TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.03.2020
18:40

Целесообразность одного теоретического допущения в науке об искусстве

    Новые теоретические допущения целесообразны, если они отражают действительность. Рассмотрим подсознательный идеал автора. Был ли он зафиксирован наукой об . . .

11.03.2020
12:33

Геометрические страсти, в частности, бесстрастие

    В школе я проявлял две в чём-то противоположные способности: к рисованию и к предметам по точным наукам. Поэтому наиболее успевал по геометрии. И как было дивно, . . .

10.03.2020
19:50

Кошки скребут

    Кошки скребут на сердце. Отчего? Оттого, что я переменился, что ли? Но я по большому счёту не переменился. Большой счёт – это отношение к будущему человечества, к . . .

09.03.2020
20:22

Сверхизысканность?

    Я удручён. Своим бессилием. В способности доказать. Например, что вот это – ерунда. Егоршина. Автопортрет. Полосатая шуба. 1974. Или наоборот, что это не ерунда. Меня . . .

02.03.2020
13:55

Идея!

    Мне пришла мысль, и я её думаю. Мысль состоит в объяснении того, почему Западная Европа вечно гонима вихрем новаторства. И её то и дело заносит. То они жгут ведьм на . . .

01.03.2020
23:08

Русский и белорусский идеалы

    Наткнувшись на Соломина, я не могу его забыть. И меня тянет им упиваться ещё и ещё. Ликующий традиционализм-скромность. Есть тут где-нибудь неожиданность . . .

26.02.2020
11:42

Оболганный Ницше

    Надо же!.. Суметь назвать антихристианского Ницше рядящимся "в тогу Антихриста, чтобы через отталкивание (“от противного”, сказали бы математики) прийти к . . .

25.02.2020
13:06

Смысл - сохраниться при изменении и сохранить изменившееся

    В первый миг до Большого Взрыва, после которого всё произошло, началось то, что длилось всё последующее время – сохранение бывшего в ставшем, и потом уже это . . .

24.02.2020
13:51

Как родилось Северное Возрождение

    Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, . . .

23.02.2020
14:25

Сомов и иномирие

    Я уязвлён. Во мне развилось самомнение, что я всё могу понять у больших именитых художников. А вот прочёл такое: "…полная томной него и “декаденткой” пряности . . .

20.02.2020
12:28

Предвзято ли это...

    Передо мной только что открылось ницшеанство в прозе Бунина первой половины 1910-х годов (см. тут). И давно открыто его ницшеанство в прозе в эмиграции. Ясно, что он . . .

18.02.2020
14:19

Против Толстого

    Надо, надо выступить против Толстого, выступившего против Шекспира. Толстого могло заносить. Я знаю, что его занесло в теоретизировании, что такое искусство. В . . .

12.02.2020
11:00

Флаг Великанова над Рейхстагом

    Чтоб понять этот текст полностью, возможно, иные места придётся перечитывать. Идёт ин-фор-мацьон-ная, священная война. "Ведущий “Час Speak" на канале RTVi: . . .

11.02.2020
13:17

Судить, не читая

    Мыслимо ли судить о произведении, не читая? – Я попробую: из общих соображений. Первым исходным является соображение, что Марло – предшественник Шекспира: "Для . . .

06.02.2020
18:54

Патриотизм слишком мал для национальной идеи России

    Надо, наверно, признаться в самом начале, что я исхожу из подработанной теории Шмита о синусоподобной повторяемости в веках больших стилей. Подработка состоит, в частности, в инерционных, если можно так выразиться, вылетах вон с синусоиды на точках перегиба кривой и в замене стилей на идеостили (превалирование идеала над стилем {например, идеал ницшеанства у Малевича выражался стилями импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма и супрематизма – см. тут}).

    Можно задаться вопросом: каково соотношение идеала и Абсолюта? – Из вышеозначенных идеалов (лучше типов идеалов) Личная польза вряд ли может быть причислена к Абсолюту, если счесть Абсолют соотносящимся больше, чем с длительностью одной жизни. Если признать, что ницшеанство идеалом имеет иномирие, симметричное тому свету христианства, то они оба вполне мыслимы как Абсолюты. Все остальные типы идеалов тоже можно понимать имеющими отношение к Абсолюту, т.к. идеал – это ж нечто духовно огромное.

