TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.05.2019
09:25

Плохи дела с художественной критикой и - пройдохи жируют

    Начну, как часто делаю, издалека. И о себе. Про себя я думаю, что я – пониматель. Из-за этого я ввергаюсь в авантюры. Мне кажется, что достаточно просто захотеть и . . .

13.05.2019
17:17

Не все дома у этого Домье

    Я хочу обсудить (и осудить) одну картину Домье. Домье. Дон Кихот. 1868. И ещё я хочу, например, чтоб глянули на ссылку (тут) и без долгих сомнений признали, что Домье – . . .

12.05.2019
13:35

Твёрдый орешек

    …искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Ницше Как вы думаете, где находится душа режиссёра, точнее, его сокровенное, когда он даёт в своём кино как бы . . .

03.05.2019
10:52

Гвозди в характере

    Гвозди в характере – так назвал меня начальник отдела, возможно, за то, что я не уволился, когда – во исполнение поручения областного куратора КГБ по нашему НИИ – . . .

30.04.2019
13:02

Гомер и Украина

     

    Образ Украины это знаете похоже на что? Знаете, есть тип такой – провинциальной, очень симпатичной девушки из бедной семьи. Вот она плохо одета. Она стоит перед зеркалом и ненавидит себя, своих родителей, свою историю. Она хочет куда-нибудь свинтить. Она хочет найти мужа. Желательно на Западе. И никто её не берёт.

    Карен Шахназаров.

    16.04.2019

    Вечер с Владимиром Соловьёвым.

    https://www.youtube.com/watch?v=U3Y4oilhRnA

    Читатель, мой! Включите свою терпимость и читайте. – Мне, кажется, до чёртиков интересная мысль пришла в голову. И сейчас я буду её думать. А вы – следите.

    Вы уже меня немного знаете, если читали раньше. Знаете, что у меня есть идея-фикс, что художественность – это общение подсознаний: автора и восприемника.

    А ведь есть ещё и сознание у автора.

    Тогда возникает возможность рассматривать произведение искусства в двойном свете: как произведение сознания и как произведение с вмешательством подсознания.

    Вот возьмём Гомера. Возьмём “Илиаду”. Смотрим, как она начинается:

    Пой, богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына…

    Тут гнев? Или восторг от гнева? Что ненавидит автор аж до степени восторга?

    То было время, когда на ахейцев, у которых уже была цивилизация, города, рабовладельческий строй, богатство рабовладельцев, культура, с севера напали дорийцы, у которых был ещё первобытно-общинный строй, не имевший всего перечисленного. И оно было уничтожено. Ахейцы вернулись в первобытное состояние. Они вообще чуть не исчезли с лица планеты. И исчезли б, если б их творческий гений не нашёл способ, как взбодриться – воспеть свою, ахейцев, победу над каким-нибудь слабым соседним племенем, скажем, троянцев. И воспеть её так, будто это огого что. – Точнее, такой социальный заказ был дан творческим людям. – Гомер его воспринял и осуществил. Сознанием.

    А подсознание его было настолько уязвлено… И извне происшедшим с его родным племенем, и с внутренним содержанием жизни самого его родного племени… Что ему, точнее, подсознательному идеалу, захотелось вообще туда, что через 3 (или сколько там?) тысячи лет назвали люди XIX века “над Добром и Злом”. В метафизическое иномирие, принципиально недостижимое. Но… Куда можно всё-таки попасть в акте творчества. Взглянув на всё как бы извне. В миг творческого счастья.

    Вот отчего взбесился Ахиллес?

    От мгновенно охватившего его чувства гадливости по отношению к их, ахейцев, предводителю, Агамемнону. Тот, зверюга, не отдал Хрису-жрецу – за "блистательный выкуп” – захваченную ахейцами дочь этого Хриса. Прогнал его. Тот Хрис пожаловался Аполлону. Аполлон стал осыпать ахейцев стрелами из своего колчана – смертельными болезнями. И некто Калхас Фесторид, гадатель, объяснил причину эпидемии. – Было отчего взбеситься Ахиллесу?

