TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.08.2012
15:47

Что необходимо наряду с Гайд-парком.

    Опять, и опять, и опять буду повторять, что надо создать систему музеев околоискусства.

    Вот смотрите, например, как пеняет художник Колесников на какое-то обожествление понятий, относящихся к искусству:

    ⌠Вдохновение - это когда наступает озарение, божественные голоса шепчут мне с неба идеи и ангел водит моей кистью... шутка. Мне кажется, это такое квазикультурное понятие, придуманное для недалеких зрителей, чтобы придать личности художника некий флер загадочности. У меня вызывает отторжение само это слово, еще больше мне не нравится слово ⌠духовность■, из этого же разряда - никто не знает, что это и каждый засовывает свои значения, а слово само пафосное, и вроде близкое к религии, и сразу такое значимое, и им можно кидаться направо и налево. Вдохновение - это состояние очень хорошей и эффективной работоспособности, не более. Этого состояния можно достичь разными способами, Делакруа, например, поговаривал, что для вдохновения ему достаточно стаканчика хорошего вина■ (http://geometria.ru/blogs/culture/29814).

    Загадочности, мол, нет.

    Интересно, сказал ли бы он, что и подсознания нет?

    Если б сказал, можно было б показать ему несколько экспериментов, выявляющих подсознательное.

    Показать и вам, читатель?

    Я просто дам самоцитату.

    ⌠Произнесите вслух вот такие слова:

    PENSIL

    PEN

    BUS

    BOP.

    Никто не прочтет четвертое буквосочетание по-русски. На втором-третьем слове в человеке уже успевает выработаться так называемая установка. В данном случае - установка на латинский шрифт. Человек не осознает ее, но она есть. И опыт с четвертым словом ее обнаружил■.

    Я писал это давно. Интернета тогда не было. В моём личном большом англо-русском словаре слова ⌠вор■ не было. Мои испытуемые, на которых я проверял слово, английский не знали хорошо. Но для понимания, что я хотел сказать, по-моему, и теперь этого опыта хватает, чтоб признать, что подсознательное существует. Да ещё такое подсознательное, которое возможно перевести в сознание. В самом деле, достаточно продолжить перечень русских слов, написанных латиницей, схожей с кириллицей, и вы перестанете читать их вслух на английский манер.

    В общем, подсознательное есть.

    А перевод в сознание, - с этим, я надеюсь, все согласятся, - заключается в возможности объяснить происшедшее с вами словами: ⌠выработалась установка на латинский шрифт, а потом разрушилась и сменилась установкой на кириллицу■.

    Остаётся признать, что кое-что из называемого искусством выражает подсознательное в художнике (а иногда и в целом обществе), но то подсознательное поглубже установки на шрифт, и после того, как оно в произведении выражено, художник обычно не способен его перевести в слова.

    Как, чаще всего, и потребитель искусства.

    А критик √ способен.

    Не всякий, но в принципе┘

    (В случае с искусством слова слова текста произведения есть всего лишь материал, как краски у живописца, а не то, что хотел сказать мастер слова.)

    Если со всем этим согласиться, то отнестись серьёзно к словам Колесникова об отсутствии загадочности нельзя.

    Проверим.

    В одной статье (см. тут) мне удалось (еле-еле, чуть было не счёл, что скрытого там у Колесникова ничего не было) открыть для себя, что он хотел сказать произведением, называвшимся ⌠⌠Путин■ и ⌠Медведев■. ⌠SIGNATURE■■. Что он сам говорил по поводу этого произведения, я тогда не читал. А теперь вот в вышеуказанном месте прочёл:

    ⌠Сейчас я работаю над серией ⌠подписи■ делаю портреты одних политических деятелей подписями других [крошечными, я понимаю, подписями; настолько крошечными, что при тех разрешениях, которые обеспечивает интернет, различить их при увеличении масштаба изображения не удаётся, и приходится верить на слово], скажем, Путина подписями Медведева и портрет Медведева подписями Путина. Это довольно простая, как мне кажется, даже для обычного обывателя мысль, комментирующая довольно интересную ситуацию в нашей стране - не понятно кто главный, между ними есть какой-то договор о распределении ролей и всем понятно, что Медведев стал президентом благодаря Путину и Путин не ушел с политической сцены исходя из гарантий Медведева. Можно об этом написать статью, провести исследование, я как художник решил сделать вот такую серию работ■.

    Так вот в этих словах есть два: ⌠не понятно■. Они ключевые для такого квалифицирования стиля этого произведения: это постмодернизм.

    А постмодернизм выражает разочарование во всех идеалах, ни одного, мол, нет, чтоб было достойным быть идеалом. Энциклопедия ⌠Постмодернизм■ это понятие определяет в качестве ⌠дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций■. Дистанцируется не только от, но и от┘ Так что, если согласиться, что что-то выражает искусство, то здесь оно выражает пофигизм.