    Другим моим исходным является мнение, что Феофан Затворник хорошо выразил менталитет русских в укороченной мною формуле: “Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца”. Он это высказал, относясь к православию, а я укоротил, чтоб можно было применять для русских и другие Абсолюты. Что позволяет объяснять русскую противоречивость. В первую очередь – тягу временами к ницшеанскому иномирию и любви к слову воля.

    Ещё я исхожу из поверхностности нынешнего религиозного возрождения в России после семи десятилетий атеизма. То есть вероятие улетать от нынешнего разочарования в Справедливости далеко-далеко, в религию, меньше, чем в ницшеанство.

    Путин и другие предлагают патриотизм считать невписанной в Конституцию национальной идеей России. А имеет ли патриотизм отношение к Абсолюту?

    В какой-то мере – да. Но он неконкурентоспособен по сравнению с двумя предыдущими русскими национальными идеями, с православием и с коммунизмом. Те были глобальными. Народ выступал с ними в качестве мессианского. А патриотизм территориально локален. И присущ многим народам.

    Человек с русским (российским) менталитетом чувствует себя нехорошо без содержательно глобальной национальной идеи. Даже и при правлении Путина, при котором патриотизм ожил, чуть не убитый предыдущим правлением либералов.

     

    А теперь можно переходить к разбору фильма “Большое искусство” (2019) А. Лунгина.

    Какое значение имеют такие “текстовые” факты, что его главные герои были добровольцами на гражданской войне в Луганске, сейчас – инкассаторы и дружба друг с другом для них – главное?

    Отвечать я буду по внутренней логике фильма, которая произошла от подсознательного идеала режиссёра и сценариста. (Тот нюанс, что они сами объясняют иначе, лишь подтверждает ненахождение идеала в их сознании даже и после создания фильма.) – Что это за внутренняя логика?

    В положении чествуемого словами патриотизм сильно понижается в действенности и оттого, что 1) в значительной степени политически левая Луганская Народная Республика Россией не включена в состав России или не признана вовсе не из интересов Русского мира, и 2) оттого, что ежедневный перенос больших сумок с деньгами очень неприятен на фоне колоссального социального расслоения в России. Из того, что ни одному, ни другому не уделено внимания в фильме, не значит, что тут не применён подсознательно минус-приём (не заикаться о том, что всем известно и осуждается всеми или большинством). А вот ничем не рушимая дружба говорит, что какой-то из Абсолютов друзьями разделяется. Причём героически. Причём именно Абсолют. Нехватку денег они ощущают не как ущемление их Личной пользы. Пользы в игре на петушиных боях нету. Есть настроение сердца. Оно нерасчётливо. Лёха просаживает просто все имеющиеся в наличии деньги. Индивидуализм в разгуле. Но и Виктор так же нерасчётливо идёт на ограбление. Ради друга. Опять настроение сердца? Оно ж какое-то – в дружбе – непрекращающееся… А расчётливо ль было Вите украсть у друга стихотворение и выдать за своё? Нет. Просто тоже настроение сердца – во что бы то ни стало захотелось понравиться стихотворением. Они оба необузданные Витя и Лёха. И потому – друзья.

    Было б этой необузданности великое – не меньше – общественное применение – они б бросились в такое. Что они и сделали, отправившись в Луганск – за Русский мир воевать. – Облом. Не в том дело, что у Виктора посттравматическое расстройство, а в том, что нет в капиталистической теперешней России мессианства.

    Тяга Виктора к стихам из-за Абсолюта же. Не вышло с Русским миром – попробуем с иномирием. Ницшеанским. Из-за которого смерть – люба. Ибо очень уж скучно на Этом свете.

     

    У выхода из банка под дождём,

    Где ждут своих хозяев БМВ и Мерседесы,

    Мы сумки тяжёлые в машину несём

    В чёрной одежде в стиле СС.

     

    И приехал чёрный автомобиль,

    Вздымая чёрную, подозрительную свою пыль.

    И какие-то люди зашли в то финансовое учреждение,

    И дальше грянуло какое-то наваждение.

     

    И была тишина и потом, похоже, выстрел.

    И выбежали оттуда в масках люди быстрые.

    И я зашёл в это здание,

    И передо мной открылось тёмное мироздание.

     

    Неизвестный труп лежал в зале в углу,

    И я навсегда запомнил

    Красную кровь на мраморном том полу.

    Несграбное звучание этого Витиного стихотворения как-то соответствует тоске ницшеанца от низменной денежной суеты, царящей в подлунном мире, главное – от преходящести всего тут, от отсутствия Вечности. От принципиального наличия смерти на планете, из-за чего смерть – парадокс – представляется желанной, чтоб не видеть её. И – радость: "передо мной открылось тёмное мироздание”. – Дан образ этого иномирия.