    А Гомеру-то Агамемнон как противен. А, может, и вообще эта людская манера состязаться с богами во вседозволенности… Да и с их манерой вообще чуть что – воевать… Украл троянец Парис Елену, жену одного из ахейских царей, - воевать… – Тьфу!

    Вот от ненависти ко всему Этому плохому-преплохому миру Гомер и возгорается гневом заодно с Ахиллом, но на самом деле больше. Ещё и за то, что само воспевание им гнева он должен отдать проявлению в себе богини, а не себе.

    Наверно, сознавать такую безбожность в себе Гомер не мог (верующий же был; если дано ему сочинять нечто с ритмом – думал он – это достоинство – от богини). Но есть же подсознание. Которое само можно понимать как извод той богини.

    И вот с помощью ритма – гекзаметра – Гомер возносится над всей Этой мерзостью необходимости жить в мире причинности, где каждое движение – не свободно, а причинно обусловлено обстоятельствами жизни.

    Ритм – как тот идеал-Запад для сегодняшней Украины из эпиграфа, Украины с несчастной историей (уже и обрела страна, наконец, независимость чуть не 30 лет назад, так язык её, украинский, совершенно неконкурентоспособен по сравнению с русским, что и показали эти несколько десятилетий независимого существования страны; стала страна от злости Антироссией – опять незадача, пришлось переметнуться на Запад, совсем не идеальный – опустил он, если и не язык, то промышленность, чтоб не конкурировала, а людей – в гастарбайтеры).

    Древнегреческий эпос считался обладающим признаком объективности (сравнительно с лирикой), некой безэмоциональности. – А что если это – поверхность? Хорошая мина рапсода, ненавидящего народ, для которого поёт и который за то рапсода кормит…

    Я думал было, что подробность описания – признак любви автора к описываемому. А что если в случае с Гомером не так? А как с гиперреализмом недавним.

    Том Вессельманн. Пейзаж №4. 1965.

    Иллюзорностью изображения выражался там ужас по отношению к вещизму. И, значит, порыв в какое-то вообще иномирие, прочь из Этого скучного-прескучного мира без Добра и соответствующей Духовности… Или. Может, ошибались те, кто – вопреки безэмоциональности эпоса – числили за древними греками жизнерадостность, выражавшуюся в подробности, способной отвлечь от повествования? Вон, мол, про Ахилла, надо ещё прибавить, что он сын Пелея… Выкуп Хриса – надо назвать гиперболически – "блистательный”.

    А на самом деле, может, Гомер всё-всё-всё Тут, на Этом свете, не-на-видит?! В подсознании. Что и прорывается странностью – отвлекаться от повествования на подробности.

    Или в алогичности прорывается…

    Смотрите:

     

    Пой, богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына,

    Гнев проклятый, страданий без счета принесший ахейцам,

    Много сильных душ героев пославший к Аиду [на тот свет],

    Их же самих на съеденье отдавший добычею жадным

    Птицам окрестным и псам.

    Разве не запутался Гомер в гневах? Из-за своей ненависти…

    Из дальнейшего текста поэмы ясно то, что я написал выше. Смерти ахейцам принёс гнев Аполлона, а не Ахилла, как получается пока у Гомера.

    А всё потому, что Гомер кипит ненавистью на всё и вся. На то, что у героев-ахейцев души – сильные. На то, что птицы и псы – жадные. – Всё это суета сует. И жить – не сто`ит (настоящим людям, не обывателям). Что и проявляется, между прочим, в героизме героев. Они не задумываясь о смерти идут на битву.

    Вспоминается рассказ Познера.

    Его воспитательница (или кто она была, прятавшая его, еврея, от нацистов?) не велела ему смотреть в окно на нацистов. (Она, наверно, боялась, что те, специалисты по расовой чистоте, смогут через окно увидеть мальчика и понять по его облику, что он еврей.) Она ему сказала, что на нацистов можно смотреть только на мёртвых. И повела его к морю.

