TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.11.2019
21:36

Какой позитив стоит за негативом?

    Расскажу о ловушке, которая меня подстерегает. Я внутренне поклялся, разбирая произведения искусства, определять для себя, художественно каждое из них или нет. А . . .

22.11.2019
13:47

Ну что это?

    Аж досадно. Вот это – Галкина. Без названия. 2015. не имеет уж точно, я думаю, никаких шансов быть растолкованным. Я вообще потратил массу времени, чтоб найти в . . .

20.11.2019
20:52

Ну что поделать...

    Ну что поделать? Человек сам вынес на публику свою боль… Сам согласился принять премию Кандинского… Гайсумов. Номера. 2017. Это сохранившиеся номерные знаки . . .

19.11.2019
16:27

Панпсихизм?

    Мне приходится ввести понятие подсобная картина. Ни много, ни мало… Иванов. Ветка. 1835-40. Иванов. Дерево в тени над водой в Кастель-Гандольфо. Конец 1840-х. Вполне . . .

17.11.2019
12:45

Страдания с современным искусством

    Они начинаются с того, что не удаётся найти в интернете произведение представителя современного искусства, место, где была б репродукция произведения, название, . . .

15.11.2019
12:49

Контрики

    В этом году исполнилось 50 лет с показа на Каннском фестивале положенного в СССР на полку гениального фильма Тарковского “Андрей Рублёв”. Контрики – это я про . . .

14.11.2019
16:05

Серость

    Недавно один недоброжелатель заметил публике, как много у меня в статьях личных местоимений 1-го лица. Я огрызнулся ссылкой на Матюшкина, промодулированного мною, . . .

11.11.2019
22:44

Я в ужасе

    Почти 60 лет тому назад я объявил в душе своей войну искусствоведам, возмущённый непонятностью их талдычения об искусстве. Живописном, в первую очередь. Я поклялся . . .

10.11.2019
13:30

Трудности

    Люблю нарываться на трудности. Сейчас перед вами, читатель, будет сеанс ультраискренности. Раз я решил монетизировать своё умение, как я считаю, вскрывать, каким . . .

08.11.2019
17:23

Понять значит простить

    Я говорю о фильме Звягинцева “Изгнание” (2007). Всё, что я пишу, надо понимать как намёк и попытку приближения к истине. Приближение к которой в принципе не . . .

07.11.2019
15:52

Вольному воля

    Я очень не люблю неограниченности. Даже на инженерской работе, помню, даже считая самое начало темы самой творческой частью. Может, влияло детство пай-мальчика . . .

06.11.2019
12:56

Субъективность

    Сегодня раскланялся с последним оппонентом из осиного гнезда, куда меня занесло в попытке навязать научность там, где её не воспринимают. Обозвал он искусствоведение субъективизмом. А я подумал, что в каком-то смысле он прав. Я ж начинаю с того, что вслушиваюсь во что-то в себе. И потом только подвожу под почуянное какое-то обоснование.

    Мне давным-давно и сразу чем-то не понравился Гребенщиков. Я когда его впервые услышал, был взлёт перестройки и надежды, а Гребенщиков отставал, декадентствовал из-за предшествовавшей перестройке безнадёжности. Я был с народом, он – против. И – я вывел для себя, что у него срыв голоса в хоре. А был я не прав. У него был и позитив, но в глубине души, в подсознательном идеале, как я теперь выражаюсь, – буддизм, бесчувственность. Ибо что такое бесчувственность как не позитив, раз от действительности – больно. Что за радость Гребенщикову была в оптимизме начала перестройки? Это ж был обществизм, так сказать. Что должно было сразу счесться отрицательным индивидуалистом, навсегда разочаровавшимся в Этом мире правил и скуки.

    Я был не прав, увидев (см. тут) в нём декадента и оценив как производителя нехудожественности. Но я был прав, что он – индивидуалист.

    Это, правда, не эстетическая мера. И всё-таки…

    Но это “всё-таки” ненаучно ж!

    Однако если провальный результат считать положительным в том смысле, что с момента такой оценки я приблизился к истине о Гребенщикове, то я науке не изменил. Я просто ошибался и теперь это признаю.

    Преемственность меня-прежнего и меня-нынешнего состоит в том, что я-всегдашний лично имел идеал коллективистский и субъективно верно чуял в Гребенщикове чужака-индивидуалиста. То есть я с самого первого раза верно почуял, что, в общем, Гребенщиков хотел нам сказать. Что и является предметом искусствоведения: что хотел сказать автор.