    И теперь скажите, если соотносится колесниковское ⌠не понятно■ с постмодернизмом, то Колесников себя понимает как пофигиста, или не понимает?

    По-моему, недопонимает.

    И не замечает, что имеет дело с подсознательным в себе, то есть с некоторой загадочностью.

    Его возражение можно понять, со стороны глядя. Ведь загадочное он сам оценивает как ⌠пафосное, и вроде близкое к религии■. Нечто сверхценное. Идеал. А как же его подсозательному, утвердившемуся на отсутствии идеала, вдруг признать идеал? √ Не может. √ Вот и лишает вдохновение того, от какого корня слово это происходит √ духа, духовности. И √ не замечая вранья, искренне снижает вдохновение до ⌠эффективной работоспособности■.

    А в названии произведения применяет кавычки┘

    Он же учился грамоте, выучился┘ И применяет грамотность автоматически, то есть бессознательно. Поставил кавычки и недоосознал, что перечеркнул этим ту неприятную ассоциацию, которую вызывает у всех рядоположенность Путина и Медведева. Она-то, неприятная, это вовсе не пофигизм. Когда же он поставил кавычки, он превратил своё ⌠высказывание■ в шутку и┘ перечеркнул неприятную ассоциацию. И с чем оставил зрителя? √ Ни с чем же! Что и хотело его подсознание, и что не совсем дошло до его сознания.

    Неприятная рядоположенность столкнулась с шутливостью кавычек, неприятная рядоположенность столкнулась с замечательностью того, как выглядят президенты, скрытое художником выражение воли каждого из них (крошечные подписи) в продвижении вверх другого сталкивается с разоблачением художника же┘ Все эти противоречия и оказываются применёнными как раз для того, чтоб выразить иначе невыразимое подсознательное √ пофигизм.

     

    Надо признать разделение искусства на прикладное и идеологическое. Прикладное выражает осознаваемое, идеологическое √ подсознательное.

    И тогда исчезнет много неприятностей у власти, когда против неё выступает прикладное. Оно призвано усиливать известные чувства. Оно заранее всё знает. Оно не пользуется противоречиями. Выражается прямо (⌠в лоб■) или иносказательно (чем-то √ о чём-то, что тоже почти ⌠в лоб■). Его поэтому легко отличить от выражающегося сложно, противоречиями, и потому непонятно.

    И надо назвать неидеологическое искусство околоискусством.

    И всё!

    И запретить Государственному (государственный же!) центру современного искусства иметь дело с произведениями околоисксства. И тогда тот не смог бы в конкурсе "Инновация" присудить премию акции арт-группы "Война" ⌠Хуй в ПЛЕНу у ФСБ!■.

    Вот тут-то нет-таки ничего загадочного. Разве что не знаешь, что напротив этого разводного моста расположено здание питерского ФСБ.

    Ненавидят ФСБ некоторые сограждане - пожалуйства, вот вам для усиления вашей ненависти и издевательства. В музее околоисксства будут какой угодно величины фотографии или видеозаписи этой акции. Политических преследований в России нету. Зато и государственного поощрения выражения ненависти к Путину тоже не будет.

    А то смешно.

    Тот же Колесников со своим: ⌠Мне очень нравится то, что сделала группа ⌠Война■┘■, - не сможет это аргументировать современностью этого произведения искусства:

    ⌠Искусство имеет свою историю, свою логику развития, и всегда важен момент инновации. Например, Леонардо придумал сфумато, это воздушность, дымка такая, после него тысячи художников делали это сфумато и, возможно, многие делали лучше него, но они не новаторы, они шли по чьим-то стопам. Так вот современное искусство это та область искусства, в которой проговаривается это новое слово, то, что предположительно останется в истории■ (Там же).

    Колесников же тут, - вполне в соответствии со своим пофигизмом, - свёл искусство к открытиям в технике, к ремеслу, к результату ⌠эффективной работоспособности■. Сам он, придумавший не штрихами изображать, а подписями, конечно, обеспечил себе место в истории изобразительного ремесла, наряду с изобретателем сфумато Леонардо.

    Но есть ли новинка в рисовании на мостовой? √ По-моему, нет.

    А в том, чтоб выливать краску прямо из канистры? √ Ну да, наверно.

    Но это всё √ для третьих музеев: истории изобразительного ремесла.

    А я √ о музеях и чествовании творцов произведений, выражающих подсознание. Леонардо таки своё подсознание своим сфумато выражал (см. тут). И хвала ему не за сфумато, а за то, что им в том числе ⌠мягко учительствовал, даже этого не осознавая■. За недосознанный пофигизм хвала и Колесникову за его сдвоенный портрет.