    Там было какое-то опасное течение. О нём французы немцев, вообще-то, предупредили. Но те, нацисты, считали французов трусами. И нарочно брались плавать именно там. Ну и тонули. И их трупы то течение выносило куда-то. Куда тётенька и повела мальчика смотреть на мёртвых нацистов.

    А живым нацистам хоть бы хны – они ж, сверхчеловеки, не боятся смерти. И они продолжали заплывы-игру-со-смертью.

    Интересно, отчего слеп был Гомер? Может, из-за ранения какого-то в голову? Может, он тоже не боялся смерти?

    Её, наверно, любят и украинские нацисты: не боятся её нести донечанам. Чужие же. Мало, что тоже люди. – Не понятно только, почему ж они военные поражения там многажды потерпели. Наверно, большинство были не нацисты, а простые заробитчане (надо ж как-то зарабатывать для семьи, а на войне – платят).

     

    А можно ли ненавистью Гомера объяснить дальнейшие стихи в первой главе?

    Ахилл – герой, то есть рождённый от брака человека и богини. Как герой он должен выполнять волю богов и вносить в жизнь людей порядок и справедливость. То есть лишать Этот мир свободы. То самое, что ненавистно подсознанию Гомера. И что сознание Гомера должно выставлять перед людьми, наоборот, как положительное.

    Волей Зевса было главенство гадёныша Агамемнона. Отсюда – раздвоенность Ахилла. Он должен не тихонько, а громко возмутиться против Агамемнона (что он и сделал, и даже чуть было не вытащил меч, чтоб убить неуёмного Агамемнона). Но это было б против благоволения Агамемнону Зевса. И явилась – никому, кроме Ахилла, невидимая – Афина и велела Ахиллу ограничиться ругнёй. – Деваться некуда. Он это выполнил. Но Агамемнон же, зная, что Зевс за него, даже и согласившись отдать дочь Хрису, послал гонцов вслед ушедшему к себе на корабль Ахиллу, чтоб забрали у него ту девушку, что досталась ему, Бриссеиду. А те ж слабее Ахилла, даже и двое. Робеют. Но Ахилл герой. Он должен поддерживать Порядок. И… он отдаёт Бриссеиду.

    До людей должна дойти эта противоречивость как выражение Порядка. Но это до них доходит? (До меня не дошло. Я живу спустя несколько тысяч лет назад, я атеист. И лишь из Википедии узнал об обязанности героев.) Но это явно несчастная обязанность. И несчастность эта – тоже воля богов?

    Вроде, да:

     

    Горе мне, сын мой! Зачем для страданий тебя родила я?

    . . . . . .

    Недолог твой век, и конец его близок!

    Но зачем тогда Гомеру было устами Ахилла повторять всю историю своей матери, всеведущей богине?

     

    "Знаешь сама. Для чего тебе, знающей все, говорить мне?"

    Ответ – или-или. Или у Гомера словесный понос. И он не может не воспользоваться сюжетным случаем, чтоб не проталдычить уже знаемое нами. Или его подзуживает подсознательный идеал иномирия, для выражения которого надо (иное, чем должен для сознания и Порядка) внушать слушателям исподволь, насколько Тут всё плохо.

    Ну а зачем ему матери-то рассказывать то, что она сама знает – как ей обязан Зевс?

    Она-то знает. Но слушатели не знают. И вмешивается сознание с поучительной задачей: внушить людям, что всё идёт по воле богов. И это возмущает подсознательный идеал Гомера. И он доводит особо чутких до предвзрыва – талдычением уже раз рассказанного. Подробностями не по делу. Это всё – клокотание ненависти автора, отыгрывающегося на восприемнике нудой слушания.

