TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.11.2019
21:36

Какой позитив стоит за негативом?

    Расскажу о ловушке, которая меня подстерегает. Я внутренне поклялся, разбирая произведения искусства, определять для себя, художественно каждое из них или нет. А . . .

22.11.2019
13:47

Ну что это?

    Аж досадно. Вот это – Галкина. Без названия. 2015. не имеет уж точно, я думаю, никаких шансов быть растолкованным. Я вообще потратил массу времени, чтоб найти в . . .

20.11.2019
20:52

Ну что поделать...

    Ну что поделать? Человек сам вынес на публику свою боль… Сам согласился принять премию Кандинского… Гайсумов. Номера. 2017. Это сохранившиеся номерные знаки . . .

19.11.2019
16:27

Панпсихизм?

    Мне приходится ввести понятие подсобная картина. Ни много, ни мало… Иванов. Ветка. 1835-40. Иванов. Дерево в тени над водой в Кастель-Гандольфо. Конец 1840-х. Вполне . . .

17.11.2019
12:45

Страдания с современным искусством

    Они начинаются с того, что не удаётся найти в интернете произведение представителя современного искусства, место, где была б репродукция произведения, название, . . .

15.11.2019
12:49

Контрики

    В этом году исполнилось 50 лет с показа на Каннском фестивале положенного в СССР на полку гениального фильма Тарковского “Андрей Рублёв”. Контрики – это я про . . .

14.11.2019
16:05

Серость

    Недавно один недоброжелатель заметил публике, как много у меня в статьях личных местоимений 1-го лица. Я огрызнулся ссылкой на Матюшкина, промодулированного мною, что художественное произведение есть только в подсознании автора и восприемника, так что, взявшись произведение разбирать, я вынужден копаться в глубине себя.

    Чуть позже я прочёл мощное опровержение такого идеализма.

    (А что ж это иное, как не идеализм, раз пока объективно отличить подсознательное можно только по краткости воздействия стимула. То есть материально явление, замеченное Матюшкиным и мною – художественное произведение – не существует!)

    Возражение было, что эстетическое – это корреляция субъекта и объекта, то есть и материальное, и идеальное.

    То есть нечего мне так уж якать.

    Но что делать, если – я недоброжелателю этого не сказал – у меня обращение к себе есть способ раскачать себя до такой искренности, чтоб никакой фальши не могло проскочить незаметно в статью и не осталось не опровергнутой мною же.

    И вот я чую, что надо сказать про восторг от слов Бродского: "в шевелюре кипариса”.

     

    Дело в том, что меня попросили написать о какой-нибудь публикации авторов журнала. Я открыл первую попавшуюся и попал на использование негодующим автором-публицистом совсем не публицистического произведения Бродского “Письма римскому другу” (1972). А оно кончается упомянутым словосочетанием, алмазом в россыпях поэтизмов.

    И насколько сила жизни бьётся в этом словосочетании, настолько – мне кажется – выражен в стихотворении подсознательный идеал Бродского того времени – принципиально недостижимое метафизическое иномирие. То, что является антагонистом христианскому тому свету, где все покаявшиеся спасутся в виде бестелесных душ.

    Это – ницшеанство. И в него впадают не просто, а крайне разочаровавшиеся в Этом мире. В его скуке, что лежит на поверхности. В бессмысленности жизни, если в глубине. Ибо ни-че-го от человека не остаётся после смерти. Даже памяти, если через достаточно долгое время.

    Для этого взяты имена, наоборот, оставшиеся в памяти потомства на тысячи лет. Вот такому мне, например, известно неупомягутое в стихотворении (зато названное автором-публицистом) имя римского императора Диоклетиана, от имени которого (в письмах, мол, сохранившихся) написана большая часть обсуждаемого стихотворения-мол-перевода-письма, и имя Старший Плиний, упомянутое этим Диоклетианом; кто это, я не помню, но словосочетание мне знакомо.

    Бродский, словно зная, что именно так и уходит память о живших имя Диоклетиана в стихотворении не упомянул, а Старшего Плиния, упомянув, уверен, что почти никто не помнит, кто это.

