TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.07.2019
10:53

А ну-ка!

    Люблю загонять себя в тупик. Относительный, конечно, в данном случае. Потому что очень известен автор, и, наверно, что-то написано толковое и об этом стихотворении . . .

05.07.2019
12:40

Грусть-тоска меня съедает

    К 75-й годовщине со дня рождения моей Наташи. Грусть-тоска меня съедает от операции применения известного к очередному произведению. За разбор которого надо . . .

04.07.2019
14:31

Спасибо

    В цифровой области всё очень быстро меняется. Лет 10 назад я ещё получал по электронной почте отклики на свои статьи. Даже завёл на своём сайте раздел “Отклики”, а . . .

03.07.2019
13:02

Как всё сложно!..

    Одно точно: как это хорошо, когда посмотрел кино – и в полной растерянности, что ты увидел. “По главной улице с оркестром”. Ну неужели в 1986 году Пётр Тодоровский . . .

01.07.2019
17:51

Что-то не то.

    Разрешите начать с самоцитаты. От Чехова отличается только тем, что тот идеально прятал своё авторское отношение: "ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ [Ольга и Ирина . . .

01.07.2019
08:48

Повод для сарказма

    У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно . . .

30.06.2019
13:48

Искусство вымысла

    Искусство вымысла – термин Вейдле. Он его отличает от искусства слова. В искусстве слова иным образом, чем озарило вдохновение, выразиться нельзя. С вымыслом – . . .

27.06.2019
09:34

ЧТО-ТО

    ЧТО-ТО есть признак художественности в моей системе эстетических координат. Что-то, словами невыразимое. И, слушая пение Юлии Чичериной, я явно чую это ЧТО-ТО. Но. Я . . .

26.06.2019
10:18

В кои веки... или Повод прочитать нечитанное у Макса Дворжака

    В кои веки мне предложили истолковать картину. Так: "Твой метод о чем поведает?”. И прислана репродукция без автора, названия и времени создания. Кампен . . .

25.06.2019
17:57

Грубятина

    Что может быть антиподом негативной вкусовщине? – Грубятина. И я, пожалуй, скорее за неё, чем за вкусовщину. Тем более что моя привычка опираться в толкованиях на . . .

23.06.2019
15:43

К годовщине смерти моей Наташи

    С музой и без неё.

    Прелесть неточных наук… Я во всю пользуюсь возможностью пускать в обращение недодуманное. Иначе, наверно, и нельзя переводить из подсознания в сознание. Если помыслить, что кто-то в будущем захочет разобраться, что я, в общем, написал, он будет раздосадован нестройностью всего написанного.

    И это при моём явном пристрастии присваивать ярлыки для определённости, зачастую – собственного изобретения. Например, ярлык “недоницшеанец”.

    Само ницшеанство (широко определяемое словосочетанием “над Добром и Злом”) у меня доразвилось до формулы “принципиально недостижимое иномирие”.

    Это довольно страшная штука.

    Люди, его исповедующие, по-моему, долго не живут. А кто живёт долго, тот его не исповедует.

    В жизни ницшеанец должен нарываться на риск смерти, и это ему даром не сходит: он таки нарывается на смерть.

    А пока живёт – всё время подвергаясь воздействию Этого мира, имеет шанс скатиться в недоницшеанство. Трудно не воспользоваться преимуществом, которое имеет сверхчеловек. Сверхчеловек – это осознаваемый идеал ницшеанства (с тремя признаками: осла {сверхвыдержка}, льва {вседозволенность} и ребёнка {умение мгновенно забывать о происшедшем}). – Пример? – Пожалуйста. Чехов. Он был очень красив и в каждом новом месте он первое, что делал, шёл к публичный дом. И это было скатыванием в недоницшеанство. А к ницшеанству он воспарял, когда сочинял. Например, есть зелёный (!) закатный луч над морем в конце рассказа “Гусев”. Другой пример – Гитлер. Жил в роскоши, своим желал того же. То есть опускался до материальных благ Этого мира, который по определению-то – крайне плох. Воспарял же (в иномирие) – опять же – когда рисовал пейзажи с образом этого иномирия (например, прогнувшийся от лунной дорожки морской горизонт).

    Иномирие, присутствуя в душе художника как подсознательный идеал, вводит своего носителя в изменённое психическое состояние – настойчивое требование выразить себя. А как? Когда ЭТО – в подсознании, а не в сознании!..

    И то же с любым подсознательным идеалом любого другого типа: например, гармонии или, например, трагического героизма. Их 6, грубо говоря. Всего 6.

