Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
14.04.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.04.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.04.2016 |
Раб автора. Это я – раб автора. Войтинского. Когда смотрел его фильм “Призрак” (2015). И даже после. Ну полная невероятица там нагромождена. Абсурд, можно сказать. Или я плохие слова нахожу… Как назвать разнузданную выдумку, которую на полном серьёзе выдают за явь? Вспомнил эпизод из “Приключений Шурика”, как Балбес лежит, накрытый одеялом, выпростав руки и вытянув ноги, торчащие из-под одеяла. И вдруг запустил одну руку под одеяло и почесал ею пятку (ног не согнув). Секунда – и действие, как ни в чём не бывало, летит дальше. – Весело всем. Режиссёру, артистам, зрителям… Ну что делать, когда радость жизни брызжет! Я совершенно понимаю, почему я так отдался режиссёру – очень уж нравящуюся мне идеологию бесшабашности он проводит (которую я в жизни своей или совсем не проводил никогда, или жил так несколько секунд за всю жизнь). Или это не то было? Королёв, вроде, у Гагарина спросил перед полётом: “Боишься?” - “Нет”, - ответил Гагарин. – “Почему?” - “Уверен в вас”. И Королёв его, вроде, пожурил, что это – смелость за чужой счёт. Хорошо. Когда я, доверяя руководителям, прыгал через обвал на тропе (да и все 50 туристов прыгнули, не раздумывая, когда внизу был километр, наверно, пропасти), - тогда пусть это была смелость на чужой счёт… Но когда я лез на втором этаже из окна в окно по карнизу сантиметра в четыре… - Это что было? Я не был пьян (как в другой раз, когда тоже на второй этаж взбирался по двухсантиметровым выступам в стене). Я просто был уверен в себе. Очень уж близко были окна друг от друга. Я мог одновременно вцепиться пальцами в рамы обоих окон. Я даже адреналина не почувствовал. – Я и над пропастью, помню, адреналина не почувствовал: очень уж много людей ничтоже сумняшеся передо мной и после меня прыгнули через те полметра отсутствующей тропы. Адреналин я помню от горы Новый Свет, когда был влюблён и, кажется, любим. Под ногами был не километр, а пару сот метров, и не отвесной стены, а склона, градусов под 60 (зацепиться, впрочем, там было не за что: и там ничего не росло, и каменистая гора, помнится, блестела от гладкости), но зато тропа была шириной меньше полуметра, помнится. Так что тяжеленный рюкзак за спиной цеплял за этот 60-тиградусный склон, и надо было, чтоб не цеплять, идти, слегка повернувшись туловищем к этому склону (это было тем лучше, что можно было не смотреть на море внизу; и нужно было не смотреть, чтоб голова не закружилась). Одна пара отказалась идти, и им было назначено, где потом встретимся, когда мы обогнём эту скалу. А я, если б отказался, потерял бы всю будущую жизнь, потому что руководительницей была моя будущая жена. И мне даже в голову не пришло тоже отказаться. А зато потом, до конца дня (там, за поворотом, был ещё и кусок обвалившейся тропы – опять), я чувствовал, что не хожу, а как бы летаю – адреналин… А вообще, я расчётливый человек. Потому, наверно, и впадаю в упоение, если мне предлагают посопереживать с героем, который трус, а поступает, очертя голову. Ваня Кузнецов – последний человек в классе (каким и я был). И хождение по карнизу на каком-то этаже – это были у него ещё цветочки. Он, неделю поучившись, с самолётом справился… И заикаться перестал. И как-то веришь, что из-за ТАКОГО перерождения от, как ему показалось, разделённой любви к первой красавице класса сама эта красавица к нему – ну совсем ей он не пара – что-то почувствовала и испугалась в конце, не стал ли он опять заикаться, и искренне обрадовалась, что не стал. И – они, счастливо взявшись за руки, уходят… И дождь им нипочём. А я – покорён. Пусть там и призрак взял шефство над Ваней. Натуральный призрак. Пусть этого призрака играет брутальный Фёдор Бондарчук (всегда и в жизни играющий себя брутального, а режиссёр в насмешку над этим его-то и пригласил играть брутального персонажа). Смех смехом, а проводится неслабая идея, что жить нужно страстями. Этика счастья. Ценен – миг. А что за ним – потом будем думать. М! Как сладко так пожить хотя бы на время киношного действия… Фабрика грёз… Почему я себя не презираю? Почему я счастлив сопереживанием? Не счастлив ли я и эстетически? Потому что режиссёр осмелился так нахально сказать, что для него ценно? Так неожиданно… Натуральный, мол, призрак… Вот захотел, режиссёр, и сделал… И знал, что все ему подчинятся. И я – первый. Хоть это – гладение меня по шерсти. Я понимаю, что я – глупый кот. И – мне плевать. Я мурлычу. Я в полной растерянности от себя: фильм для меня оказался, как монолит какой-то. Я никак не могу себя заставить начать применять свои обычные критерии хорошести: ни недопонятности никакой нет, что (недопонятность) для меня является признаком происхождения непосредственно из подсознания автора, то есть признаком настоящего искусства. Ни нецитируемости художественного смысла. Ни противоречивости “текста”… Или противоречивость есть? Мальчик-победитель очень уж непрезентабельный. Узкоплечий, тонкошеий, вид пай-мальчика. Некрасивый. Наверно, драться не умеет, раз терпит нескончаемые издёвки соучеников. Да и взять на роль супермена Фёдора Бондарчука – это насмешка. Не знаю, над кем больше: над ним или над нами. (Вид у Бондарчука очень мужественный, а мне лично как-то не известно ничего, кроме внешнего вида, что б характеризовало его как мужественного человека; общее впечатление от него, что это человек, что называется “нос по ветру”.) Или вот: Ваня учится бальным танцам. Что-что, мне представляется, а такое занятие уж точно обеспечивает раскованность поведения. Ан, нет. Не Ване. Он всё равно затурканный. А что призрак из шалопая в жизни превратился в противоположное существо, став призраком?.. Это что: нормально по принципу наоборот? Или всё-таки все эти невероятицы потому и действуют на нас как нравление, что мы очень хорошо знаем, что в настоящей-то жизни всё не так… А комедийность всего на экране – лишь условие нашего на секунду приятия, что лучший мир в действительности – возможен когда-то, раз его можно помыслить… То есть идеал Войтинского – в сверхбудущем! – Вот мне и нецитируемость художественного смысла. Надо это проверить. Что там он ещё снял? – “Чёрную молнию” (2009). _______________ Ну вот. Посмотрел. Не хочу ни слова написать. Смотрите сами. Я был прав. 11 апреля 2015 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.04.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.03.2016 |
Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.03.2016 |
Джорджио Кирико и Карло Карра.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
29.03.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.03.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.03.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.03.2016 |
Прикладное искусство Соколкина.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.03.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.03.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.03.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.02.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.02.2016 |
Почему анархия - мать порядка.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.02.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.02.2016 |
Почему я побаиваюсь современных безвестных поэтов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.02.2016 |
Коэффициент полезного действия - ноль.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.02.2016 |
То, что не захотели публиковать в другом журнале.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.02.2016 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"