Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
02.02.2013 |
|
||
28.01.2013 |
Прикладное искусство и противоположное, непонятное искусство.
|
||
25.01.2013 |
Дюрер-ингуманист и злободневность.
|
||
20.01.2013 |
|
||
14.01.2013 |
|
||
13.01.2013 |
|
||
29.12.2012 |
Почему советские фильмы, в общем, хорошие, а после реставрации капитализма - нет?
|
||
29.11.2012 |
|
||
23.11.2012 |
"В лоб", но зато прекрасно, потому что выражает своё возвышенное.
|
||
20.11.2012 |
Как у немцев зарождалась Реформация и как у русских возрождается православие.
|
||
05.11.2012 |
|
||
02.11.2012 |
|
||
28.10.2012 |
|
||
19.10.2012 |
Нельзя верить художнику на слово вне текста его художественного произведения.
|
||
16.10.2012 |
|
||
23.09.2012 |
Молчание-то - золото, намёк - ну, пусть серебро, но...
|
||
08.09.2012 |
|
||
05.09.2012 |
Мищуки. Песню ╚Добровольная тюрьма╩ в исполнении Мищуков; слова
Морозова (слушать тут)
я услышал с телеканала ╚Шансон╩.
Потом была реклама. Сперва ярсагумба √ от слабости мужской потенции. Потом √ ножеточка. Дальше я смотреть, естественно, не стал. (На радио ╚Авторская песня╩ рекламы нет.) Глянул в Интернет, кто это √ Морозов. На первых строчках автобиографии: ╚околдованный музыкой "Битлз"╩ (http://www.russiandvd.com/store/person.asp?id=23784&media=2&type=artist&genreid=&fullbiography=1). Вместе с тем, что песня, пока её слушал, не произвела никакого впечатления, эти сведения оптимизма на перемену впечатления впоследствии не добавляли. Но я приучил себя не доверять впечатлению √ оно может быть обманчивым. Яркий пример √ ╚Доктор Живаго╩. Непереносимо было читать почти весь роман, а в конце я как бы ходил по облакам. Проняло. Хоть автор и Мещанство воспел, очень мною неуважаемый идеал. (Я сам мещанин по преимуществу, по главным поступкам. Оттого ненавижу мещанство люто.) Вот и здесь, не вникая, вроде бы имеет место воспевание всё того же идеала. Нет. Не просто воспевается он. Через насмешку над ним. Приблатнённая мелодия вступления. Пение начала √ с большим удовольствием (авторская позиция исполнителей, любование). Это ещё не даёт права делать вывод. Бабель тоже любил своих блатных одесситов. Но. Бабель их рисовал совершенно ужасными. В чём дело? Он писал в 1920 году, веря в социализм, который, во-первых, скоро будет построен, во-вторых, именно потому, что он будет построен, ужасность его персонажей пропадёт, а позитивные качества останутся. Остроумие Бени Крика┘ Ай, что перечислять. Их общий для всех жизненный оптимизм┘ Это в объективно ужасных условиях-то. А что будет? √ Можно с любовью писать о теперешних персонажах. А от Мищуков почему-то ждёшь подвоха. При повторном слушании. √ Почему? Потому что и в первом не зацепило ничто? √ Пока не знаю. 1988 √ год написания текста (предположительно; выводится по году знакомства Морозова с Мищуками и возникшей перспективе записать альбом.) Год издыхания перестройки и год перспективы реставрации капитализма. Наконец, можно будет накушаться после этого социализма, в принципе не вылазившего из дефицита. И если я прав, что Битлз были выразителями низового, массового, самозванного аристократизма общества потребления, накормившего всех так, что молодёжи стало противно и захотелось престижного потребления, рая немедленно, - то очарованный ими ещё давным-давно Морозов должен был над временно удравшим ╚от "трех до семи"╩ надсмеяться в итоге. 1988-й год демонстрировал, что в шоу-бизнесе можно в принципе зарабатывать миллионы. Дурак Горбачёв публично жаловался на такой беспредел. √ Ну, собственно, Морозов и надсмеялся. Одним названием, хотя бы. Да и сравнением с Толстым. (Не вникая в историю Толстого, в общем, известно, что тот от пошлости бежал. И достаточно принципиально √ умер в этом побеге.) А этот старикашка √ слабак. Но пыжился. Обманывал себя. Кого он из себя строил? ═- ╚Забывая ярмо навсегда╩, - это третье правило ницшеанца, как ему возвыситься над пошлой массой. Первый √ этап верблюда √ брать на себя самое тяжёлое. Второй √ льва √ разрешить себе всё. Третий √ дитяти √ забывать всё. Чехов тоже, разочаровавшись в народниках и всех будущих революционерах, с позиции ницшеанца ╚написал очень много маленьких трагедий о людях, проглядевших жизнь╩ (Горький). И нам как-то не смешно. Даже когда над неудавшимися ницшеанцами он смеялся чуть не впрямую, называя комедиями свои драмы. Ницшеанец смерть любит, можно сказать. Он в вечность устремлён. Битлз почти тоже этим кончили, воспеванием нирваны. (Да и толстовство чем-то тем же отдаёт.) Но я как-то сомневаюсь, что на это способен Морозов. Он же не поздними Битлз был околдован, а создателями и потребителями предельного опыта, как составляющим престижного потребления. Как факт √ он смеётся над кайфом своего персонажа. ╚Попивая из банок пивко╩, - это насмешка над недоросшим до престижного потребления персонажем. Как и ╚полосатый пиджак╩ от ╚"крутого" портного-еврея╩. Крутые евреи через Израиль или на Запад драли или собирались драть в 1988-м, а если и открывали кооператив (такая была тогда мода), то это больше походило на что-то местечковое по сравнению с так называемыми цивилизованными странами. Там более, что упоминается ╚лапсердак╩, долгополая одежда верующих иудеев, предмет насмешки в России. Мищуки от Морозова не отстают: ╚Мне пора возвращаться [останавливают
игру и пение; один поднимает палец, вытаращивает глаза, чтоб было смешно
зрителям в зале, и говорит внепесенное: ╚нет, не домой, в барак╩, в зале
смешок]╩. В последнем куплете они духарятся. Не допевают строки до
конца. Резко усиливают темп. √ Ну шоу же бизнес. Он работает на развлечение, в
конце концов. Если билеты за концерт дорогие, то пришедшие именно развлекаться
пришли. В 1988-м уже началось имущественное расслоение. Можно было быть
оптимистом с точки зрения тех, кому светил путь материально наверх. √ Вот
потому и бравурный конец. (Если исполнение и более позднее √ это ничего в
принципе не меняет). До чего докатилась авторская песня┘ До развлекаловки на
канале ╚Шансон╩. 28
мая 2012 г.
|
||
04.09.2012 |
|
||
31.08.2012 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"