TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.09.2018
22:50

Николай Чоччасов

    Я не раз отступал от своего правила – открывать скрытый художественный смысл произведения неприкладного искусства. И обращался к произведениям и неискусства . . .

16.09.2018
14:11

Исписался.

    "В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка Ильи и Эмили Кабаковых “В будущее возьмут не всех”. Это итог работы за 6 десятилетий. И впервые . . .

15.09.2018
15:36

Наобум лазаря.

    Как я ни уверен в себе (из-за многочисленных совпадений моих мыслей с, в общем, общепринятыми), но меня угнетает непризнание больших авторитетов, и я в себе сомневаюсь. Чтоб самоутвердиться, мне нужно загонять себя в трудные ситуации и как бы наблюдать за собой: вывернусь или нет.

    Один из способов себя загнать – открыть, например, искусствоведческий альманах несколькодесятилетней давности, взять оттуда какого-нибудь художника, какое-нибудь его произведение, и попробовать с ним разобраться с приложением всего арсенала “моих” приёмов, которые вовсе не мои, а набранные мною с миру по нитке, и лишь подогнанные один к другому, чтоб эстетическое мировоззрение моё приобрело монизм (единство).

    На этот раз беру статью Яблонской “Новые черты в развитии современной советской станковой скульптуры. Опыт систематизации” в альманахе “Советское искусствознаниеʼ 80”. М., 1981. И в статье этой беру первое же упоминающееся там произведение.

    И – облом. Его репродукцию не могу найти в интернете. Возьму подобное. (А может, теперь переименованное уже.)

    Ю. Чернов. Портрет оператора. 1961. Известняк.

    Я уже успел прочесть, что его скульптуру “Рабочий” относят к так называемому “суровому стилю”. Если верить, что так и есть, я в “Портрете оператора” могу заподозрить признак суровости в вертикальной прямо грани на правой (от меня) стороне лба. Там не кровеносный сосуд (их на лбу в этом месте и не бывает).

    Да и не кость (лобная кость) и не соединение костей (венечный шов), он на боку.

    Глабелла (надпереносье - 18) тоже какое-то уж больно выступающее и гранёное…

    О творцах в “суровом стиле” Манин пишет так:

    "Они представляли собой породу закалённых войной и жаждущих мирной жизни. Обществом они были востребованы, получив доступ к труду и образованию. Стойкость этих людей показала себя во время разоблачения Н. Хрущёвым культа личности И. Сталина. Предательство государства со стороны высшей власти в период репрессий, молчание и невмешательство многих руководителей партии вызывали возмущение. Растерянная художественная интеллигенция не знала, какую позицию занять в отношении к власти; страх вызывал смятение, неуверенность в идеалах, слов карьерных достижений, сомнения в верности идеологического пути. Единственным, кто не поддался борьбе страстей, кто являл собой невозмутимую силу, противостоящую интеллигентским метаниям, были обычные рабочие, трудяги, выстоявшие в войну и не участвовавшие в 1930-х годах и позже в политических баталиях. Именно они безбоязненно выступали на партсобраниях с осуждением руководителей, именно они поднимали голос и открыто выступали против нищенских условий существования. Достаточно вспомнить новочеркасскую трагедию, чтобы понять, кто мог в те годы противостоять антинародной политике власти. Нравственная стойкость рабочих, обычного трудового люда была отмечена и привлекла к себе внимание общественности. Искусство как бы заново осознало роль рабочего человека в действии и постаралось оценить его нравственные качества в условиях Гражданской войны, в борьбе с фашизмом, в мирной трудовой жизни, чреватой конфликтами” (http://www.artpanorama.su/index.php?category=article&show=article&id=48).

    В новочеркасской трагедии зачинщиками беспорядков были скорее бывшие уголовники. Те посмелее и мотивированнее материально. (При реставрации капитализма они тоже вышли на первый план.) Но истина есть и у Манина. Правда, если распространить смелость не только на рабочих.

