TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.10.2016
14:28

Песни об Иване Васильевиче.

     

    В Орле открыли памятник Ивану Грозному.

    Новости.

    Ну чем они хороши, старинные народные песни? – Тем, что исполняют свою функцию – выражать черты народного характера. Как бы ни варьировались тексты – цель одна.

    Со времён Ивана Грозного появилась, видно, в народе такая черта, что русские – самые-самые среди народов. В частности, среди русских есть такие физически сильные люди, каких среди соседних народов нету. И эти силачи – образ народа-силача.

    Порождена ли сила моральным угнетением иностранца (то есть сила – от духа)?

     

    Кастрюкъ-Мастрюкъ Темрюковичъ,

    Любимый царскій шуринушка.

    Онъ думаетъ думушку, съ кѣмъ поборотися,

    За прокладъ поводитися:

    Онъ хочетъ каменну Москву въ полонъ себѣ взять,

    Онъ хочетъ взойти во Кремль городокъ,

    Онъ и хочетъ съ насъ пошлины брать,

    Съ воротъ поворотныя,

    А съ дымовъ подымовныя.

    . . . . . . . . . . . .

    Похваляется Темрюкъ-Мастрюкъ,

    Онъ хвалится своей силою:

    Я Москву вашу насквозь пройду,

    Не найду я себѣ спорщика,

    Съ кѣмъ бы могъ я поборотися!

    Заявлено вслух не было о полоне, но народ подумал. Важно, однако, что сила не в духе сопротивления.

    Как факт, в другом варианте таких, оскорбляющих москвичей-государствеников, помыслов про Темрюковича нету.

     

    Выбежал тут Мастрюк

    На крылечко красное,

    Кричит во всю голову,

    Чтобы слышал царь-государь:

    "А свет ты, вольной царь,

    Царь Иван Васильевич!

    Что у тебя в Москве

    За похвальные молодцы,

    Поученые, славные?

    На ладонь их посажу,

    Другой рукою раздавлю!”

    Но в обоих вариантах инициатива меряться силою происходит от Темрюка, и в обоих вариантах – на свадьбе Грозного и черкешенки.

    Одинъ гость хлѣба-соли не ѣстъ,

    Хлѣба-соли не кушаетъ,

    Бѣлаго лебедя не рушаетъ,

    Зеленаго вина въ ротъ не беретъ,—

    Кастрюкъ-Мастрюкъ Темрюковичъ,

    Любимый царскій шуринушка.

    Онъ думаетъ думушку, съ кѣмъ

    поборотися,

    А един не пьет да не ест,

    Царской гость дорогой

    Мастрюк Темрюкович,

    Молодой черкашенин.

    И зачем хлебасоли не ест

    Зелена вина не кушает,

    Белу лебедь не рушает?

    У себя на уме держит:

    Изошел он семь городов,

    Поборол он семьдесят борцов,

    И по себе борца не нашел;

    И только он думает

    Ему вера поборотися есть

    У царя в каменной Москве,

    Хочет царя потешити

    Со царицею благоверною

    Марьею Темрюковною;

    Он хочет Москву загонять,

    Сильно царство Московское.

    Это след памяти от бесконечных в прошлом набегов степняков на Русь. Зато теперь, после окончательной победы над ними при Иване Грозном (он включил себе в царство и Казанское, и Астраханское, и Сибирское ханство) есть у народа желание не просто продемонстрировать силу-победу, а и осмеять слабость-поражение соседа. (Не красиво. Но. Таков народ, прежде много настрадавшийся от степняков.) Это народное желание чует царь. В одном случае он даёт соответствующий наказ русским борцам.

     

    Говорил тут царьгосударь,

    Царь Иван Васильевич:

    “Ты, Никита Романович,

    Веди борцов на двор,

    На дворец государевой,

    Борцов ученыех,

    Молодцов похваленыех,

    И в том им приказ отдавай:

    Кто бы Мастрюка поборол,

    Царского шурина,

    Платье бы с плеч снял

    Да нагого с круга спустил,

    А нагого, как мать родила,

    А и мать на свет пустила”.

    В другом случае он этого не делает. Само так получается.

     

    Схватился со меньшимъ братомъ:

    Тотъ его беретъ за лѣвый воротокъ,

    Поднимаетъ на правый на носокъ,

    Онъ приподнялъ повыше себя,

    Ударилъ о сыру землю,

    По колѣни его въ землю вшибъ.

    По колѣни, чуть не по поясъ;

    Онъ и цвѣтное платье съ него сшибъ,

    Пустилъ его косо на босо,

    Пустилъ его, въ чемъ мать родила.

    Но победно-насмешническая суть народного характера в обоих вариантах выражена царём. Невеста в обоих вариантах обиделась за брата и возмутилась. А что царь?

    Сказалъ тутъ Царь-Государь,

    Царь Иванъ сударь Васильевичь:

    — Ты баба, ты бабье знай!

    Не то-то намъ дорого,

    Что татаринъ похваляется,

    А то-то намъ дорого,

    Что русакъ насмѣхается!

