Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
19.04.2021 |
Бесович этот художник Файбисович
|
||
18.04.2021 |
Польза ненависти (художник Сергей Иванов)? Только что послушал песню Монеточки. Праздник контрнасилия
И вопрос, да? зачем мне понадобилось это произведение стихопублицистики?
Я пишу это 5 марта 2021 года, через 43 для после 23 января, когда, - пишу это всё в надежде, что текст мой проживёт дольше, чем забудется этот день, - когда молодёжь по всей стране вышла на митинг, на который заводилы нарочно не попросили разрешения у властей. Причём вышли и тренированные на жестокость парни, и первыми напали на полицию. Так показали ТВ каналы, подчинённые власти. Одному водителю полицейской машины выбили глаз… В то же время в Белоруссии выступающие против власти распространяют сведения, где живут силовики, чтоб расправлялись с их семьями. А на Украине вообще нацисты пришли к реальной (пусть пока и формально не к узаконенной) власти, и вся страна оказалась как бы оккупирована.
Я собрался было обсудить, почему Сергей Иванов никому не показывал* свою картину вот эту. С. Иванов. Расстрел. 1905. Да и к картине этой, обсуждённой уже мною (см. тут), я вернуться вздумал из-за парадоксального для меня желания оправдать теперь прежде осуждённую за нехудожественность (за отсутствие у автора следов подсознательного идеала) вещи, исходя из исторической перспективности в 1905 году воспитывания народа в ненависти к царской власти. Тогда, в начале ХХ века, центр революционного движения перешёл из Западной Европы в Россию. Она была слабым звеном капитализма, и верно было, что тут революция может победить. Что соблазняло на силовой путь к коммунизму в расчёте, что русская революция будет запалом к Мировой Революции. Из сегодня видно, что победа революции таки случилась через 12 лет, а вот Мировая Революция не случилась. И стране, выбравшей силовой путь в коммунизм, ничего не осталось, как попробовать построить антикапиталистическое общество в отдельно взятой стране. То есть противопоставить себя всему остальному миру. То есть обречь себя на желание врагов страну уничтожить (чего ещё никто в истории так с нею не хотел сделать). Что гарантировало ей жесточайшую войну. Что, в свою очередь, потребовало невиданного в истории модернизационного рывка и воспитания классовой ненависти. Что было сделано. Страна выстояла в войне с нацизмом. И получалось, что, из исторического далёка глядя, С. Иванов был прав, начав живописать классовую ненависть у угнетённых (убиты на картине люди в гражданском). Без неё не победили б ВОВ и страна б была ликвидирована как таковая. Хуже того! 115 лет после 1905 года геополитический расклад сил повторился. Веками не изменяющийся менталитет (с общинностью, в частности) как бы создал Россию страной, наиболее пригодной для коммунизма. Что теперь, через 30 лет после поражения идеи коммунизма в СССР, поворачивает опять капиталистическую Россию к так называемому социальному государству, что опять противополагает её Западу. И тот второй раз возымел желание страну уничтожить. И классовая ненависть опять нужна!?! Только теперь инициатива её воспитания лежит на прокапиталистах, для которых спела Монеточка (для них, ибо поводом для несанкционированных митингов послужил арест агента Запада в России; левое участие в митинге возможно только в результате самообмана левых; а правое – естественно: коллаборантам в потерявшей государственность России может житься, не исключено, богаче, чем теперь). Власти в России теперь воспитание ненависти не нужно: Россия сумела в военном отношении Запад переплюнуть, и простой войны теперь не будет. Но может быть такая, какая повернула Украину к Западу. Воспитано активное и жестокое меньшинство и оно взяло верх над пассивным и не жестоким большинством. То есть, если С. Иванов воспитывал ненависть слева, то Монеточка – справа. И я могу успокоиться и перестать подумывать, как бы отступление С. Иванова от художественности облагородить исторической перспективой благородства левой ненависти, для чего необходимо не неприкладное искусство, а прикладное, приложенное к воспитанию классовой ненависти слева. Могу теперь подойти к картине “Расстрел” трезво и увидеть, что она даже и не воспитывала левую ненависть. Это было заблуждением советской власти. "Картина никогда не публиковалась самим автором, он даже скрывал её от близких родственников - вероятно, чтобы не настраивать против себя правительство Российской империи. Художник С.В.Иванов умер летом 1910 года - вскоре после его смерти, картина "Расстрел" была найдена вдовой художника. Художник оставил работу без названия, не указав его на полотне. Картина была выставлена на посмертной выставке [1911] художника под названием "Эскиз" (хотя полотно и является законченным). Уже после Октябрьской революции, картина была прославлена Советской властью под названием "Расстрел" - картина, а также история её создания, активно применялись в агитации против былой царской власти” (https://yavarda.ru/kartinarasstrel.html). На самом деде Иванова тут шатнуло совсем в ницшеанство. А то было вообще против всего на Этом свете. Что мы видим на картине? Какую-то вселенскую нехорошесть. Не социальную. Свет на домах – какой-то сумасшедший (слева направо): закатный, дозакатный и послезакатный. Пустота тут главный герой. Это на первый взгляд декабрьское восстание в Москве. Разгромленное. Потому и два убитых на снегу. Но. Стреляют-то не только слева (войска), но и справа (восставшие). Главное – они еле видны. Виноватых нет! Сам мир ужасен, а не только социальное устройство. – Это мёртвое освещение закатного солнца… Этот наступающий всеобъемлющий мрак… И – пустота… – Бежать от этого всего можно только в метафизическое иномирие. – Потому картина так впечатляла. "Цветовое решение картины было новым для самого художника…” (Манин. http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsection&id=553). Но это было против его осознаваемого мировоззрения. Он сознанием был за угнетённый народ. Он был не прочь воспитывать классовую ненависть. Смотрите. С. Иванов. Едут. Карательный отряд. 1905-1909. Кровь же может закииеть, когда всмотришься и увидишь, что крестьяне-то на колени встали и иконы вперёд выставили. И я со смущением, столь не свойственным мне, замечающему, что никаких странностей как следов подсознательного идеала нет, признаю, что насколько эта картина горячит кровь, настолько первая как-то гипнотизирует. ЧЕМ-ТО. Смущаюсь, но хвала первой. 5 марта 2021 г. * - Так, может, Иванов, будучи левым, потому никому и не показывал картину, что у него против воли получилась картина правой, так сказать, политической ориентации?- Не иначе! 18.04.2021.
|
||
17.04.2021 |
|
||
16.04.2021 |
Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)
|
||
15.04.2021 |
Не только авангардизм есть дегуманизация искусства
|
||
12.04.2021 |
|
||
11.04.2021 |
Я не верю футуристу, мол, Зданевичу
|
||
10.04.2021 |
Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»
|
||
09.04.2021 |
Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»
|
||
07.04.2021 |
|
||
06.04.2021 |
|
||
05.04.2021 |
Ещё одна попытка понять Хлебникова
|
||
04.04.2021 |
|
||
02.04.2021 |
|
||
02.04.2021 |
|
||
31.03.2021 |
Когда Сергей Михалков был честен
|
||
28.03.2021 |
Пришвин-художник за Гитлера не был
|
||
27.03.2021 |
Читая рассуждения Флоренского об искусстве
|
||
26.03.2021 |
Обидно мне, досадно мне и не ладно
|
||
25.03.2021 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"