    Ну и, раз я умею ошибаться, а на днях наткнулся на песню “Русская нирвана” (1994), то надо с нею разбираться.

     

    Гребенщиков этой песней издевается над функцией "изживание эмоциональной боли" в русской народной песне о неволе, “Бывали дни весёлые”.

       
     

    Бывали дни веселые,

    Гулял я, молодец,

    Не знал тоски-кручинушки,

    Был вольный удалец.

    Бывало, вспашешь пашенку,

    Лошадок распряжешь,

    А сам тропой заветною

    В заветный дол пойдешь.

    Придешь – там дожидается

    Красавица моя.

    Глаза у ней открытые,

    Улыбка на устах.

    Однажды поздней осенью

    Пришел любви конец,

    К моей красотке с ярмарки

    Посватался купец.

    Она, моя красавица,

    Забыла про меня,

    Забыла мою хижину,

    В хоромы жить пошла.

    Живет у деда старого

    Под клеткой запертой,

    Наряжена, как куколка,

    С распущенной косой.

    Просил купца богатого,

    Так жалобно просил,

    Чтоб он вернул красавицу –

    Купец не уступил.

    Мелькнула мысль злодейская,

    Впотьмах блеснул топор,

    Простился с отцом, с матерью

    Сам вышел через двор.

    Как вышел за ворота я,

    Вдали журчал ручей,

    И дело совершилося:

    С тех пор я стал злодей.

    Теперь в Сибирь на каторгу

    Угонят молодца

    За деву черноокую,

    За старого купца.

    В Сибирь, ну что ж, там буду жить

    И рыться под землей.

    А больше не вернуться мне

    В отцовский дом родной!

    Русская нирвана (звук)

       
     

    На чем ты медитируешь,

    Подруга светлых дней?

    Какую мантру дашь душе

    Измученной моей?

     

    Горят кресты горячие

    На куполах церквей —

    И с ними мы в согласии,

    Внедряя в жизнь У Вэй.

     

    Сай Рам, отец наш батюшка;

    Кармапа — свет души;

    Ой, ламы линии Кагью —

    До чего ж вы хороши!

     

    Я сяду в лотос поутру

    посереди Кремля

    И вздрогнет просветленная

    сырая мать-земля.

     

    На что мне жемчуг с золотом,

    На что мне art nouveau;

    Мне кроме просветления

    Не нужно ничего.

     

    Мандала с махамудрою

    мне светит свысока —

    Ой, Волга, Волга-матушка,

    буддийская река!

    Ей богу, из-за сомнительного для русского уха звучания слов "Мандала с махамудрою” закрадывается мысль, что Гребенщиков издевается над отказом России после 1991 года от себя ради Запада.

    Такая сатира, как и всякая сатира, не происходит непосредственно из подсознательного идеала автора, а происходит целиком от ума. Поэтому я могу в защиту моего подозрения об этой песне сослаться на слова Гребенщикова вне песни, которые можно заподозрить не притворными.

    "Познер: Наталья Владимировна Ваннова. Многие ваши поклонники считают вас неким гуру, просветлённым и тому подобное. Вас это не смущает?

    Гребенщиков (смеясь): Нет. Меня это веселит. Чтоб стать гуру, нужно, по крайней мере, дать на это согласие.

    Познер: Василий Николаевич Некрасов. У вас есть любимая страна, в которой вам комфортно жить?

    Гребенщиков: Да. Россия (вежливая улыбка)” (телепередача Познер. 14.11.2010. https://www.youtube.com/watch?v=_THqHI5y2KI).

    То есть я хочу сказать, что в этой песне Гребенщиков впервые оказался с народом. Ведь я считаю, что менталитет русского народа формульно выражен в оборванной мною цитате из Феофана Затворника: “Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца”. Либералы это называют пренебрежительно: недостижительность. А нирвана – это бесчувственность. – Похоже. И потому Индия в глубинном родстве с Россией. Волгу, плавно текущую по Русской равнине, можно считать не активничающей и потому буддийской рекой. Россиян же либералы потянули пристраиваться в хвост активному Западу. Даже и тех, кто из-за наплевательского отношения к себе либерального государства (либерализм – это ж поменьше государства во всём), чтоб не умереть были принуждены как-то активничать. Кто пошёл в проститутки, кто в бандиты, кто в челноки. И всё это – против менталитета. Недаром потом наступила реакция. – А Гребенщиков в 94-м выдал реакцию.

