TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.05.2019
09:25

Плохи дела с художественной критикой и - пройдохи жируют

    Начну, как часто делаю, издалека. И о себе. Про себя я думаю, что я – пониматель. Из-за этого я ввергаюсь в авантюры. Мне кажется, что достаточно просто захотеть и . . .

13.05.2019
17:17

Не все дома у этого Домье

    Я хочу обсудить (и осудить) одну картину Домье. Домье. Дон Кихот. 1868. И ещё я хочу, например, чтоб глянули на ссылку (тут) и без долгих сомнений признали, что Домье – . . .

12.05.2019
13:35

Твёрдый орешек

    …искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Ницше Как вы думаете, где находится душа режиссёра, точнее, его сокровенное, когда он даёт в своём кино как бы . . .

03.05.2019
10:52

Гвозди в характере

    Гвозди в характере – так назвал меня начальник отдела, возможно, за то, что я не уволился, когда – во исполнение поручения областного куратора КГБ по нашему НИИ – . . .

30.04.2019
13:02

Гомер и Украина

    Образ Украины это знаете похоже на что? Знаете, есть тип такой – провинциальной, очень симпатичной девушки из бедной семьи. Вот она плохо одета. Она стоит перед . . .

29.04.2019
12:30

Риск

    Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но… Берём Японию… 17 . . .

27.04.2019
23:02

Общее впечатление

    Я толкованиями когда-то занялся от злости на искусствоведов, болтающих что-то вообще, не опираясь на реалии произведения. И вот в кои-то веки мне захотелось – от . . .

21.04.2019
13:08

Апология

    Я настолько впечатлён несколькими гравюрами Фейгина (см. тут), что мне, наверно, захотелось как-то оправдать его явный рисунок, к неприкладному искусству не . . .

17.04.2019
13:38

Сердце кровью обливается

    С чего начать? Надо с себя. У меня слёзы на глаза наворачивались, когда хоронили трёх, погибших в Москве из-за ГКЧП в 1991 году. А ведь я, совсем не годный для военного . . .

15.04.2019
16:37

Забияка

    Мне попалась книга критика Татьяна Москвиной “Культурный разговор”. М., 2016. И она дала мне много поводов включить её мнения в сноски к своим статьям на моём сайте . . .

13.04.2019
14:11

Филатчев и Фейгин

    Всё началось обыкновенно, когда не о чём писать и ищешь. – Я открываю Манина “Русская живопись ХХ века” на очередном художнике… описании картины… и читаю: "…в . . .

11.04.2019
12:15

Про пассионарных

    Есть такой философ Н.Н. Александров. Он утверждает, что Ленин в своём единственном философском труде “Материализм и эмпириокртицизм” капитально не понял Маркса . . .

03.04.2019
15:57

По поводу юбилея Юрия Бондарева

    Любопытно. (Читательский поток сознания) Любопытно, замечу ли я что-то необычное в произведении так называемой лейтенантской прозы? “Горячий снег” (1970) Бондарева. . . .

01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить. Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, . . .

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина. Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж . . .

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого . . .

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

     

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не творческой! – Творец – певец нетворчества!

    А как проверить себя? – Вдруг что-то даст портрет “Играет С. Рихтер. 2 вариант”. (1984-1985)… – Ведь нарисован Рихтер прямо в момент исполнительства.

    Жилинский. Играет С. Рихтер. 1984 – 1985. Фрагмент.

    Кто много читал моих статей, знает, что я почти никогда на разбирался с исполнителями, с артистами. И это не только потому, что для меня их творчество – нечто неизвестное. Но и потому что несуществующее, если маскималистски. Потому что я их считаю красками в руках художника. Точнее – средствами выражения подсознательного идеала автора. – То есть их самих по себе для меня, искателя, повторю, подсознательного идеала автора, нет. Хотя бы потому, что они – не авторы.

    А с Рихтером так нельзя.

