Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
31.03.2020 |
Поражение, почти равное победе
|
29.03.2020 |
|
28.03.2020 |
|
26.03.2020 |
|
25.03.2020 |
|
24.03.2020 |
|
23.03.2020 |
|
22.03.2020 |
|
14.03.2020 |
|
13.03.2020 |
Целесообразность одного теоретического допущения в науке об искусстве
|
11.03.2020 |
Геометрические страсти, в частности, бесстрастие
|
10.03.2020 |
|
09.03.2020 |
|
02.03.2020 |
|
01.03.2020 |
|
26.02.2020 |
|
25.02.2020 |
Смысл - сохраниться при изменении и сохранить изменившееся
|
24.02.2020 |
Как родилось Северное Возрождение Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, подобрав для этого соответствующую репродукцию… Мульчер. Воскресение Христово. 1437. Фрагмент. Изображён римский воин, приставленный караулить погребённого Христа и заснувший. "62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать. 1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. 2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые” (Матф., 27 – 28). Так вот заснула римская стража, и на неё изливается у Мульчера индивидуальное переживание его и зрителя, глубоко верующих. Мерзкий тип изображён. "…человек — как смертная ограниченная изменчивая материя, как второстепенная и подчиненная высшему оболочка — противопоставлен выражению душевных порывов. На почве этого противопоставления развивается своеобразный меланхоличный реализм немецкой живописи первой половины XV в… Как на сцене, где разыгрываются мистерии, выступают… наравне с идеальными фигурами такие, которые находятся в резком противоречии с какой бы то ни было идеализацией [римские воины, для пущей действенности одетые в современные доспехи]: представители темных гибельных сил земного бытия и носителя человеческих преступлений, грехов и страстей — тусклая и слепая масса, с которой надлежит бороться высшим силам; все это [личная ненависть] первый шаг к новому обоснованию трагедии человеческой индивидуальности и судьбы, для которой не было места в рамках средневекового антиреализма” (История искусства как история духа. С. 182-183). Открытие заключается в том, что привносится какая-то индивидуальная ненависть к низменному. Ненавидимое – конкретно. Портретно. – Это Северное Возрождение в немецком изводе. XV век. Тогда как до того, в готике… "…возникло новое понятие художественной красоты и возвышенности, в котором материально красивая форма представляется выражением духовных преимуществ… ударение делается не на телесной характеристике, а на связанных с нею духовных свойствах… В этом союзе спиритуалистического идеализма средних веков с новым утверждением мира заключено происхождение нового художественного восприятия человека, которое мы обозначили как стремление раскрыть духовную личность… Духовные индивидуальности требуют естественным образом также и телесной индивидуализации… в этой индивидуализации сначала замечается сильная, заданная основными линиями христианских жизненных заповедей типичность [опущенные уголки губ, нахмуренный лоб – для осмысливающего сворю греховность]" (С. 120-121). Неразумная дева. Статуя собора в Страсбурге. Фрагмент. Южный портал западного фасада. Конец 13 в. А Мульчер злится на современное ему Раннее Возрождение в Италии, где просто телесную красоту, ну и индивидуальность, стали считать главной. Пусть и через 23 года после Мульчера это нарисовано, но очень уж характерная вещь. Пьеро делла Франческа. Воскресение Христа. Ок. 1460. В одном из стражников художник нарисовал себя. Портретно. С симпатией. А какой атлет-красавец этот Христос… С точки зрения немца итальянцы безнравственны, так относясь к святым темам. – Залог будущей Реформации. Так вот это всё я смею у Мульчера отнести к подсознательному идеалу, который Дворжак через 500 лет сумел осознать: "…вся индивидуальная тоска немцев предшествующего Реформации столетия…” (С.179 ). 28 марта 2019 г.
|
23.02.2020 |
|
20.02.2020 |
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"