TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.05.2021
10:27

Насмешник Юон

    Признаться, эта репродукция остановила на себе моё внимание. Юон. Голубой куст. 1908. Меня даже хватило сообразить, что я не могу определить, что это за порода . . .

30.05.2021
19:38

Против Дмитрия Быкова 17

    В этот раз станем кружить вокруг “Египетской марки” (1927) Мандельштама. Так случилось, что мне очень повезло, и – я так считаю – она мне открылась (см. тут) . . .

29.05.2021
16:33

Надо, Федин, надо...

    …Пять-шесть произнести как бы случайных строк, Чтоб их в полубреду потом твердил влюбленный, Растерянно шептал на казнь приговоренный. Адамович Интересно, . . .

28.05.2021
12:23

Соломон Воложин Ваш канал Ну, попробуем что-то высосать из якобы традиционного искусства

    Традиционными названы Вахрамеев и С. Иванов (тут). Но зато тут же написано: "Живопись Иванова и Вахрамеева композиционно и живописно была необычна, что . . .

27.05.2021
12:40

Недоумения

    Беру текст ставшего потом знаменитым искусствоведа, Пунина. Должно ж его величие прорезываться и в ранней работе, да? И, что его привлекает символизм, не страшно – христианство и символизм похожи по своему сверхисторическому оптимизму. Я не удивлюсь, если Пунина потянет на, мол, отражение Рублёвым (в 1410 — 1420-е годы) урока Куликовской битвы (1380): на пользу объединения русских. И, так приготовившись, стану читать и комментировать слова Пунина от “Троице”. – Его слова – косым шрифтом, мои – прямым.

    Рублёв. Живоначальная Троица. 1410 — 1420-е годы.

    "На доске изображена в традиционной византийской иконографической схеме ветхозаветная Троица, выделенная из сцены явления Аврааму трех ангелов под дубом Мамврийским как образ Господней трапезы или как прообраз евхаристии. Ангелы в одеяниях густого теплого тона [густой тёплый тон (коричневый) только в одежде центрального ангела] - медленны и нежны движения рук - сидят на высоких седалищах вокруг трапезы, склоняя с бесконечной грацией убранные пышными высокими прическами головы и с какой-то меланхолически строгой задумчивостью устремляя глаза в немую и тихую вечность. В иконе нет ни движения, ни действия - это триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа или ведения, сошлись, чтобы в мистической белизне [где она?] испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и ее скорбью [по-моему, слова подобраны, исходя не из реалий того, что видят глаза: о жизни (со страданиями и скорбью), что здесь, надо думать отстранённо и белый цвет тут привлечён от знания, что он - символ Божественного света, в смысле, раз Бог тут, на земле, то отстранённые мысли Его – там – в белизне. Ладно. Примем.]. Ангелы даже не имеют внутренних, нестилистических отношений друг к другу [по-моему, их полно (см. тут): эквидистантность, симметрия], они только повторяют трижды одну и ту же душевную тишину [слова стилистики, как специальные, да, режут слух, и они заменены тем, что стилем выражено], и от этого повторения сила этих молчаний приобретает величие, тишина ширится, покрывает собою всю икону, все горизонты мира, небо и пространства между звезд [если уважать выражаемое больше того, чем выражено, вплоть до умалчивания о том, чем выражено, то да]. Покоренные ею горы и символическое дерево склоняются, следуя ангельским движениям, замыкают их собою, образуют единственный ритм всей композиции, усиливающийся усталым спокойствием ангельских крыл. В этом словно все время нарастающем движении линий, в невозмущенной тишине душевного мира, в безболезненно чистом созерцании одиноких и остро печальных ликов вычерчивается незаметными, едва ощутимыми линиями индивидуальная сущность каждого из трех посланцев неба [а ведь не докажет индивидуальности!]; пусть это - одна душа, но у нее три формы, и она трепещет по-разному в этих формах [так и есть!], подобно тому, как свет месяца по-разному трепещет в приходящих и уходящих волнах [это вряд ли доказательство]. Это тончайшее разделение внутренне и внешне связанных состояний духа в сущности и есть художественное содержание иконы, ее тема, ее идея, идея совершенно исключительная по глубине и крайне сложная в выражении [грубо – образ единства народа перед игом, чего опять не было вскоре после победы Дмитрия Донского] .