    И. И Ю. Александровы. Геолог Н. Дойников. 1961. Бронза.

    Тут гранённость можно заметить опять в том же месте на лбу, почти на скуле, ну и на рубашке. Правда, и гранённость не гарантированный признак.

    Д. Шаховской. Камчатские рыбаки. 1959. Кованная медь.

    Вот только в правильности отнесения Яблонской этой скульптуры к “суровому стилю” я что-то сомневаюсь. Тут тупость в лицах, а не духовная смелость.

    Я б подумал, что в этот перечень надо включить такое произведение.

    Л. Ланкинен. Строители. 1964. Гранит.

    Но не “сурового стиля” скульптуры, романтические, так называемые (индивидуалистские, если в терминах духа), явно отличались больше.

    Т. Соколова.

    "На основе "колективного" типа видения возникло и своеобразное стилевое движение: внедрение в станковые образные структуры элементов монументального метода. И ещё одно: скульпторы "сурового стиля" - это довольно компактный, немногочисленный слой, отличающийся от массы участников основных движений в скульптуре 30-х - 50-х годов” (Яблонская).

    Если отбросить три последние слова (касающиеся монументального уклона в прикладном искусстве, выражающего энтузиазм строителей социализма и героизм победителей в войне), то, понимай, редки авторы и произведения “сурового стиля”. Понимай, большинство – не так привержены коллективизму.

    Странно. В авторской песне сперва перевес был на стороне левых шестидесятников, взявшихся спасать заболевший индивидуалистским хапанием социализм, а не выступавших "против нищенских условий существования”, как пишет Манин. (Наверно, сам Манин тяготел к правым.)

     

    Верный своей идее-фикс, что художественно только то, что рождено подсознательным идеалом, я могу заболевание социализма считать находящимся ещё в сознании. Тогда ходил графический анекдот (ещё один представитель прикладного искусства) о теоретической немощи коммунистов. – Это левый уклон и правый уклон. А между ними – генеральная линия партии. То, о чём и сегодня говорят – что после смерти Сталина партия не сумела определить, на что страну нацелить. Что в 1961-м Хрущёв сказал, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме, то всеми осмеивалось. Почему? Подсознательно потому, что не видно было ежедневного увеличения самодеятельности за счёт государства, и так – вплоть до исчезновения государства, т.е. вплоть до становления коммунизма. Наоборот, гражданская активность лишь на словах пропагандировалась, а фактически зажималась. Анархия была в подсознательном идеале. Федерация федераций по определению Прудона. Советы в их настоящем смысле. И этим тайно от себя самих вдохновлялись скульпторы “сурового стиля”.

    То есть они творили воистину художественные произведения.

    А Яблонская считает, что это – монументализм в станковой скульптуре – было искусство "разрушения”.

    Она понимает разрушение станковой пластики. Но я предлагаю понимать: осознаваемое разрушение тоталитарной власти и подсознательное созидание самодеятельной власти.

    Соответственно Яблонская считает прогрессом станковизма "противовес ещё столь недавнему [во время “сурового стиля”] всепоглощающему монументализму”. – Что именно? – "…создаётся своя локальная среда… Это либо буквально введение архитектурных компонентов в скульптурный образ, либо особого рода объёмно-пластические решения… “своё” пространство”.

    Вахрамеев. Семья Древиных. 1975.

    Это – про арест в 1938 году по сфабрикованному делу авангардиста Древина (Древиньша).

    А. Пологова. Портрет художника Кочейшвили. 1977. Дерево, левкас, роспись.

    Кочейшвили – художник ярчайщего "индивидуального художественного “я”” (https://www.liveinternet.ru/users/marginalisimus/post189045645/). Грех коллективистское что-то применять для его изображения.