    Он то, да, в упоминавшемся интервью не отказался от своих слов для Бибиси, что 5% людей умные, а 95% – не очень. Он себя, косящего в буддизм, считает, наверно, умным, потому что скучно – в той или иной мере активничать, особенно, если деятельность неоригинальна, чем и занимается большинство. Но Россия ему комфортная страна именно потому, что она всё же не буддистская (мало ли какое настроение накатит на сердце, может накатить желание построить новый мир). Гребенщикову Индия, наверно, была б некомфортна – он бы там не чувствовал таким элитарным, каким это можно в России, где к тому же рок-музыка не так распространена. А на Западе она распространена. Конкурентов полно. Как бы он там жил?

    В этой связи непритворным представляется и ответ на такой вопрос в упомянутом интервью:

    "Познер:…я решил, что я не буду с вами говорить о музыке… Если вы не возражаете…

    Гребенщиков: Я буду вам благодарен и признателен, потому что я лично не считаю себя музыкантом”.

    Смею заподозрить, что Гребенщиков со мной единомышленник насчёт художественности: она, мол, есть следы подсознательного идеала автора. То есть у него этот буддизм не подсознателен, а осознан. (Ну, естественно, я его слово “музыкант” читаю, как “художник”.)

    То есть то, что для России в его музыке ново, акцентный способ организации музыкального интонирования, открыто на Западе (Гребенщиков просто повторяет). И он бы там конкуренции не выдержал. – Потому ему и комфортно в России. И потому он не музыкант.

    Потому же он промолчал и в ответ на такой вопрос:

    "Познер: Последний вопрос от наших зрителей… Вопрос: “Вы мне всегда напоминали и напоминаете напёрсточника для лиц с законченным и неоконченным высшим образованием. Все понимают, что их разводят, но продолжают делать вид, что всё нормально”. Что вы скажете по этому поводу?

    Гребенщиков: Промолчу (засмеялся)”.

    Я только сомневаюсь, что так уж и "Все понимают”. У меня, например, законченное высшее техническое образование, но я на этот акцентный способ наткнулся совсем недавно, месяцы. И, судя по такой редкостности здравых суждений о рок-музыке, далеко не "Все понимают”.

     

    Мало, в итоге, у меня анализа песни. Только нарочито неизвестные нерусские слова, да насмешка из-за повторения мотива русской народной песни. Перенести насмешку на нерусские слова – риск. Но лучше всё же толкование, чем его отсутствие. Даже неверное, оно придаст кому-то энергию возразить. И так мы вместе подойдём к истине ближе.

    3 ноября 2019 г.

05.11.2019
16:05

Мой результат спора двух аполитичных

    Спор был о Высоцком. Оппонент был за то, что "Высоцкий не ставил перед собой задачи – спасение социализма… Высоцкий не был диссидентом и борцом с социализмом, . . .

04.11.2019
15:36

По случаю

    Случай – такой разговор в социальной сети: Один: Вы меня спросили: "Где это Высоцкий про спасение социализма, как свою сверхзадачу, вам напел?" - Я написал несколько . . .

01.11.2019
17:15

Чем чёрт ни шутит...

    Я пишу это в особо-драматический день. Несколько раз пробовал найти произведение с тайной: рассказ один прочёл, фильм один посмотрел. – Мимо. И от отчаяния . . .

29.10.2019
23:02

Спорю о вкусах

    Спорю о вкусах. Слыву за то неприятным человеком. На днях опубликовал переписку об этом в месте, где большинство мою точку зрения не разделяет. Это о Высоцком. И вот . . .

28.10.2019
19:27

Признаюсь честно

    Признаюсь честно: меня не впечатлило рассматривание репродукций картин Ларионова. Но меня зацепило, что он – глава авангардистов России. Как ни в почёте у меня . . .

27.10.2019
11:53

Фантасмагория

    Амнуэль: Я его [Михалкова] спросил, вы хотите жить в нормальной стране или в великой. Никита, ни минуты не думая, автоматически сразу ответил: в великой. Вот до тех . . .

25.10.2019
10:38

Новое время - старые песни

    Мне так каацца. А. Райкин Однажды мой лучший товарищ и всегдашний идейный противник, вновь пожелав меня уесть, сказал, что у меня в текстах перебор слова “же”. . . .

21.10.2019
14:14

Капец?

    Как побитый себя чувствую. Получил урок "отсутствующего горизонта будущего” (http://gefter.ru/archive/22681). Наткнулся там же на ссылку на книгу Магун А. Постмодернистский . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100