    Как долго и как внимательно ни изучаешь икону св. Троицы, ее нежная грация, ее вдохновенная мистическая сила не перестают волновать воображение [Нет! Только если думать противоположностью: нет-де этого на Руси в реальности, когда есть в Троице (После нашествия Едигея Москва ослабла и была вынуждена вновь платить дань Орде)]; можно приподнять слой за слоем черты ее стиля, можно раскрыть ее содержание, но и после долгого и тщательного анализа остается еще нечто, что придает этому памятнику очарование, по-видимому, неисчерпаемое. Словно жизнь [вот именно: своим наоборот!] продолжает питать эти линии, эти лики, и каждый новый день ложится на них светом своих лучей, горестью своих забот и тоскою своего умирания. Эта зыбкая небесно-светлая красота сама по себе уже говорит о том, что мы имеем дело с памятником, созданным необычайно высокой творческой волей. Дело, конечно, не в чистоте стиля всего памятника, ибо как раз чистота стиля и не служит признаком большого вдохновения. Пусть некоторые исследователи и находят, что икона св. Троицы несколько суха (формы драпировок), а иконописный шаблон уже намечается во всех деталях иконы. Нас поражает выразительность и непосредственность замысла [а по-моему, обратность жизни; непосредственность – только в мечте о единстве], язык самой живописи, живая сила вдохновения - а при наличности таких условий нет никаких оснований отрицать величие гения, создавшего эту икону” (http://andrey-rublev.ru/antology-punin.php).

    Ещё более хлёстко бы звучало, если б вменить Рублёву предчувствие смуты, какая наступит через несколько лет на Руси из-за столкновения двух принципов наследовапния престола, старого, родового (первый - старпший в роду) и семейного (первый - сын).

    Но текст Пунина даже не даёт себя намёком считать.

    1 мая 2021 г.

26.05.2021
16:50

Всё – просто! (О Борхесе)

    Жаль, что я не писатель. Я б описал заразительно ту нуду, не известную обычному человеку, какую испытывает пишущий, когда не о чём писать. Я – пишущий, но не . . .

23.05.2021
11:56

Предательство живописи

    Коровин. Сирень. 1915 г. Холст, масло. Мне думается, что тут Коровин предал себя – сделал красЯво. Когда он не предавал, тема включала обязательно какую-нибудь . . .

20.05.2021
21:51

Мне хочется…

    Мне хочется начать обсуждение художника с рассказа, как трудно понять человека. Это женщина. Понять, что она украинская националистка, было как раз легко. У тех . . .

19.05.2021
13:13

Как одно лишь знание, что подсознательный идеал художника есть, доводит до истины

    Одна читательница, верующая, упрекнула мои размышлизмы о новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” XIV века. Мол, это субъективизм у меня. Её понять можно. Я . . .

18.05.2021
09:39

Против Дмитрия Быкова 15

    Теперь я буду искать, в чём я (см. тут) с Быковым не совпадаю касательно “Василия Тёркина” Твардовского. У меня замечено, что перец интереса персонажа – бытовой: . . .

17.05.2021
11:39

Север в акварелях Михайловой

    …и вдруг вы завтра умрете, а после вас и не останется ничего… Куваев. Территория. Слова эпиграфа – это слова глубоких ассоциаций, из-за того, что "главное . . .

16.05.2021
10:19

Против Дмитрия Быкова 14

    Не от хорошей жизни я всё обращаюсь и обращаюсь к Быкову, пишущему на литературные темы. Вот вчера… Заставил себя и посмотрел до конца фильм “Новая жизнь” (2020). Не . . .

15.05.2021
11:00

Против Дмитрия Быкова 13

    Я поймал себя на том, что поступаю с Быковым так, как Владимир Соловьёв на передачах “Вечер с Владимиром Соловьёвым”. Он прерывает либералов на каждой мысли, с . . .

14.05.2021
15:35

Переворот с Кандинским?

    На днях похвастал перед дочкой, что кое-что открыл о Кандинском. И спросил: знаешь, кто это? – У неё высшее экономическое образование. Даже два: почти советское и . . .

13.05.2021
14:09

Против Дмитрия Быкова 12

    Я выбрал такую тактику критиковать статьи Быкова: дочитаю до какого-нибудь ляпа и пишу свою статью-опровержение. Но этот Быков – как фонтан. Неиссякаем. И . . .

12.05.2021
22:37

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:35

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:33

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

11.05.2021
11:57

Гений художника Тёрнера

    Буду писать так, будто про общепринятое. Если искусствоведение наука, то в ней должны быть формулы. Например. Идеостиль Высокого Возрождения – гармония низкого и . . .

09.05.2021
14:30

Про художника Бугаёва

    Я вошёл в перечень рекомендуемого Яндекс-Дзеном списка статей об изобразительном искусстве и выбрал для чтения статью “Художник Александр Тихонович Бугаёв: . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100