    Удивительно, но 150 лет бытования ницшеанства под своим и не своим именем не сумели Александра Лунгина заставить понять, что в ницшеанстве есть подсознательная часть идеала – принципиально недостижимое метафизическое иномирие, радость дающее лишь тем, что художнику можно дать образ его. И режиссёр его дал ещё и визуально. Стихотворение начинает звучать не в кружке поэтического мастерства, а тут:

    Какой восторг и ужас!

    И в стихотворении и в кадре дикая какая-то красота. Ницшеанская. А Александр Лунгин себя не понимает и говорит в интервью о своём Вите, подразумевая под красотой Добро:

    "Если бы кто-то сказал ему, что смысл есть, что что-то красивое есть, то, может быть, все было бы не так драматично" (https://daily.afisha.ru/cinema/13712-ya-schitayu-chto-moy-film-melanholicheskiy-vestern-aleksandr-lungin-o-bolshoy-poezii/).

    Готовность и даже какая-то любовь ницшеанца к смерти обусловливает героизм. Начальник инкассаторов признаётся Виктору, как он на Чеченской войне струсил, но получил награду. Оставил позицию с наступлением ночи. Побоялся, что боевики забросают его гранатами. Спрашивает: ты б не ушёл? Виктор отвечает, что нет. Начальник говорит, что так и думал.

    Почему начальник струсил? – Потому что та война была подлой, своих свои предавали, торговали с боевиками оружием. Патриотизм умирал.

    Иное дело спустя 20 лет. Ожил патриотизм, и теперь тот же начальник говорит Виктору, сорвавшемуся в грабёж инкассаторских денег, что теперь он не уйдёт (за что и получает две пули в грудь). Теперь начальник имеет идеал – трагического героизма. Он надеется, что уговорит Витю одуматься.

    Начальник никогда не впадал в такое полное разочарование действительностью, в какую впадают ницшеанцы. Поэтому он может со временем меняться. А ницшеанец – нет. Став им, Виктор обрёк себя на презрение к смерти. Никакое изменение при Путине внутриполитической ситуации в России к лучшему не способно Виктора изменить, раз он в него впал в Луганске. Осознаёт это режиссёр или нет. Реалиями фильма распоряжается не сознание режиссёра, а его подсознание. А то ошибок не делает. Режиссёр говорит, что просто время съёмок фильма ему подсунуло Луганск. Будь оно позже – была бы Сирия. Но в Сирии не воюют за Русский мир. И Лунгин просто введён своим сознанием в заблуждение относительно самого себя.

    Потому же – из-за ницшеанства автора и героя – Витя отказывается от московской тусовки. Да как! – Вы хотите, чтоб я рассказал про ад войны? – И ударил себя ножом в положенную на стол ладонь.

    Потому же Лунгин для фильма своего отца “Братство” написал такой сценарий, что воины-афганцы почувствовали себя оскорблёнными.

    Он ультранедоволен всем вокруг, он ницшеанец. И не знает этого! И уж точно не знает, что в его подсознании есть идеал иномирия.

    И потому фильм “Большая поэзия” – художествен. И не зря получил награду на Кинотавре.

    17 января 2020 г.

01.02.2020
11:12

Исключительное в Белоруссии

    Когда-то меня удивил Владимов – массой специальных, морских слов в “Трёх минутах молчания”. Помнится, я даже умудрился такое словоприменение объяснить. – . . .

28.01.2020
10:59

Возмутительно

    Дурят нас иные спецы, ей богу. – Вот смотрите: "Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве и . . .

27.01.2020
10:58

Срыв голоса

    Вот если я не дам названия картинкам, вы, читатель, не согласитесь ли, что они о чём-то одном и том же, в общем? Раскрытые рты, например, одинаковы. Кричащие . . .

25.01.2020
13:23

Бессилие?

    В кои веки я получил письмо-отклик на свою статью. Статья о песне Высоцкого “Я ЯК-истребитель” (1968) Высоцкого (слушать тут). Человек понимал песню как раздрай между . . .

22.01.2020
14:08

Чекрыгин

    …глядят, как в афишу коза. Маяковский. Что большие стили в чём-то повторяются в веках, было для меня когда-то большим откровением (есть такая теория, Шмита) . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100