Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.07.2008 |
|
|||||
24.06.2008 |
|
|||||
03.10.2007 |
|
|||||
27.09.2007 |
|
|||||
20.08.2007 |
|
|||||
13.08.2007 |
Художественный смысл первого ожерелья
|
|||||
06.08.2007 |
|
|||||
04.08.2007 |
Нехудожественный смысл применения багрового цвета У меня беда (или радость, не знаю; потому что всё время пока выпутываюсь). Есть у меня одна опора в мировоззрении (и особенно в эстетическом, так сказать, мировоззрении), которая всё подламывается и подламывается. Опора - что искусство появилось с появлением человека, а человек √ с появлением речевого мышления, второй сигнальной системы. В опоры это я взял себе, через других, от Поршнева. А Поршнев после смерти в столь многих пунктах своей гипотезы провалился за треть века к настоящему времени, что я в беде. Предпоследним провалом было, что до меня (в 2006-м) дошло, что 130.000 лет назад у предкроманьонцев появилось ожерелье из раковин. А думали-то, что первые произведения искусства √ наскальная живопись кроманьонцев 40.000-летней давности. Тогда, по Поршневу, и появилось речевое мышление и человек. Ну выполз я из такой беды. Зачем, подумал, ограничивать перестройку работы мозга несколькими тысячами лет? Ей же всё-таки из одиночной мутации в сколько-то массовую ═наследственность нужно было переместиться. Надо дать этому процессу лет 100-150.000. (Такова, вроде, и скорость образования новых видов вообще.) Хватит того, что неандертальцы тут не при чём. Остаётся, по Поршневу, резкая грань между людьми и ещё не людьми. И я плохо понял скепсис учёного, открывшего для меня ожерелья, А. Маркова: ╚Насколько мне известно, обнаруженные до сих пор свидетельства символического осмысления мира и ритуальной деятельности неандертальцев (захоронения, украшения и др.) либо значительно моложе израильских и алжирских находок [это упомянутые 130.000 лет], либо их возраст вызывает сомнения╩. Я обрадовался было, а зря. Ибо через несколько месяцев понял: какая разница, что у неандертальцев это моложе. Факт же, что появилось. Это при другом-то мозге, чем у кроманьонцев. Мозг обязательно другой. Нет-нет. Я не ретроград. Я знаю, что у животных есть инструментальное мышление и коммуникативная речь. А под неё у макак √ опытами зафиксировано - в мозгу даже центры голосовой внутривидовой связи там же находятся, где у человека центры речи. Просто другость мозга, значит, глубже, чем районирование на коре головного мозга. Глубже, и вот у животных нет речевого мышления. Ну пусть возле костей неандертальца нашли в одном месте ожерелье из зубов, в другом √ костяную флейту, в третьем - каменную скульптуру лисы со вставным глазом из кости. Я всё вынесу за скобки как единичные исключения. (Мало ли как, когда и почему они там оказались.) Но захоронений-то неандертальских многие десятки. А это ж религия. А религия √ форма общественного сознания. То есть опять подломилась опора. И вот я опять оказался спасён. Ю. Семёновым (http://scepsis.ru/library/id_305.html). √ Не религия - эти захоронения. А магия. Говорение животных √ проторечь. Она признак ситуации, её часть. Тревожный крик неотторжим от опасности. Крик о змее неотторжим от факта появления змеи, об орле √ от появления орла. Те же макаки отличают поддельный под макакчий крик и - не реагируют. Видно, малейшего отклонения от ситуации достаточно. А чтоб макака закричала о змее, надо змею ей подпустить. И детёнышу макаки достаточно раз-два поприсутствовать в ситуации, чтоб всё усвоить. И чтоб сделать каменное орудие (их всего 4 вида у неандертальцев), молодому достаточно поприсутствовать. И увидеть, что надо кремень, а не что-нибудь, взять, для обивания речной гальки, - тоже речевого мышления не надо. Но всё-таки это уже производство. То есть ничто, ну просто ничто не помешает неандертальцу сделать каменный топор, а им √ заточить комель молодой ели и срубить ей все ветки, то есть сделать копьё. Разве что все большие животные должны б навсегда исчезнуть. Это уже могущество. Это уже не животное, хоть ещё и не человек. Это уже не абсолютная привязанность к ситуации - поведения. Будь то проторечь или протомышление. Попасть же копьём бизону, куда надо, может и не получиться. И не раз. Случаи. Невезенье. Неизвестное. Или, наоборот, не известно от чего везение. Если случилось пару раз, что повезло при плевке на комель, то плевать станут всегда. Хоть и с плевком не всегда будет бросок удачным. Откуда такое упрямство? √ От могущества. От привычки достигать желаемого во что бы то ни стало. Отсюда и возведение в совершенно необходимое некоторых зряшных (с нашей точки зрения) действий √ магии, волшебства. В одной области деятельности √ в производстве орудий, скажем, - её меньше, в охоте √ больше. Носитель наибольшей информации при инструментальном мышлении √ старик. Имеет смысл во что бы то ни стало сохранить его живым. Даже если он умер. Да и кто знает, умер ли он. Может, он впал в такую же спячку, как сурок √ на зиму? Как осенью засыпает сурок? √ В норе, с припасами зерна. Вот и неандертальцы своего старика ╚клали в ╚нору╩, в позе спящего сурка и посыпали зерном или багрово-желтой охрой, краской осени╩ (Олжас Сулейменов http://www.kitap.net.ru/sulejmenov/aziia2-20.php). На правый бок его, скрюченного┘ √ Подражательная магия. Неотрывная от ситуации с драгоценным стариком. Лучше всех умевшим добиваться результата. Самым═ своеобразно сильным. Он √ проснётся. И не нужно пока неандертальцу речевого мышления. 4
августа 2007 г.
|
|||||
02.08.2007 |
|
|||||
30.07.2007 |
|
|||||
04.07.2007 |
|
|||||
29.06.2007 |
|
|||||
27.06.2007 |
|
|||||
26.06.2007 |
Идея младшего Буша в художественном исполнении
|
|||||
25.06.2007 |
|
|||||
13.06.2007 |
|
|||||
05.06.2007 |
|
|||||
13.05.2007 |
Стоит ли мусолить одну деталь?!
|
|||||
08.05.2007 |
|
|||||
24.04.2007 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"