    Из которой один выход – КУДА-ТО, куда влечёт вон из жизни, с её обстоятельствами, - влечёт ритм, бесконечно разнообразный и, наоборот, неутомляющий. Ибо таков гекзаметр, "стих из пяти дактилей [/ − −] или спондеев [/ /], и одного спондея или хорея [/ −] в последней стопе” (Википедия).

     

    Пой, богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына,

     

    / ▄ −| / − −| / − −| / − −| / − −| / −|

     

    Гнев проклятый, страданий без счета принесший ахейцам,

     

    / ▄ −| / − −| / − −| / − −| / − −| / −|

     

    Много сильных душ героев пославший к Аиду

     

    / −▄|/ −▄| / ▄ −| / − −| / − −|/ −|

     

    Их же самих на съеденье отдавший добычею жадным

     

    / − −| / − −| / − −| / − −| / − −| / −|

    (Чёрным квадратиком обозначают паузу, равнозначную безударному слогу.)

    Подсознание людей это КУДА-ТО воспринимало. Переживание – исключительное. Из-за него Гомер приобрёл такую славу, что образованные люди (а может, и необразованные – слыша от образованных) спустя тысячи лет знают это имя – Гомер.

    Но сознанием современники Гомера воспринимали обычное, воспитательное предназначение тогдашнего искусства. Учёные, не знающие о роли подсознательного идеала, называют тот тип литературы религиозно-риторическим. Всё – от богов. – Для того, собственно, Гомер и сочинил первую главу “Мор. Гнев”. В ней предначертан ход осады Трои, который придумал Ахилл, чтоб отомстить Агамемнону, и попросил маму-богиню попросить Зевса, чтоб тот так вот всё устроил. – Всё – от богов. А рапсоду дано-де это прозреть в тонкостях. И сознание Гомера именно так всё и понимало.

    Начинать нужно было со страшной беды, мора. Что соответствовало разрухе из-за нашествия дорийцев. Гомер так и начал. А его подсознательный идеал примешал сюда и свой негативизм к действительности. Начала всегда бывают самыми знаменательными.

    Дальше в главе описывается (подробно-технологически), как готовится и происходит пир-примирение ахейцев с Аполлоном. И тут труднее, чем при гневе Ахилла, чуять ненависть к суете земной Гомера. Можно сказать, что негатив – моя натяжка. Так всё внешне выглядит радостным.

     

    Все пировали, и не было в равном пиру обделенных.

    После того, как питьем и едой утолили желанье,

    Юноши, вливши в кратеры напиток до самого верху,

    Всем по кубкам разлили, свершив перед тем возлиянье.

    Пеньем весь день ублажали ахейские юноши бога.

    В честь Аполлона пэан прекрасный они распевали,

    Славя его, Дальновержца. И он веселился, внимая.

    Простой народ уж точно в этом чувствовал свою исключительность, итоговую милость Зевса, и предвестие, тогда, благого близкого будущего. Которое теперь, вот, при слушании поэмы, явно наступает. – Лишь последние искры зла пробиваются в тексте.

     

    Он же [стан ахейцев] враждою кипел, при судах оставаяся быстрых…

    Дальше идёт сцена просьбы Фетиды, матери Ахилла, чтоб Зевс провернул план её сына. А дальше… сцена распри богов на Олимпе. Такое же там безобразие, как и на земле. И можно опять вспомнить о ненависти Гомера ко всему-всему-всему. Страшно представить Гомера не в пении, а на войне.

    Такое настроение может объяснить и фантастическую жестокость украинских нацистов в ХХ веке. Вековой гнёт, когда считали украинцев людьми второго сорта и австро-венгры, и румыны, и поляки. А теперь вот мимо русского языка украинскому на Украине никак не пробиться к господству… Звери зверские. Вспомните, как они, отучившиеся в тайных спецлагерях, жгли на Майдане милиционеров, вооружённых лишь дубинками и просто не пропускавших пройти дальше (это видеть мог каждый, кто смотрел телевизор). Как передние брызгали аэрозолями, а задние били шестами в лица поднявшим забрала милиционерам, чтоб вдохнуть воздуха.