    Я помню эти имена, потому что в школе подробно учили историю Древнего Рима. Но будут ли учить её так подробно лет через 500? 1000? – Вероятнее всего нет.

    О чём – через наоборот – говорят живые интонации письма (да нет, это уже не письмо, - то, что я хочу процитировать, - а просто воспоминание Диоклетиана о недавнем разговоре с проституткой).

       
     

    Вот найдешь себе какого-нибудь мужа,

    он и будет протекать на покрывало.

    Видеть через наоборот – это моё амплуа. Поэтому меня не интересует филиппика о российской провинции автора-публициста: там всё впрямую и ясно. А вот Бродского – попробуй пойми! Хорошо, что я по разборам других его вещей знаю, что он – ницшеанец по преимуществу. Но доказать это каждый раз, ой, как трудно! А в этом и самый смак! Никогда ж не знаешь наперёд, как именно в этот раз удастся показать ну хоть и известное мне ницшеанство Бродского. И потом… Доказательства ж мои так неубедительны… Особенно для тех, кто не склонен углубляться. И особенно из-за того, что это именно мои доказательства, ибо я ж на рожон лезу. Мне ж надо доказать именно подсознательность идеала, двигавшего сочинением такой-то вещи. То, что – я выше писал – пока неуловимо для объективного наблюдения.

     

    Вот такой несклонный углубляться этакому мне написал недавно (а я ответил):

    - Суть твоих притязаний (не скрываемая) – признаться в том, чего нет.

    - Подсознательного идеала нет? Потому что его сканировать в мозгу не могут?

     Ты мне доставил удовольствие искать пример, чтоб ты понял чушь, которую – как я понял – ты сказал.

     Смотри.

     “1 июня 1831 года английским полярным исследователем Джемсом Россом, племянником капитана Джона Росса в Канадском архипелаге, на полуострове Бутия, на мысе Аделаида (70°05′00″ с. ш. 96°47′00″ з. д.HGЯO) был открыт магнитный полюс Северного полушария Земли — область, где магнитная стрелка занимает вертикальное положение” (Википедия).

    Представь себе, что я переместился в 17 век и говорю: раз стрелки всех компасов кораблей на всех морях северного полушария показывают на одну и ту же точку на картах, то там северный магнитный полюс Земли, хоть ни один человек там ещё не был и не убедился, что там стрелка компаса показывает вниз.

    А ты, переместившийся в тот же 17 век возражаешь: “Суть твоих притязаний (не скрываемая) – признаться в том, что северного полюса нет”.

     Ты теперь понял, какую лажу ты вымолвил?

     Искусствоведение такая же наука, как геодезия. И подсознательный идеал, пока выявляемый путём синтеза из анализа элементов произведения (за счёт так называемой СХОДИМОСТИ АНАЛИЗА {аналог – схождение прямых, указывающих на север компасами всех капитанов на всех их картах}) – этот подсознательный идеал вот-вот уже, скоро, будет засечён сканированием мозга.

     

    Что вдохновляет ницшеанца? – Тот факт, что свой принципиально недостижимый (это он ещё чувствует) идеал, - иномирие, знаем мы, но не он, - он, творец всё-таки может как бы достигнуть, если сумеет дать его образ. Обычно ницшеанцы, знают, что то, что их вдохновляет очень непонятно большинству (приятие смерти, например). И ещё и от этого знания срываются ницшеанцы в выдачу нам хоть одного внятного нам образа сего неназываемого источника их вдохновения. А не только для своего внутреннего удовлетворения.

    Так в этом стихотворении такого, внятного нам образа, вроде, нету.

    Вот Чехов пару раз дал даже одно и то же, из ряда вон выходящее природное явление: зелёный луч после захода солнца. Такое видеть воочию могут редкие люди: кто в минуты сразу после захода солнца был в тропическом море на палубе корабля, смотрел на место, где солнце только что село, если погода случилась какая-то определённая, когда зелёный луч появляется. От редкости явления оно есть очень хороший образ иномирия (которого автор не осознаёт).