    Яблонская выводит отказ от монументализма как борьбу за "сохранение жизненного пространства для самого существования станковой скульптуры. Этот новый процесс прямо связан, как это ни парадоксально на первый взгляд, с размахом градостроительства, характерным для рассматриваемого периода. В этом процессе резко и бурно активизировалось развитие монументального и монументально-декоративного видов скульптуры. В сочетании с принципами “монументального станковизма”, характерного для 60-х годов, новый скачок в развитии монументальной скульптуры создавал опасность поглощения самого вида станковой пластики, его полного растворения, вытеснения из жизни искусства”.

    А я, приверженный приоритету духа, думаю, что просто левизна шестидесятников потерпела поражение (как предварение краха 1991 года), коллективизм потерпел поражение от индивидуализма. Коммунизм был окончательно предан партией коммунистов. И страна быстро пошла к реставрации капитализма, которую предсказал Троцкий, глядя на отрыв бюрократической партийной верхушки от народа. Теперь же и народ бросился в индивидуализм.

    Но, не сознавая. Как и художники, это воспевающие. То есть опять можно назвать их творчество художественным.

     

    Вы заметили, читатель, что я предельно последователен эстетически, да и идейно, чуете, тоже. Так это не только из-за моей индивидуальности, но и из-за её соответствия самой России, которая живёт вопреки.

    Индивидуальность моя определилась тем, что я чуть не умер годовалым, рос хилым, последний человек в классе, довольно спортивном. Плюс безотцовщина после войны и в чрезвычайно бедной семье. Первобытный коммунизм такого меня убеждает в том, что не материальный уровень определяет сознание, а наоборот – жизнь вопреки, традиционализм, антипатия к материальному прогрессу, приоритет духовного.

    Россия, возникшая из Московии, тоже родилась не первой страной мира. Тоже жила вопреки. Еле выжила при татаро-монгольском нашествии. Если б не дипломатичность того или иного князя – сошли б с арены истории, как мурома, меря и другие угро-фины. На то же работала и бедность почв и вообще зона неустойчивого земледелия. Добавило духовности и православие. А его крах в Византии тоже заставил жить вопреки (западному христианству). Зато и определило это глобализм народа – силой и верой хранить православие в мире до Страшного Суда. Впереди планеты всей Россию поставила и идея коммунизма. Другое дело, что путь к нему был избран ошибочный, силовой, марксов (а надо было по Прудону). Да ещё не повезло: компьютеризация хозяйства опоздала. А то б решила она кризис централизованной экономики, и не понадобилась бы реставрация капитализма. К которой неумолимо тянуло страну с 30-х годов. Свою роль даже и ошибка с путём в коммунизм сыграла положительную роль: вырвала Россию из вековой экономической отсталости и тенденции превратиться в полуколонию коллективного Запада. И после такого амбиция уже не разрешает смириться со второсортностью, на что пошли при предателе Горбачёве. И опять Россия живёт вопреки. Но можно было и не прерываться. Можно было дотерпеть до всеобщей компьютеризации. Тем более, что теперь угроза всемирной экологической катастрофы от перепроизводства вообще выдвигает не прогресс, а традиционализм в спасителя человечества. Да ещё и научно-технические революции быстро приближают освобождение миллионов от труда и ставят (в Швейцарии уже ставили на референдум) вопрос о гарантированном доходе, черте коммунизма. Только нового. С акцентом на разумное – в потреблении каждому по потребностям. А не старый это коммунизм, без такого акцента и – с упором на неограниченный материальный прогресс. И новый коммунизм требует не на труд как первую потребность ориентироваться, а на жизнь человека в искусстве.

    В СССР надо было не гнобить теории Поршнева и Выготского (теории происхождения человека не из труда, а из неординарности, способной отвратить от невроза при воздействии противоположных стимулов {при одновременном происхождении и искусства – как неординарности же} и теории подсознательных вдохновения у автора и катарсиса у восприемника как художественных явлений). В СССР надо было на первое место выдвигать не рабочий класс, а интеллигенцию. В СССР надо было обновить теорию коммунизма и первой жизненной потребности. Тогда продолжили б быть духовно впереди планеты всей и после смерти Сталина. А “суровому стилю” тогда б длиться и множиться авторами.