    Гомеру легче – его злость была лишь в подсознании и изливалась песней, а сознанием он был равен обычным людям, богопослушным.

    В тексте лишь, повторяю, искорки ненависти проскальзывают. Вот. Зевс с занёсшейся злюкой женой разругался, ей пригрозил, наконец. Та:

     

    Молча сидела она, смирив свое милое сердце.

    Но вот сын её, Гефест, её (и всех) успокоил и предложил пировать, забыв про людей. И вот они пируют, забыв всё, как дети. Исполняя третий завет Заратустры, данный Ницше несколько тысяч лет спустя сверхчеловекам: выносливость верблюда, вседозволенность льва и забывчивость ребёнка.

    А мне подумалось, не от ненависти ль и к сверхчеловекам (те ж – в немецкой истории {долго в раздробленном состоянии была Германия} – такими стали от немилой к ним истории {как и к украинцам немилой}), - не от ненависти ль Ницше их такими гадкими свойствами наградил? Если им, Ницше, тоже двигал подсознательный идеал в принципе недостижимого матафизического иномирия – то вполне возможно.

    И вот счастливые олимпийцы пошли спать.

    Так заканчивается песнь первая “Илиады”.

     

    Быть логичным не значит быть правым. Но вдруг в моей фантазии есть что-то от истины? Не зря ж написал Чаадаев:

    "…для нас Гомер в современном мире остается все тем же Тифоном или Ариманом, каким он был в мире, им самим созданном. На наш взгляд, гибельный героизм страстей, грязный идеал красоты, необузданное пристрастие к земле – это все заимствовано нами у него. Заметьте, что ничего подобного никогда не наблюдалось в других цивилизованных обществах мира. Одни только греки решились таким образом идеализировать и обоготворять порок и преступление, так что поэзия зла существовала только у них и у народов, унаследовавших их цивилизацию” (https://profilib.org/chtenie/57904/petr-chaadaev-filosoficheskie-pisma-sbornik-32.php).

    До иномирия, правда, тут далеко. Но что-то брезжит: "гибельный”.

    21 апреля 2019 г.

     

     

     

     

29.04.2019
12:30

Риск

    Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но… Берём Японию… 17 . . .

27.04.2019
23:02

Общее впечатление

    Я толкованиями когда-то занялся от злости на искусствоведов, болтающих что-то вообще, не опираясь на реалии произведения. И вот в кои-то веки мне захотелось – от . . .

21.04.2019
13:08

Апология

    Я настолько впечатлён несколькими гравюрами Фейгина (см. тут), что мне, наверно, захотелось как-то оправдать его явный рисунок, к неприкладному искусству не . . .

17.04.2019
13:38

Сердце кровью обливается

    С чего начать? Надо с себя. У меня слёзы на глаза наворачивались, когда хоронили трёх, погибших в Москве из-за ГКЧП в 1991 году. А ведь я, совсем не годный для военного . . .

15.04.2019
16:37

Забияка

    Мне попалась книга критика Татьяна Москвиной “Культурный разговор”. М., 2016. И она дала мне много поводов включить её мнения в сноски к своим статьям на моём сайте . . .

13.04.2019
14:11

Филатчев и Фейгин

    Всё началось обыкновенно, когда не о чём писать и ищешь. – Я открываю Манина “Русская живопись ХХ века” на очередном художнике… описании картины… и читаю: "…в . . .

11.04.2019
12:15

Про пассионарных

    Есть такой философ Н.Н. Александров. Он утверждает, что Ленин в своём единственном философском труде “Материализм и эмпириокртицизм” капитально не понял Маркса . . .

03.04.2019
15:57

По поводу юбилея Юрия Бондарева

    Любопытно. (Читательский поток сознания) Любопытно, замечу ли я что-то необычное в произведении так называемой лейтенантской прозы? “Горячий снег” (1970) Бондарева. . . .

01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить. Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, . . .

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина. Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж . . .

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого . . .

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100