    И с каждого окружающее норовит художника сбить. Но ни с одного – так сильно, как с ницшеанского – в недоницшеанство.

    И, по-моему, именно об этом стихотворение Ходасевича “Я”.

    Я

       
     

    Когда меня пред Божий суд

    На черных дрогах повезут,

    Смутятся нищие сердца

    При виде моего лица.

    Оно их тайно восхитит

    И страх завистливый родит.

    Отстав от шествия, тайком,

    Воображаясь мертвецом,

    Тогда пред стеклами витрин

    Из вас, быть может, не один

    Украдкой так же сложит рот,

    И нос тихонько задерет,

    И глаз полуприщурит свой,

    Чтоб видеть, как закрыт другой.

    Но свет (иль сумрак?) тайный тот

    На чудака не снизойдет.

    Не отразит румяный лик,

    Чем я ужасен и велик:

    Ни почивающих теней

    На вещей бледности моей,

    Ни беспощадного огня,

    Который уж лизнул меня.

    Последнюю мою примету

    Чужому не отдам лицу...

    Не подражайте ж мертвецу,

    Как подражаете поэту.

     

    10-11 мая 1928, Париж

    Я не знаю, как нарывался на смерть Ходасевич. Он, вроде, и не нарывался. Лечился. Не его вина, что лечили ему желудок, а больна была печень. В результате – опоздали с операцией.

    Стихотворение поэта, как всегда, не о том, о чём слова его.

    "Стихи Ходасевича… бьют не в цель, а сквозь нее, в какое то метафизическое обезьянство, предметом которого ни этот, ни какой бы то ни было другой отдельный поэт не был и быть не мог. Да никаких упорных, последовательных подражателей у Ходасевича и не было. Ему подражали, в отдельных стихотворениях, столь незначительные, большей частью, авторы… Никакой злостной преднамеренности в этих подражаниях тоже не наблюдалось. Их и замечать, не то что сердиться на них, не стоило, так что эта стрельба из пушки по воробьям может объясняться, в житейском плане, лишь измученностью, крайней раздраженностью. Думаю, однако, что в стихотворении этом есть и другой смысл, быть может не вполне осознанный — не знаю, я об этом с автором не говорил — но который мне кажется настоящим его смыслом. Его следовало бы озаглавить не “Я”, а “Поэт”; оно говорит не о подражании Ходасевичу, т. е. его стихам, а о подражании поэту, — подлинному поэту, под которого подделываются неподлинные. Таких бывает много всегда, таких знавал конечно и Ходасевич” (Вейдле. О поэтах и поэзии. Paris 1973. С. 50-51).

    Что Вейдле угадал, говорит исследование самого Ходасевича о Пушкине. Он прослеживает феномен того, что Пушкин творил, словно в трансе, словно повторял то, что ему поёт волшебная муза. Ребёнком – повторял за няней, которую мифологизировал в музу. Взрослым – что-то иное, но тоже как бы невольное и диктуемое сверху.

    Стихотворение как бы воспроизводит неудачу работы актёра над ролью по системе Станиславского.

    "В минуты трагического переживания на сцене меньше всего надо думать о трагедии и чувстве, а больше о самых простых ф и з и ч е с к и х д е й с т в и я х, оправданных прелагаемыми обстоятельствами” (Станиславский. Об искусстве театра. М., 1982, С. 396).

    "…так же сложит рот”.

    "Не я” стихотворения в общем-то знает, что Ходасевич из тех, кто не боится смерти и даже стремится уйти из жизни. Но “не я” не знает, что “я” влеком иномирием. И “я” "Последнюю примету” тоже не называет. Наверно и не знает её. И это одно вдохновляет его стихотворение написать.

    А как с любовью?

    У Ходасевича был аморальный факт. Он, разлюбивший жену (та к тому ж и туберкулёзом заболела), влюбился в другую.

    Улика

       
     

    Была туманной и безвестной,

    Мерцала в лунной вышине,

    Но воплощённой и телесной

    Теперь являться стала мне.

    И вот - среди беседы чинной

    Я вдруг с растерянным лицом

    Снимаю волос, тонкий, длинный,

    Забытый на плече моём.

    Тут гость из-за стакана чаю

    Хитро косится на меня.

    А я смотрю и понимаю,

    Тихонько ложечкой звеня:

    Блажен, кто завлечён мечтою

    В безвыходный, дремучий сон

    И там внезапно сам собою

    В нездешнем счастье уличён.