    Говорил тут царь-государь:

    "Гой еси ты, царица во Москве,

    Да ты, Марья Темрюковна!

    А не то у меня честь во Москве,

    Что татары те борются;

    То-то честь в Москве,

    Что русак тешится!

    Хотя бы ему голову сломил,

    Да любил бы я, пожаловал

    Двух братцов родимыех,

    Двух удалых Борисовичев”.

    Что народу надо от царя? Народ понял, что ему не житьё от степняков при раздробленности. Спасение – только в централизованном государстве. А уж более быть централизованным, чем при Грозном, и быть не может. – Так воспеть его, Ивана Васильевича, выразителя духа народного.

    А теперь в роли степняков – Запад… - Ну так и сказывается народный характер.

    14 октября 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337134  2016-10-14 15:05:26
Константин Бучельников
-

12.10.2016
21:19

Странность как индивидуализм.

    Я очень практикую вживание при попытках открыть художественный смысл конкретного произведения искусства. И это основано на вере, что я могу вжиться в кого угодно. . . .

11.10.2016
14:43

Всё сходится.

    Сходится вот что: 1) что Сокуров в 2016 году повёз свой фильм “Франкофония” (2015) на 7-й Одесский международный кинофестиваль (а всё-таки там русофобская власть, . . .

09.10.2016
09:54

Тургенев-то - не реалист.

    Нехорошую закономерность замечаю: я всё чаще начинаю писать статью, очень и очень мало представляя себе, что нового я смогу сказать. То есть мне приходится . . .

07.10.2016
13:39

Потомки религии Вуду.

    Я иногда взгляну на себя как бы со стороны и удивляюсь: я почти всё знаю не непосредственно, а со слов других. Тем не менее, у меня страсть всё упорядочивать. Я, . . .

06.10.2016
16:02

Люблю себя ставить в трудное положение.

    От трудного положения можно ждать открытия. Правда-правда. Я раз из-за чудовищной конструкторской ошибки сделал почти изобретение. Потому почти, что, как . . .

04.10.2016
10:40

Пути Господни... исповедимы.

    Вот такую ересь вынес я в название. По странной ассоциации. В писаниях о художнике Бойчуке, как выразителе неовизантизмом украинства, так сказать, упомянули . . .

03.10.2016
17:47

Завывание.

    В эту минуту мне кажется, что я понимаю, завывающих от тоски собак. Или волков. Минута эта – чтение таких слов у Александра Бенуа о художнике Герарде Терборхе . . .

01.10.2016
21:32

Провокация.

    Где-то когда-то я прочёл, что-то типа, мол, бесчеловечный политический режим не способен создать художественное произведение. И в пример приводился режим Франко, . . .

28.09.2016
13:59

Муки сомнений.

    Я отличаюсь от обычных зрителей произведений изобразительного искусства. Я следую мнению великого методиста преподавания литературы Гуковского. Он считал, что . . .

27.09.2016
11:14

Как изнасиловали Чуковского.

    Я еврей по советскому паспорту, но почти не испытывал в СССР бытового и государственного антисемитизма. Может, потому что не похож лицом и ментальностью на . . .

26.09.2016
22:41

Предлагаю переслать.

    - Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте - интеллектуальной экономике, . . .

26.09.2016
20:22

Скандол со Стурджесом (Sturges).

    С фотовыставкой, которую в Москве только что закрыли из-за общественного возмущения. Я уж не помню, в каком это фильме было… С какой кинозвездой в роли… Я, может, . . .

25.09.2016
11:11

Разгадать Гольбейна.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне привлечь ваше внимание собою, чтоб говорить честно. А потом, через моё ви`дение, я предложу вам посмотреть на Гольбейна. А по . . .

17.09.2016
10:04

Туман неведенья.

    Я знаю, почему мои глаза задержались на репродукциях картин этого художника – они своей как бы бледнописью напоминают некоторые вещи великого Чюрлёниса . . .

16.09.2016
10:04

Снявши голову, по волосам не плачут.

    Но, если я с плача начну, то, может, раскачаюсь и напишу что-то толковое. Чем чёрт не шутит, когда бог спит? Я стал читать “Пушкина” (1936) Тынянова. И мне как-то . . .

14.09.2016
08:30

На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.

    Я улыбаюсь. Пока я читал (с экрана) этот короткий рассказ, “Вербовка" Цыпкина, мне несколько раз пришлось лазить в поисковик и в электронный переводчик. Я . . .

10.09.2016
19:07

Авось кривая вынесет.

    Кривая – это идея, что идеал, которым движим художник, инерционен. И если я по одной песне Растеряева (см. тут) вывел, что он – ницшеанец, то и по второй смогу то же . . .

01.09.2016
19:49

Настырность.

    Я уже понял, что это перегиб – объявлять художественным только то, что содержит сколько-то элементов, рождённых непосредственным воздействием подсознательного . . .

28.08.2016
08:44

Почему мне не понравилось?

    Не понравилось мне кино “Дом Солнца” (2010) Сукачёва. Покопавшись в себе, я понял, мне кажется, почему. Потому что это тенденциозный фильм. Недавно я услышал вообще . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100