    Может ли с ним сравняться совершенно неожиданное "до дрожи”, применённое для… цвета:

       
     

    Зелень лавра, доходящая до дрожи.

    Дверь распахнутая, пыльное оконце,

    стул покинутый, оставленное ложе.

    Ткань, впитавшая полуденное солнце.

    Это цвет жизни. А она – дрожит.

    Определение зелёного цвета в стихотворении единственная из ряда вон выходящая необычность (прочтите стихотворение сами и убедитесь). Даже словосочетание "в шевелюре кипариса” – пронзительно из-за невозможности описать точнее объективное, а не из-за того, что необычно – субъективное. Лавром же в греко-римской древности украшали достигшего высот и переживающих дрожь восторга.

    Может ли это быть примером хоть одного внятного нам образа? – При некоторой снисходительности – может.

    На большее я и не претендую. Всё равно мои проповеди, что такое хорошо в искусстве и что такое плохо, плохо усваиваются. Сер я.

     

    А что проглатывается без возражения? – Вот такое:

    "…великий поэт современности напоминает людям о том, что жизнь обыденна и скучна, если тратить ее на созерцание мимолетной красоты людей, добывание земных ценностей, зыбкого положения в обществе, но может стать прекрасной и осмысленной, как только человек вспомнит о своем умении видеть красоту природы и окружающего мира”.

    Поучение, мол, о пользе скромной жизни.

    "Бродский пытается уподобить свое творчество Марциалу, который также как и он высмеивал богачей, негу, лень и стремление выслужиться”.

    Опять, мол, поучение.

    "…опустевшая скамейка, опадающая листва в саду, именно в это время главный герой, живущий в глубокой и тихой провинции, начинает письмо своему другу, обитающему в далекой столице”.

    Не навсегда покинута Диоклетианом скамейка (не присутствие Абсолюта), а осень, как время, мол, писания письма. Благодать. Мол.

    "…осенняя природа, смена времен года и облетающая листва куда важнее, чем женские взгляды и платья, примеряемые столичными модницами. Все они обманщицы и более одного взгляда от них добиться не удастся, тогда как природа честна и прекрасна”.

    Опять поучение, мол.

    "Главный герой этими эпитафиями показывает своему другу и всем читателям стихотворения, что все на земле свершается по воле судьбы…”.

    Поучение, мол: не ропщите, маленькие люди.

    "Заканчивается стихотворение также как и начиналось, то есть с описания природы, но на этот раз без присутствия главного героя, он умер, оставив после себя пустую скамью и томик Старшего Плиния” (https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-iosifa-brodskogo-pisma-rimskomu-drugu.html).

    Польза для меня этого опуса оказалась в том, что я сам не догадался, что означало упоминание этого Плиния, словно он живой. Я смотрел в интернет – он жил века до Диоклетиана.

    Так можно подумать оптимистично: вот! есть жизнь после смерти! Письменная память! И тогда сверхпессимизм ницшеапнства не применим для Бродского.

    Так вот нет. Мало того, что в действительности от этого писателя дошло до нас только одно сочинение. Он вставлен в стихотворение в такой ряд невечных явлений, что Бродский не сомневается, что через какие-то тысячи лет этого писателя в актуальной памяти людской не останется.

       
     

    Понт шумит за черной изгородью пиний.

    Чье-то судно с ветром борется у мыса.

    На рассохшейся скамейке -- Старший Плиний.

    Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.

    "Понт шумит” - ""Примерно через шесть миллионов лет итальянский берег Адриатики сомкнется с югославским, и море исчезнет, – заявил профессор Пизанского университета Паоло Скардоне” (https://www.e-reading.life/chapter.php/69370/53/Kondratov_-_Atlantidy_ishchite_na_shel%27fe.html).

    С "черной изгородью пиний” в итоге будет то, что и с любым древесным насаждением – деревья засохнут.

    Сегодня "судно”, может, и не утонет, может, и никогда не утонет, но точно, что сгниёт.

    Быть "рассохшейся скамейке” всего лишь год-другой.

    А "Дрозд щебечет” минуту. Тут. Потому улетит. И вообще умрёт через 5 лет максимум.

