Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
05.04.2010 |
|
04.04.2010 |
|
26.03.2010 |
Роль теории в поворотах истории.
|
19.03.2010 |
Норштейн: не надо хотеть выпить море.
|
12.03.2010 |
Высокое Возрождение и 1991-й год.
|
26.02.2010 |
Чтение в сердцах (Продолжение)
|
03.02.2010 |
Чтение в сердцах или Что сгодилось бы для доноса в КГБ, будь сейчас СССР, а в нём - тоталитаризм.
|
27.01.2010 |
|
25.10.2009 |
|
15.09.2009 |
|
23.03.2009 |
|
26.07.2008 |
|
24.06.2008 |
|
03.10.2007 |
|
27.09.2007 |
Михаил Юрьевич Лермонтов Есть понятие ╚экстрасенс╩. Можно представить себе: экстрасенс сверхчувствует, что стрелки двух компасов, положенные рядом, указывают на общую точку. Точку схождения двух, казалось бы, параллельных, а потому непересекающихся, прямых. Что ему будет гарантией правильности сверхчувства? √ То мельчайшее отклонение стрелок от параллельности друг другу, которое и воспринимают его глаза. Вот похожее внимание к факту жизни, к √ если хотите √ изобразительности в словесном искусстве может оказаться выразительным. Причём выражать станет ни много, ни мало √ идеал сверхбудущего. Именно сверх┘ На такую мысль меня навела подборка И. И. Подольской в книге ╚Михаил Юрьевич Лермонтов╩. М., 1993. Из неё следует, что Лермонтов чувствовал себя физически дурным, нескладным, угнетённым незнатным происхождением и несерьёзным к себе отношением, как к мальчику, девушек постарше, в которых он влюблялся. В том числе √ в Катю Сушкову. Та описывает, как в конце пешего похода на богомолье в Лавру они надавали монет в деревянную чашку слепого нищего, который рассказал, что намедни ему шалуны камушков наложили. А Лермонтов тут же набросал и дал ей такое стихотворение. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! И в подборке некие С. В. Шувалов и А. Глассе утверждают, что прямо как бы дневниковая запись о конкретной пережитой поэтом ситуации является исходной в доведении до публики такой тонкости, как внутренняя, душевная жизнь. То бишь, романтик Лермонтов, эгоист, если в моральном плане и одним словом. Я же, наоборот, помня про романтика Жуковского и его образную размытость для идеализации своей души, думаю, что конкретность Лермонтова не от эгоизма, а от полярного нравственного полюса. По Шувалову, Глассе, да и Подольской, Лермонтов выдаёт нам замечательное иносказание. Чем-то о чём-то. Две инстанции. А, по-моему, у него их три. Жизненность, зримость, личная пережитость, компетентность в столкновении (в сравнении) негативного внешнего (1) с негативной его оценкой внутренним (2) наводит на (3) всё-таки вовне находящуюся позитивную потенцию внешнего. Которое свою потенциальную позитивность развернёт когда-то до явности. Это ж люди √ положившие камень. Они ветрены и┘ бессмертны тем, что у них будут потомки. Стихи же тоже бессмертны, но неизменны. Два бессмертия не могут не сойтись на нравственных условиях поэта, сумевшего отдать должное сегодняшней реальности. Не о невозможности любви, коль не судьба, это лермонтовское стихотворение о невозможности любви, коль не судьба. 27
сентября 2007 г.
|
20.08.2007 |
|
13.08.2007 |
Художественный смысл первого ожерелья
|
06.08.2007 |
|
04.08.2007 |
Нехудожественный смысл применения багрового цвета
|
02.08.2007 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"