    7-10 марта 1922

    А любовь – одно из тех состояний, которое, наряду с творчеством или риском смерти, делает достижимым ("В нездешнем счастье”) принципиально недостижимое метафизическое иномирие. – Вон, даже образ нашёлся. Как зелёный луч или прогнувшийся горизонт.

    Кстати, женитьба на этой новой возлюбленной и отъезд с нею в эмиграцию из советской России ничего не изменили в его крайнем разочаровании в Этом мире и в его подсознательном идеале иномирия. Что лишний раз доказывает, кстати, опять же, что ницшеанство – идеал не только крайний, экстремистский, но и тупиковый. Из него нет выхода в другой идеал. – По крайней мере я себе позволяю – в своей недодуманности – в эту минуту как бы забывать известные мне парадоксальные случаи выхода и из такого идеала.

     

    Завтра 16-я годовщина смерти моей жены, Наташи. Она была с подсознательным идеалом, противоположным ницшеанству – благого для всех сверхбудущего. В котором не будет несчастной любви. О чём и пробовала она сочинять. И что-то получалось. Сужу по написанному ею после краха её первой любви. И по тому, что она – в порядке несгибаемости – решила (подсознательно) выразить свой идеал не на бумаге, а в жизни: быть полезной другим. И, предполагаю, тем заслужить на том свете милую встречу своей души с душой её первого и единственного любимого.

    Почему я так смею думать?

    Мне пришлось двум людям закрывать глаза после смерти: маме и ей. Так лицо мамы после смерти выражало обиду на Эту жизнь. (Она и живя всё приговаривала, что она, рождённая 30 мая, вынуждена потому всю жизнь маяться.) – Потому мне и думается, что неслучайным получилось выражение её лица в смерти.

    А выражение наташиного лица не изменилось в смерти. Она незадолго до её прихода попросила: “Поцелуй меня”, - зная, что кожа лица её такова, что мне трудно будет это сделать. Я поцеловал. Она поняла, что это фальшь. Что моя любовь к ней давным-давно кончилась и превратилась в привычку. К чему она была готова, собственно, согласившись выйти за меня замуж. Главное – быть полезной. Тому же мне, детям. Она как бы поблагодарила последним поцелуем, что я ей детей дал. И теперь ей осталось только отбыть на тот свет. Где ей и воздастся. И потому ничто в её лице от смерти не изменилось. Только глаза потухли. – Несгибаемая, она осталась самой собою. Ну разве что перестала острить в последние дни.

    И я ещё раз убедился, что экстремистский идеал – это тупик.

    23 июня 2019 г.

22.06.2019
13:39

Необычная статья

    Это будет необычная для меня статья. Всегда я стараюсь найти художественный смысл произведения искусства, если оно – произведение неприкладного искусства. Если . . .

21.06.2019
08:53

Догадка

    Пишу в расчёте, что вы, читатель, или помните “Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове” (написана Гайдаром в 1931 году в психбольнице, . . .

20.06.2019
08:51

Авантюррра

    Авантюра будет основана на том, что идеал, мол, художника, вдохновляющий его на творчество, есть штука инерционная, быстро не меняющаяся (Пушкин – исключение). И . . .

17.06.2019
12:54

По противоположности...

    Когда-то я так забавлялся с женщиной, которая сделала меня мужчиной: я смотрел ей в глаза, в один глаз, находил там отражение себя, в том отражении разыскивал мои . . .

15.06.2019
20:30

Глубина

    Мне хочется поговорить о том, что, казалось бы, не в моём амплуа. О детском приключенческом фильма “Частное слово” (2012). С незаметной, но существенной заменой в . . .

14.06.2019
12:07

Ругательное слово

    Ругательное слово хочется произнести… Давным-давно, в СССР, я, провинциал, как-то сумел привлечь к себе внимание “Литературной газеты” настолько, что мне . . .

13.06.2019
15:00

Злость

    - Ну как можно злиться на человека, взявшегося показать фокус? Зрители ахнули. Разве это недостойное дело? - Недостойное. Если фокус не заявлен заранее как таковой . . .

11.06.2019
09:24

Колоссальная недодуманность

    Свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Горький. “О вреде философии” По крайней мере, в русской культуре есть колоссальная . . .

10.06.2019
16:06

Жизнелюбие

    Я (люблю с себя начинать), наверно, жизнелюбивый человек. Другое дело, что я особенно люблю мысль. Штука довольно сухая. Но я люблю. И поэтому вся остальная жизнь мне . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100