    "Он признавался, что отлично знает, "сколь важно в музыке то, что не является самой музыкой"” (https://studbooks.net/527223/istoriya/sintez_iskusstv_tvorchestve_rihtera).

    Это другими словами разговор о подсознательном идеале автора музыки. Идеал – не “текст” произведения. “Текст” – материален, а подтекст – идеален. То есть Рихтер-исполнитель самоуничтожается как самовыражающийся субъект.

    Не есть ли это тоже автоматическая жизнь? Сомнамбулическая. Невольная. Когда нет противоречий.

    Где-то я прочёл хлёсткие слова: если мы, люди, можно сказать, считаем животных глупыми, то они нас – сумасшедшими. Потому что мы, когда творим, поступаем не по тому, что велит первая сигнальная система, а вопреки, против себя физического.

    Так Рихтер отключает своё творчество и, весь отдаваясь творчеству чужому, авторскому, не испытывает от себя физического никакого возражения – живёт стихийно, абы какой жизнью… как автор велел. Животному – поступать велит теперешняя обстановка и память о прежних обстановках. А Рихтеру велит подсознательный идеал автора. И – Рихтер не тут, он автомат своего подсознания, подключённого к авторскому подсознанию.

    Не потому ли академик Павлов собирался после опытов на собаках перейти на опыты на артистах…

    Выражение лица Рихтера вполне соответствует слову транс. Он не тут.

    Я было сперва, ведомый мыслью о “низком” идеале Жилинского, чтоб эту мысль подтвердить, искал, не изуродовал ли Жилинский лицо Рихтера. Дескать, абы какая жизнь – это жизнь человека, лицом некрасивого. Тогда как лицо Рихтера как раз, наоборот, - красивое. По крайней мере иногда.

    Но всё-таки на такое предвзятое самовыражение я не решился. И приступил к статье с другим заданием, как Окуджава выразился: каждый пишет, как он дышит. – Это меня, чую, ведёт более верно. – Как факт, объясняется один автопортрет Жилинского… Такой.

    Замер и весь в себе. Сверяется со своим подсознательным идеалом. Не мыслит – творит. (И таки красоты в лице нет… Абы какая физическая жизнь….)

    А как расценить попытку Жилинского нарисовать то, куда Рихтер улетает, когда играет?

    Что тут изображено?

    В проёме – какой-то дворец в классическом стиле.

    Ещё – Ника Самофракийская. Античность.

    Ещё – Позднее Возрождение. Микеладжело. Флорентийская пьета.

    А обрамляет проём Перспективный портал в Пушкинском музее.

    И ангелы-трубачи летают, а один – упал.

    И возникает предположение, что Жилинский навязал Рихтеру репертуар. И знаете какой – в нём нет музыки предроманизма и романтизма. А те ж начали создавать эпоху господства музыки, противопоставленную "эпохам архитектурным, скульптурным и живописным” (Луначарский. В мире музыки М., 1971. С. 31 ): нет Бетховена (музыки героики масс), и нет Шуберта, Шумана и т.д. (музыки души человека). И нет всей музыки, что сочинена после.

    А ведь Жилинский предпочитал "классическую музыку и литературу” (http://facecollection.ru/people/dmitriy-zjilinskiy). То есть вероятнее всего знал, что Рихтер всё, Жилинским “изъятое”, играл.

    Как это объяснить?

    Возможно, двумя обстоятельствами. Первое – расчётом на людей, не разбирающихся, что такое искусство исполнителя, но знающих, что Рихтер – пианист. Второе – даже и видевших его лицо – мужественное, с мятущейся душой ни масс, ни личности не ассоциирующееся. А можно добавить и мнение знатоков рихтеровских выступлений: "Все становится как-то больше, монументальнее, значительнее” (http://samzan.ru/107966).

     

    Так мне удалось худо-бедно унять сомнение, не наврал ли я на Жилинского.

    13 февраля 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341717  2019-03-13 16:19:09
Воложин
-

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100