Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.03.2021 |
Ценность существования для Волоса
|
23.03.2021 |
|
22.03.2021 |
Как художники дурили советскую власть
|
21.03.2021 |
Почему главный герой в фильме «Вылет задерживается» так обелён сравнительно с повестью Обиделся я за отчаянных. В фильме Марягина “Вылет задерживается” (1974). То ли дело… Не могу найти, перечитать у Бунина… Как поезд чего-то остановился, двое пошли гулять по полотну и с железной неотвратимостью дело идёт к любовной сцене. Читаешь – колдовство какое-то. А кино я аж выключил, когда флиртующая красавица Алёна и простодушный Толя Колосёнок стали танцевать в аэровокзале в пустом коридоре под музыку из его маленького транзистора. Чего я вообще стал смотреть это кино? – Конец его увидел по каналу “Культура”. И такая глубина мне почудилась, какой не бывает в теперешних фильмах, показываемых по ТВ. А оказался проблемный фильм, в котором не обращают внимания на достоверность. – Ну не поверил я, что мыслимо в переполненном из-за отменны рейсов аэровокзале найти пустой коридор поблизости от общего зала. Аж полез читать пьесу “Сколько лет, сколько зим!” (1966) Пановой. Правда, полез по причине недоверия, что Бакченин обманул любимую, а она не подала вида в 1945 году, что его жена не умерла оказывается, в Ленинграде в блокаду, а, искалеченная, прислала ему письмо. По пьесе таки обманул. И передо мной встал вопрос: зачем режиссёр так исказил пьесу? Взял на роль Бакченина Заманского, у которого облик такой, что его нельзя не любить. Выбросил сцену, как Бакчеев оправдывается перед сослуживцем, почему обманул. Очень логично оправдывается: он чувствует в себе большой потенциал учёного, надо пойти в Москве опять на 4-й курс и, не отвлекаясь ни на что, учиться. А Оля, да с дочкой, да выбиты стёкла в его ленинградской квартире… Или учёный, или семьянин. Выброшена и сцена рассказа Оли, ещё на войне, как она разлюбила мужа и как ей тяжело стало с ним жить. – Предательство любви Бакчениным у Пановой усугубляется. И нет в её строках этого неотразимо доброго лица Заманского. А как у Пановой Алёна знакомится с Колосёнком… "И в а н Г а в р и л о в и ч [киоскёр]. Вот новый имеется, только что вышел Елистратов. Сабинина Ариадна. Саломатов. Самых модных у нас не бывает, не дают нам. Появляется радостно взбудораженный Колосёнок. А л е н а. Бог с ними, с модными. Надоели. Я беру Ариадну и Елистратова с Саломатовым. К о л о с ё н о к. Почитать чего-нибудь дайте... Вообразите: потерял документы и даже не знал! Сижу в ресторане, пью пиво... Вдруг слышу! Хватаюсь за карман - ничего! Ни паспорта, ни служебного удостоверения, ни командировочного! Один посадочный талон! Хорош бы я был, полетел безо всего... А л е н а. Ну, лететь вам, видимо, не так скоро. И в а н Г а в р и л о в и ч. Вы гражданин Колосёнок? Вас тут целый час по радио выкликали. [И это таки в пьесе многократно показано - с предложением забрать потерянные документы.] К о л о с ё н о к. Да вот, говорят! А я сижу пью пиво! Замечтался! А кругом ведь не знает никто, что я Колосёнок! Пока наконец дошло до сознания! Смотрю - ни паспорта, ни служебного, ни командировочного... [Тот ещё растяпа.] А л е н а. Милая фамилия Колосёнок, правда, Нюша? Нюша отвернулась, перебирает книги. К о л о с ё н о к. Находите - ничего фамилия?”. Так, наверное ж, они глядят друг на друга. А что в кино… Алёна с купленными книгами стоит спиной к киоску, слышит лепетание растяпы и, не оборачиваясь посмотреть, как он выглядит, вступает с ним в разговор, а он сразу ошалевает от её красоты и не киоскёру, как у Пановой, а Алёне повторяет свой лепет. И не киоскёр, а Алёна реагирует на его запоминающуюся фамилию: "Так вы знаменитый Колосёнок?” Юноша (по голосу) растяпа – разыграть его, я ж неотразимо привлекательная! И у Пановой не в пустом коридоре и под громкую музыку, а за колонной и музыка чуть слышна. У Пановой вообще атмосфера тесноты и всеобщей общительности какая-то естественная, а в кино, на огромных просторах непереполненного аэровокзала всякое общение незнакомых людей представляется натяжкой. Режиссёру не до правдивости – у него проблемный фильм. И так случилось, что я прочёл один отзыв, где всё муссировалось как-то бездоказательно, что фильм о брежневском застое. Отказ Оли от любви к такому неотразимому, как Заманский, который, вот, зовёт – это образ отказа от коммунизма. В 1974 году. А я недавно прочёл, что отказ коммунизма произошёл ещё при Хрущёве, отказ от ОГАС (Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации). Из опасения, что реально править страной станут инженеры, а не партия. Курс в итоге был взят на конвергенцию социализма с капитализмом и на внедрение элементов рынка. В расчёте на то, что с Западом удастся договориться. Зачем журавль в небе, если ближе синица в руке? Неужели Панова это знала и потому так резка с предателем любви Бакчениным? Марягин явно не знал. Но чувствовал что-то? И потому резкость сменил на затушёванность и на отказ от любви теперь уже Оли? Что думал я тогда? – Что надоест там, наверху, это непрерывное враньё и, наконец, тоталитаризм станут урезать в пользу самоуправления. А один, изрядная шишка в комсомоле Литвы, сказал мне, что они ждут, что при смене генсека подвернётся кто-то лучше Брежнева. Что-то глубокое носилось в воздухе, вот Марягин это и отразил. Недовольство бескрылостью и прагматизмом. Вылет в коммунизм задерживается. 7 февраля 2021 г.
|
20.03.2021 |
Художник Зардарян и случай с Севаном
|
19.03.2021 |
Как объяснить выкаблучивание Ларионова
|
18.03.2021 |
Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…
|
17.03.2021 |
|
16.03.2021 |
Памороки вокруг подсознательного идеала художника
|
15.03.2021 |
Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)
|
14.03.2021 |
Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже
|
12.03.2021 |
Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже
|
11.03.2021 |
|
10.03.2021 |
Подойти к Путину как к художественному произведению
|
09.03.2021 |
Ещё из серии огрызаний на искусствоведов
|
07.03.2021 |
|
06.03.2021 |
Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть
|
05.03.2021 |
Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»
|
04.03.2021 |
|
03.03.2021 |
С робостью о «Перекатах» Городницкого
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"