения и всем тем, что ему противопоставляют природа, жизнь, историческое развитие с его земными благами и предпосылками■ (С. 66). Тем более диким было б его, камнерезчика, талдычение почти одними и теми же выражениями о понятии ⌠гармония■.

    Но именно так поступила Мадонна на своём концерте в Москве. Она толкнула речь во славу демократии, понимаемой по-американски.

    ⌠Мне очень повезло, что я из Америки, где мы можем свободно выражать свою точку зрения. Как артистка и как человек, как женщина я имею право выражать свою точку зрения. Даже если другие люди со мной не согласны. Даже если моё правительство со мной не согласно. У меня есть право и свобода выражать мою точку зрения. Это демократия, и я сознаю, что эти права не даются даром. Хочу сказать несколько слов о Pussy Riot. Я счастлива, что живу в стране, где я могу выражать своё мнение. Но я мечтаю и молюсь, чтобы люди во всём мире тоже имели это право. Не только в России, но и во Франции, в Иране и во всём мире. Люди имеют право выражать свою точку зрения. И заслуживают того, чтобы к ним относились, как к людям. На любую ситуацию могут быть разные точки зрения. Я не испытываю неуважения ни к церкви, ни к правительству [России, понимай]. Но я думаю, что эти три девушки: Маша, Катя, Надя, - я думаю, они поступили смело. И уже заплатили за сделанное, и я молюсь за их свободу■ (http://www.vedomosti.ru/video/21_1221).

    Скажете, Мадонна выполняла миссионерскую роль? Выступала как бы перед недавними язычниками, которым в их Африке поставили христианскую церковь и теперь укрепляют вероотступников в их отступлении от язычества в виду воздействия враждебного христианству окружения┘ Потому и такой бедный язык и повторение одного и того же. Вероотступники ж √ не ведающие, что творят недоросли. Иносказания могут не понять. И просто сказание может не дойти. Надо √ в упрощённом виде сказать и по много раз одно и то же. Как болванов учат.

    И они усваивали и оттого были счастливы. Рёвом одобрения отвечал зал. Это прекрасно √ американская демократия!

    23 ноября 2012 г.

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100