TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.06.2019
10:58

Запределье

    У меня есть авторитет – Владимир Вейдле. Я даже на его высказываниях о стихах стал коллекционировать его тончайшие наблюдения над поэзией (см. тут). Вдруг да . . .

06.06.2019
10:25

Господи-Боже! Что сомной?

    Почему я плачу? Я подчеркну строчку, на которой на меня вдруг нашло: Благодарю за всё. За тишину. За свет звезды, что спорит с темнотою. Благодарю за сына, за . . .

05.06.2019
16:35

Подход с другой стороны.

    Попробую проверить, что сказал Вейдле о “Пире во время чумы” Пушкина. ""Пир во время чумы”—почти перевод, даже больше перевод, чем “Анджело”, а здесь в . . .

30.05.2019
12:26

Смогу ли я?..

    Я порылся в памяти и вспомнил, правда, невнятно, что раз меня одни товарищ подбил читать, а следовательно и писать, о книге Музиля “Человек без свойств”. Он, . . .

28.05.2019
21:06

Россия после 90-х - феникс

    Я хочу начать, как часто это делаю, с себя. Являюсь я человеком не от мира сего. Тем странен. И, может, интересен кому-то. Про себя я думаю, что наловчился чуять . . .

28.05.2019
10:47

Но какова выдержка!

    У меня плохая эмоциональная память. Соответственно этому я помню один эпизод без всякого сопереживания. Но всё-таки он мне врезался в память крепко-накрепко. Так . . .

27.05.2019
14:23

Виртуальные перемещения

    На первом, кажется, курсе института у нас был такой предмет – теоретическая механика. И мы знали (наверно, от старших курсов), что преподаватель на экзамене разрешает пользоваться учебником. Ну мы и перестали ходить на его лекции. Позорные несколько человек из почти тридцати приходили. Я ходил по своей природной дисциплинированности и, кажется, даже что-то конспектировал. Но и на меня разлагающе действовало сведение о либерализме преподавателя, да и общий тон бравирования разгильдяйством – тоже. Я до удивления плохо усваивал предмет.

    Тем не менее, что-то в меня вошло. И теперь, прочитав пару слов о Ролане Быкове, я вспомнил словосочетание из теоретической механики “виртуальные перемещения”.

    Речь шла об эпизодической роли в фильме Данелия “Я шагаю по Москве” (1963).

    А там вообще весь фильм из еле связанных эпизодов. Всё – в неустойчивости. Каждая следующая секунда – чревата колоссальными личностными последствиями. И ко всему этому какое-то легкомысленное отношение и режиссёра и главного героя, Коли (Никита Михалков).

    Фабула заключается в борьбе Коли и Володи за Алёну. Сюжет в непрерывных микроколебаниях чаши весов. То один на неё производит впечатление, то другой. Те самые виртуальные перемещения ассоциируются, "воображаемые бесконечно малые перемещения, которые допускают наложенные на систему связи” (https://studwood.ru/1742023/matematika_himiya_fizika/printsip_dalambera). Бесконечно малые… И, в общем, как-то тревожно: к кому Алёна склонится. Каждую следующую секунду – другое.

    Вот Коля (москвич) сделал сильный, но подлый ход: сказал отцу Алёны, что у Коли (сибиряка) семья, и потому Алёна не к нему в Качинск поедет. Они поссорились и разошлись. Навсегда. Их ничего не связывает. Познакомились случайно в метро. И лишь вследствие общительности Коли не разошлись тут же. А даже познакомил Коля Володю со своей девушкой, Алёной (а тот её сразу в Качинск позвал, угадав, что скучно ей в Москве – продавщицей). А Коля её позвал на свадьбу к другу.

    Но оба знают (от отца её), что Алёна сейчас, вечером, на концерте в Центральном парке культуры и отдыха. И обоих потянуло туда. Коля пришёл первый, увидел и позвал Алёну, она и вышла к нему. Чего, мол? – На свадьбу.

