TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.03.2020
18:40

Целесообразность одного теоретического допущения в науке об искусстве

    Новые теоретические допущения целесообразны, если они отражают действительность. Рассмотрим подсознательный идеал автора. Был ли он зафиксирован наукой об . . .

11.03.2020
12:33

Геометрические страсти, в частности, бесстрастие

    В школе я проявлял две в чём-то противоположные способности: к рисованию и к предметам по точным наукам. Поэтому наиболее успевал по геометрии. И как было дивно, . . .

10.03.2020
19:50

Кошки скребут

    Кошки скребут на сердце. Отчего? Оттого, что я переменился, что ли? Но я по большому счёту не переменился. Большой счёт – это отношение к будущему человечества, к . . .

09.03.2020
20:22

Сверхизысканность?

    Я удручён. Своим бессилием. В способности доказать. Например, что вот это – ерунда. Егоршина. Автопортрет. Полосатая шуба. 1974. Или наоборот, что это не ерунда. Меня . . .

02.03.2020
13:55

Идея!

    Мне пришла мысль, и я её думаю. Мысль состоит в объяснении того, почему Западная Европа вечно гонима вихрем новаторства. И её то и дело заносит. То они жгут ведьм на . . .

01.03.2020
23:08

Русский и белорусский идеалы

    Наткнувшись на Соломина, я не могу его забыть. И меня тянет им упиваться ещё и ещё. Ликующий традиционализм-скромность. Есть тут где-нибудь неожиданность . . .

26.02.2020
11:42

Оболганный Ницше

    Надо же!.. Суметь назвать антихристианского Ницше рядящимся "в тогу Антихриста, чтобы через отталкивание (“от противного”, сказали бы математики) прийти к . . .

25.02.2020
13:06

Смысл - сохраниться при изменении и сохранить изменившееся

    В первый миг до Большого Взрыва, после которого всё произошло, началось то, что длилось всё последующее время – сохранение бывшего в ставшем, и потом уже это . . .

24.02.2020
13:51

Как родилось Северное Возрождение

    Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, . . .

23.02.2020
14:25

Сомов и иномирие

    Я уязвлён. Во мне развилось самомнение, что я всё могу понять у больших именитых художников. А вот прочёл такое: "…полная томной него и “декаденткой” пряности . . .

20.02.2020
12:28

Предвзято ли это...

    Передо мной только что открылось ницшеанство в прозе Бунина первой половины 1910-х годов (см. тут). И давно открыто его ницшеанство в прозе в эмиграции. Ясно, что он . . .

18.02.2020
14:19

Против Толстого

    Надо, надо выступить против Толстого, выступившего против Шекспира. Толстого могло заносить. Я знаю, что его занесло в теоретизировании, что такое искусство. В . . .

12.02.2020
11:00

Флаг Великанова над Рейхстагом

    Чтоб понять этот текст полностью, возможно, иные места придётся перечитывать. Идёт ин-фор-мацьон-ная, священная война. "Ведущий “Час Speak" на канале RTVi: . . .

11.02.2020
13:17

Судить, не читая

    Мыслимо ли судить о произведении, не читая? – Я попробую: из общих соображений. Первым исходным является соображение, что Марло – предшественник Шекспира: "Для . . .

06.02.2020
18:54

Патриотизм слишком мал для национальной идеи России

    Надо, наверно, признаться в самом начале, что я исхожу из подработанной теории Шмита о синусоподобной повторяемости в веках больших стилей. Подработка состоит, в . . .

01.02.2020
11:12

Исключительное в Белоруссии

    Когда-то меня удивил Владимов – массой специальных, морских слов в “Трёх минутах молчания”. Помнится, я даже умудрился такое словоприменение объяснить. – . . .

28.01.2020
10:59

Возмутительно

    Дурят нас иные спецы, ей богу. – Вот смотрите: "Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве и . . .

27.01.2020
10:58

Срыв голоса

    Вот если я не дам названия картинкам, вы, читатель, не согласитесь ли, что они о чём-то одном и том же, в общем?

    Раскрытые рты, например, одинаковы. Кричащие. Мрак всюду. Вскинутые руки. Всё, как левой ногой сделано (что нормально для авангардизма, к которому причисляют художника).

    Названия такие: 1) Расстрел, 1920, 2) Весна, 1920-е, 3) Восстание, 1920, 4) Воскрешение, 1921, 5) Композиция “Пушкино”, 1922, 6) Четыре идущие женщины, 1922.

    “Философию общего дела” Фёдорова художник Чекрыгин (это о нём речь) прочитал в 1921 году и картинка 4-я имеет прямое к чтению отношение, ибо Фёдоров всерьёз думал, пусть и вступая в противоречие с христианством, но продолжая пламенно верить, из наследственного материала, взятого у живущих, возродить всех умерших (в XIX веке, когда Фёдоров мечтал, даже генам название ещё не придумали). А как показано тут, Чекрыгин ещё в 1913-м, 16-летним, в первой книге Маяковского как бы предчувствовал то, что он прочтёт через 7 лет. Мог, конечно, и что-то слышать – уже умерший к тому времени Фёдоров, несмотря на абсурдность своей идеи, был широко известен в высших культурных кругах.

    Расправу над революцией 1905 года Чекрыгин, наверно, не видел, хоть в Киеве в ноябре 1905 года было разгромлено вооружённое восстание сапёров. Он учился там и тогда в городской четырехклассной школе. Мог не видеть. С 1906-го он в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры и о послереволюционных репрессиях мог не слышать. Поэтому в 1913 ему ещё можно было витать в героических религиозных мечтаниях фёдоровского типа. Но не после участия в германской войне и в виду революций и гражданской войны… – Нет, он не отказался от тех улётов, но теперь они явно приобрели одно лишь истерическое звучание. Срыв голоса. Его искусство стало явно экспрессионизмом (собственно, уже неискусством). Категорически не приемлющим, в общем случае, богооставленности мира от лицезрения всех безобразий вокруг. – Нет, авангардизмом это назвать нельзя, ибо это не р-р-рреволюционное искусство, например, того же Маяковского, недовольного революционной властью за плохую (из-за НЭПа) революционность, написавшего в 1923 году:

       
     

    Сомнете периной

    и волю

    и камень.

    Коммуна —

    и то завернется комом.

    Столетия

    жили своими домками

    и нынче зажили своим домкомом!

    Как двумя годами раньше негодование выразил Юон на крестьянскую войну, разразившуюся после победы красных в гражданской войне.

    Юон. Новая планета. 1921.

    "Победа красных над белыми придает крестьянам уверенность, что теперь земля принадлежит только им. И, причем, навсегда. Отсюда сопротивление продразверстки только усиливается. В 1920-1921 гг. костры стихийной крестьянской войны заполыхали особенно яростно и, по сути, охватили всю страну: центр страны, Поволжье, Сибирь, Белоруссию и Украину” (http://historick.ru/view_post.php?id=177&cat=10).

    Другое дело – можно ли этот авангардизм (строчки лесенкой, кричащие несмешанные цвета) считать искусством, коль скоро оно настолько публицистично, без ЧЕГО-ТО, невыразимого словами.

    21 января 2020 г.

25.01.2020
13:23

Бессилие?

    В кои веки я получил письмо-отклик на свою статью. Статья о песне Высоцкого “Я ЯК-истребитель” (1968) Высоцкого (слушать тут). Человек понимал песню как раздрай между . . .

22.01.2020
14:08

Чекрыгин

    …глядят, как в афишу коза. Маяковский. Что большие стили в чём-то повторяются в веках, было для меня когда-то большим откровением (есть такая теория, Шмита) . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100