    Но пусть не будет хвалы такого рода арт-группе ⌠Война■.

    А то ведь как звучит: лауреат премии Государственного центра современного искусства.

    24 августа 2012 г.

20.08.2012
23:04

Пришей кобыле хвост или естественно?

    Разрешите начать с себя. Зашёл, помню, в один из книжных магазинов. Он только открылся после ремонта. И я удивился изменениям. В частности, появился в уголке . . .

17.08.2012
15:43

Что я помню о 6-м Всемирном Фестивале Молодёжи и Студентов.

    Вчера я посмотрел телепередачу о 6-м Всемирном фестивале. Какой-то фотограф, что ли, вёл её. Мол, это был глоток свободы, освобождение от страха и тому подобная . . .

04.08.2012
14:58

Чепуров.

    Год назад, в день рождения Пушкина, в Петербурге, Капелла имени Глинки дала музыкально-драматическое представление ╚Борис Годунов╩ с музыкой Сергея Прокофьева . . .

24.07.2012
21:29

Попытка подобраться к постижению абстракционизма.

    И состоит она в том, в итоге, что абстракционизм √ это человеконенавистничество. Посмотрите на картины двух художников: Харриса и Марка. Северный берег, озеро . . .

19.07.2012
08:04

Зачем Горткий завёл усы и как от них "отталкивался"..

    Недавно я пережил потрясение. Под натиском так называемых оранжевых СМИ России я, неожиданно для себя, на целых двое суток почувствовал себя оранжевым и аж . . .

10.07.2012
08:26

К трагедии на Кубани.

    Эту статью отказались публиковать в журнале, специализирующемся на обсуждении музыкальных явлений современности. И я б смирился. Если б самые обиженные на . . .

19.06.2012
18:36

Сезанн.

    Проделаем несколько манипуляций. Вот "Дорога у горы св. Виктории" (1898- 1902) Сезанна. Теперь выделим из неё контур собственно горы. А теперь сравним этот контур с . . .

17.06.2012
08:29

Гамсун и Ван Гог.

    ┘в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве . . .

03.06.2012
09:39

Бах и оранжевые революции.

    Я в молодости был революционер по натуре, а кончил тем, что стал консерватор. Странно. Потому что внутри себя чувствую себя одним и тем же и даже почти не . . .

25.05.2012
16:01

Абстракт.

    Раз в музее живописи я был поражён одним посетителем. Уж не помню, как я с ним заговорил, но что он мне сказал┘ Мы оказались надолго рядом перед произведением . . .

20.05.2012
18:10

Печаль в день музеев.

    Накануне дня музеев на центральное телевидение пришёл знаменитый устроитель выставок Мессерер и дал интервью. И очень меня огорчил такими словами: ⌠Меня страшно . . .

17.05.2012
17:51

Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.

    Запретное √ притягательно. В искусстве √ тоже. Почему? Я разумею, как это чаще всего молчаливо имеется в виду, не прикладное искусство (пусть даже и призванное . . .

16.05.2012
13:27

Это кому-нибудь надо?

    Перед вами иллюстрация мысли, что архитектура √ это чаще всего прикладное искусство, что в ней нет загадки, обязательной для искусства идеологического, нет . . .

07.05.2012
14:59

Протесты, протесты...

    Может, это смешно, но я привык к каждому художнику, - через произведения его, естественно, - вырабатывать своё собственное отношение. Не принять общепринятое, а . . .

06.05.2012
09:39

Раликальный Чайковский.

    Сдаться, что ли? Вот и у специалиста написано: ⌠Основой служит новый вариант главной партии <┘> образ, полный ликующей радости, силы и энергии■ . . .

23.04.2012
15:01

Оправдание гримасы.

    Я посмотрел в ╚Закрытом показе╩ кино Балаяна ╚Райские птицы╩ (2008), и оно меня нисколько не тронуло. Значит, не о чём писать. Но я подозреваю, что оно меня не . . .

14.04.2012
17:14

╚Сладкие сопли╩.

    А всё-таки она вертится. Галилей. ╚Именно те идеи, которые всех проще, всех яснее, - именно те-то и трудно понять. Если б Колумб перед открытием Америки стал . . .

18.02.2012
12:10

Просто впечатление.

    От фильма Гинзбурга ╚Generation ▒Пи▓╩. Оно противоположное просто впечатлению: ╚тошнотворность╩ (см. тут), - от романа. Там √ ужас Пелевина от безыдеалья. Здесь √ . . .

03.02.2012
10:55

Высоцкий и "Сплин"

    Можно, конечно, думать, что нравящееся выражение нравится не за объективность, а субъективно. Поэтому скажу сначала против себя. Так как-то я жизнь прожил, что по . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100