    А в концерте антракт. Пошли. И навстречу Володя. Проходит, как незнакомый. Но Алёна его останавливает. В чём дело?

    "Володя: Просто мешать не хочу. (И начинает уходить)

    Алёна (останавливая его, беря под руку, разворачивая): Ну что за чепуха (и ведёт его мимо стоящего Коли)

    Коля (секунду постояв, подумал, двинулся за ними): Ну пойдёмте [в смысле – на свадьбу, на которую званы ведь оба]

    Алёна: Я не пойду.

    Коля (быстро и сухо): Почему?

    Алёна (молчит и продолжает идти с Володей под руку [ясно: она предпочла Володю])

    Коля (обогнав их и идя задом наперёд): Ну хотите, я вас загипнотизирую, и вы пойдёте. Вот смотрите мне в глаза.

    Алёна: Не надо. Меня и так целый день за прилавком гипнотизируют [она ж очень красивая; всем мужчинам хочется обратить на себя её внимание].

    В кадре мимо стоящей троицы медленно проходит гражданин [играет Ролан Быков], насвистывая песню – друг всегда уступить готов…

    Коля: Ну как хотите. Хотя я могу. [Поражение. И он его принял. Как вдруг…] Вот смотрите. Сейчас я ему дам импульс-приказ обернуться, и он обернётся.

    Алёна (снисходит до изобретательности Коли, даже перестаёт держать под руку Володю и очень заинтересовано, открыв рот, смотрит на того прохожего [Коля сейчас её победит])

    Прохожий (идёт, свистит)

    Троица (идут за ним и смотрят)

    Алёна: Ну скоро?

    Коля: Счас (впивается в него глазами).

    Прохожий (оборачивается, продолжая свистеть, высокомерно оглядывает преследователей с головы до ног, независимо отворачивается и продолжает путь с тем же свистом)

    Алёна (покорено улыбается и как бы извиняясь за покорённость смотрит на Володю и хикает) [Коля побеждает]

    Коля: Телепатия. Счас ещё раз.

    Алёна (заинтересовано влечётся за Колей; Володя отстал)

    Прохожий (оглянулся ещё раз; через одно плечо, через другое)

    Коля (важно, как маг, с руками подмышками, впиваясь глазами)

    Прохожий (останавливается и поворачивается, гневно и гордо глядя; потом победительно-плавно поворачивается обратно, но быстро-быстро засеменил ногами)".

    Да, это человек другой породы, чем молодёжь. Он пережил пору молодости, когда каждая следующая секунда – судьбоносная. И ничего, по большому счёту, о будущем не известно. Смогу я-Коля победить Алёну или нет? Или смогу я-Володя победить или нет? Мне-Алёне Володю выбрать? Или Колю? – Всё – тревожно. Всё – огромно.

    А у того – наоборот – всё благополучно. Кроме того, что могут обокрасть в тёмном месте или побить. А он малорослый и слабый. И только и заботы, что делать вид, будто что-то он собой представляет. Пока выдержки хватит, если что. Ему общество как защита нужно. Он храбр в помещении милиции. Аж схватил Колю, подкравшись сзади. Как личность он – ничто. Совок, как при крахе СССР стали называть уничижительно тех, кто был за СССР.

    И Данелия – против совков. Да и против СССР с его стабильностью и оптимизмом. Ему давай – радость мига, за то – мига, что совершенно не известно, что за этим мигом. Это не благо тревожности. Это – ницшеанство, с его идеалом вообще иномирия. Потому что миг равен Вечности. А та – имномирие.

    Молодёжь, да, сыграла эту огромность. Но сыграл ли огромность Ролан Быков?

    "С кипящей от мыслей и впечатлений головой Быков вгрызался в любую роль, и самый крошечный персонаж в его исполнении вырастал грандиозно. Будь то подозрительный псих из “Я шагаю по Москве”…” (Татьяна Москвина. “Должен ли актёр быть умным?” в кн. “Культурный разговор”. М., 2016. С. 201).