    31 августа 2018 г.

     

     

     

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340856  2018-09-16 12:55:48
Sweetheart
-

12.09.2018
10:23

Насколько чуток Владимир Крылов?

    Недавно (см. тут) я познакомился с репродукциями картин Владимира Крылова и (см. тут) поспорил с ним о Малевиче в связи с его, Крылова, видео https://www.youtube.com/watch?v=XMablvmxspg . . .

11.09.2018
12:30

Наваждение.

    Не могу оторваться от художника Андрея Тутунова. Я посмел спорить с именитым Маниным о художественном смысле иных его картин. И у меня совесть скребёт: не натянул . . .

09.09.2018
16:49

Не верьте своим впечатлениям, пока не дочитаете до конца.

    Читаю книгу “Они” (2005) – Слаповского и неприятно. Была б сатира – просто б бросил с самого начала. А тут не сатира. Вот уж которого персонажа по очереди вводит . . .

08.09.2018
12:26

Тяжело любить советский народ.

    Надо же… Написал статью, которую не взялся печатать обычно печатающий меня журнал. И отправили её оттуда в более смелое издание. А то пребывает под какой-то . . .

07.09.2018
10:34

Я допустил ошибку.

    Я когда-то допустил ошибку относительно Ильи Кабакова – назвал одну его картину произведением постмодерниста, художника не имеющего идеалов. А, получается, идеал . . .

06.09.2018
19:45

В муках отсутствия хорошего чтения.

    Я (вечно я с себя начинаю…) раз обратил на себя внимание редакции “Литературной газеты”. Принял участие в конкурсе критиков, по итогам была редакционная статья – . . .

05.09.2018
07:48

Бедность как ценность.

    Я слаб в анализе картин. Поэтому вынужден пользоваться чужими анализами. Но у меня есть претензия на силу синтеза. Так и там меня поджидают ловушки. Я ж себе . . .

31.08.2018
16:46

Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"

    Нельзя возразить этому: "Сезанновский кубизм 1907-1909г. Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм . . .

29.08.2018
15:15

Упрямство.

    Начинаю, как обычно, с себя. У меня есть (тут и тут) доказательства, что Рахманинов с самого начала был ницшеанцем и лишь иногда из него выныривал. А ницшеанство – . . .

28.08.2018
13:33

Разоблачение вранья о роли Прохоровки.

    Можно ли верить тому, что рассекреченная к 75-летию карта сражения под Курском http://kursk-75.mil.ru/ действительно была изготовлена когда-то тогда же, в 1944-м году? На том . . .

28.08.2018
09:01

Попытка поспорить с Вейдле.

    Он написал в “Умирании искусства”: "…усиливаются религиозные побуждения… и в изобразительном искусстве, где можно напомнить такие, все еще, правда, . . .

27.08.2018
13:43

Империя как федерация.

    Всё началось в вопроса самому себе: зачем Гоголю понадобился в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Рудый Панько (он – якобы автор всего сборника)? А ответ . . .

25.08.2018
09:24

Насилие.

    Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так . . .

22.08.2018
18:06

Труднейшая задача.

    Я вычитал у крупнейшего специалиста по Гоголю, Гуковского, что Гоголь “Вечерами на хуторе близ Диканьки” вознамерился прославить украинство в рамках Российской . . .

16.08.2018
08:35

Не понятно ли...

    Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал . . .

14.08.2018
10:33

Фаюмские портреты и иконы.

    Как всё незаметно перетекает из одного в другое… Римские оргии – это гедонизм. Наслаждение жизнью. Боязнь смерти. Но есть аристократы. Им противно чего бы то ни . . .

11.08.2018
14:10

Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.

    Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100