    Парадоксально (словно живой сидит) имя писателя применил поэт как раз для того, чтоб выразить итоговое исчезновение из памяти человечества этого имени. Ничто не вечно под Луною. Да и сама Луна…

    Та, кто применила строку

       
     

    Если выпало в Империи родиться,

    лучше жить в глухой провинции у моря.

    не просто вырвала её из ближайшего контекста (не дюж, так нечего держаться за гуж) и из широкого контекста (не вечно всё, вот и нечего цепляться). Она извратила Бродского. Он имел дело с Абсолютом. Она же ему назначила сказать “фэ” советской власти. Тогда как надо было, понимай, продолжать бороться, уехать из Ленинграда в глушь. Тогда "творящие единицы, прописанные по городам и весям, будут ощущать себя не в ссылке за двухсотым километром, а на даче в творческом отпуске. В огромном всероссийском Переделкине” (Елена Сафонова. Есть ли жизнь за МКАДом?..).

    9 сентября 2019 г.

     

     

     

     

11.11.2019
22:44

Я в ужасе

    Почти 60 лет тому назад я объявил в душе своей войну искусствоведам, возмущённый непонятностью их талдычения об искусстве. Живописном, в первую очередь. Я поклялся . . .

10.11.2019
13:30

Трудности

    Люблю нарываться на трудности. Сейчас перед вами, читатель, будет сеанс ультраискренности. Раз я решил монетизировать своё умение, как я считаю, вскрывать, каким . . .

08.11.2019
17:23

Понять значит простить

    Я говорю о фильме Звягинцева “Изгнание” (2007). Всё, что я пишу, надо понимать как намёк и попытку приближения к истине. Приближение к которой в принципе не . . .

07.11.2019
15:52

Вольному воля

    Я очень не люблю неограниченности. Даже на инженерской работе, помню, даже считая самое начало темы самой творческой частью. Может, влияло детство пай-мальчика . . .

06.11.2019
12:56

Субъективность

    Сегодня раскланялся с последним оппонентом из осиного гнезда, куда меня занесло в попытке навязать научность там, где её не воспринимают. Обозвал он . . .

05.11.2019
16:05

Мой результат спора двух аполитичных

    Спор был о Высоцком. Оппонент был за то, что "Высоцкий не ставил перед собой задачи – спасение социализма… Высоцкий не был диссидентом и борцом с социализмом, . . .

04.11.2019
15:36

По случаю

    Случай – такой разговор в социальной сети: Один: Вы меня спросили: "Где это Высоцкий про спасение социализма, как свою сверхзадачу, вам напел?" - Я написал несколько . . .

01.11.2019
17:15

Чем чёрт ни шутит...

    Я пишу это в особо-драматический день. Несколько раз пробовал найти произведение с тайной: рассказ один прочёл, фильм один посмотрел. – Мимо. И от отчаяния . . .

29.10.2019
23:02

Спорю о вкусах

    Спорю о вкусах. Слыву за то неприятным человеком. На днях опубликовал переписку об этом в месте, где большинство мою точку зрения не разделяет. Это о Высоцком. И вот . . .

28.10.2019
19:27

Признаюсь честно

    Признаюсь честно: меня не впечатлило рассматривание репродукций картин Ларионова. Но меня зацепило, что он – глава авангардистов России. Как ни в почёте у меня . . .

27.10.2019
11:53

Фантасмагория

    Амнуэль: Я его [Михалкова] спросил, вы хотите жить в нормальной стране или в великой. Никита, ни минуты не думая, автоматически сразу ответил: в великой. Вот до тех . . .

25.10.2019
10:38

Новое время - старые песни

    Мне так каацца. А. Райкин Однажды мой лучший товарищ и всегдашний идейный противник, вновь пожелав меня уесть, сказал, что у меня в текстах перебор слова “же”. . . .

21.10.2019
14:14

Капец?

    Как побитый себя чувствую. Получил урок "отсутствующего горизонта будущего” (http://gefter.ru/archive/22681). Наткнулся там же на ссылку на книгу Магун А. Постмодернистский . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100