    Я не верю в актёров. Они, как честно сказала Мордюкова, краски в руках режиссёра.

    Татьяна Москвина в своей книге создаёт о себе впечатление как идейно нетвёрдая особа. Можно ли назвать грандиозностью умение выразить презрение к совку несколькими секундами в фильме? – Я подозреваю, что грандиозен Данелия, но не потому, что восстал против ненавистного ему общества. А потому, что сделал это подсознательно.

    Или надо отдать должное и актёру, сумевшему полностью отказаться от себя и составить собою тот мягкий пластилин, который настолько чуток к пальцами ваятеля, что можно вылепить всё, что хочешь?

    23 апреля 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342058  2019-05-27 14:24:53
Воложин
-

26.05.2019
17:00

Горькая судьбина

    Однажды я прочёл о себе переписку (в интернете), дескать, на бездарей он вообще не обращает внимания. Я тихо порадовался. То было время, когда я начал осваивать . . .

23.05.2019
08:59

Неужели таки всё - наоборот?

    У меня постепенно чеканились формулы моего эстетического мировоззрения. Когда-то, давно уже, мне стало до смешного ясно, что, если художественное произведение о . . .

20.05.2019
09:59

Поиск - не достижение

    Памяти сожжённых пять лет назад в Одесском Доме Профсоюзов. Этих книг – две в одной. “Обитель” (2014) Прилепина. Большая и маленькая. Маленькая Приложением . . .

17.05.2019
17:58

Хоть треснись головой об стену...

    Я уже привык… А то неуютно мне было, когда я чувствовал, что всё-таки надо прятать, что я не такой как все. Я сперва не прятал. По большой бедности я долго очень . . .

16.05.2019
09:25

Плохи дела с художественной критикой и - пройдохи жируют

    Начну, как часто делаю, издалека. И о себе. Про себя я думаю, что я – пониматель. Из-за этого я ввергаюсь в авантюры. Мне кажется, что достаточно просто захотеть и . . .

13.05.2019
17:17

Не все дома у этого Домье

    Я хочу обсудить (и осудить) одну картину Домье. Домье. Дон Кихот. 1868. И ещё я хочу, например, чтоб глянули на ссылку (тут) и без долгих сомнений признали, что Домье – . . .

12.05.2019
13:35

Твёрдый орешек

    …искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Ницше Как вы думаете, где находится душа режиссёра, точнее, его сокровенное, когда он даёт в своём кино как бы . . .

03.05.2019
10:52

Гвозди в характере

    Гвозди в характере – так назвал меня начальник отдела, возможно, за то, что я не уволился, когда – во исполнение поручения областного куратора КГБ по нашему НИИ – . . .

30.04.2019
13:02

Гомер и Украина

    Образ Украины это знаете похоже на что? Знаете, есть тип такой – провинциальной, очень симпатичной девушки из бедной семьи. Вот она плохо одета. Она стоит перед . . .

29.04.2019
12:30

Риск

    Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но… Берём Японию… 17 . . .

27.04.2019
23:02

Общее впечатление

    Я толкованиями когда-то занялся от злости на искусствоведов, болтающих что-то вообще, не опираясь на реалии произведения. И вот в кои-то веки мне захотелось – от . . .

21.04.2019
13:08

Апология

    Я настолько впечатлён несколькими гравюрами Фейгина (см. тут), что мне, наверно, захотелось как-то оправдать его явный рисунок, к неприкладному искусству не . . .

17.04.2019
13:38

Сердце кровью обливается

    С чего начать? Надо с себя. У меня слёзы на глаза наворачивались, когда хоронили трёх, погибших в Москве из-за ГКЧП в 1991 году. А ведь я, совсем не годный для военного . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100