Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.02.2023 |
|
24.02.2023 |
Сознание и подсознание Нестерова
|
23.02.2023 |
|
22.02.2023 |
Напрасно старушка ждёт сына домой...
|
21.02.2023 |
Есть этика счастья, а есть этика долга
|
20.02.2023 |
|
19.02.2023 |
2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов
|
18.02.2023 |
|
15.02.2023 |
|
14.02.2023 |
Теряю, теряю я ценных читателей
|
11.02.2023 |
Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову
|
10.02.2023 |
|
07.02.2023 |
Удивляют меня жители Западной Европы
|
05.02.2023 |
|
03.02.2023 |
|
02.02.2023 |
Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?
|
01.02.2023 |
Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом
|
31.01.2023 |
|
30.01.2023 |
|
29.01.2023 |
Как же я виноват перед Розановой…
Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, избегают определённости суждений. В пику я принуждаю себя к определённости даже тогда, когда у меня для неё мало оснований. Пишу ради, мол, эвристической ценности. – Ошибиться – как раз плюнуть. Вот я и привёл Розанову к полному разочарованию вообще во всём-всём на Этом свете, и беспредметность, мол, то обстоятельство выражала: образ-де метафизического иномирия, где нет горя и бед. Как и с Малевичем, мол, и его супрематизмом. Ан, оказывается… "Розанова, должно быть, не случайно отказывалась от употребления слова “цветопись” [который применял Малевич {пусть не смущает это слово в названиях вещей Розановой: не известно, как бы она сама их именовала}] и, отстаивая самостоятельность своих цветовых поисков, использовала понятие “преображенный колорит”. Примечательно, что ее имени не было в числе тех художников, кто на рубеже 1916–1917 годов подписался под “Декларацией супрематистовцветописцев” (Малевич, Удальцова, Клюн, Меньков и др.)… Вполне возможно, что отсутствие ее имени в списке не случайно и связано с тем, что она не употребляла слова “цветопись” намеренно, в попытке отстоять независимый характер своих цветовых экспериментов. Розанова старательно избегала заимствований, которые ослабили бы ее позиции как самостоятельного мастера” (Тимина). Оказывается, Малевич в подсознательном стремлении дать адекватнее образ метафизического иномирия цветописью, "писал о том, что цвет имеет нематериальную сущность, которую нужно выявить, очистить от посторонних элементов” (Там же). А Розанова, понятием ""преображенного колорита”” (Там же) искала "предельное усиление насыщенности цвета”. Думая "об освобождении цвета”: “Наше время характерно жаждой свободы, тоской по свободе, жаждой увидеть мир преображенным”, - писала она в журнале Анархия. 1918. No 9. Её угнетал раздрай между революционными партиями, усилившийся в связи с мировой войной. И, думалось, что, если сосредоточиться на конечной цели – коммунизме – то можно раздрай преодолеть. То есть "предельное усиление насыщенности цвета”, достигнутое "на законах контраста основных и дополнительных цветов” – это образ коммунизма, а не метафизического иномирия, куда бежать из Этого плохого-преплохого мира. Розанова. Беспредметная композиция. Цветопись. 1917. Расчёт подсознания Розановой, что думание про коммунизм (насыщенный цвет-свет {не цвет-краска}) залог совместности (влияние соседства друг с другом дополнительных цветов-света {когда основные три: красный, зелёный, синий}: жёлтого и фиолетового). И совместность раздраи революционеров прекратит. (Должен признать, что на мой взгляд ослепительности фиолетовому придают переливы тёмно-{1} и светло-фиолетового {2}. Где состав тёмного: красного 134, зелёного 71, синего 98, а светлого: красного 146, зелёного 72, синего 125. А ещё впечатляют как бы отсветы фиолетового в чёрном и чёрного в жёлтом. – В общем, совместна деятельность цветов.) Совместность выражает и следующий её формальный изыск: "распыление”. Розанова. Зеленая полоса. 1917. А у Малевича, наоборот, стремление от совместности: "цвет имеет нематериальную сущность, которую нужно <…> очистить от посторонних элементов”. У Малевича "мистическое преображение цвета в свет”. Вообще же это до безобразия тонкие вещи. Они вызывают естественное отторжение у обыкновенных людей. Я вспоминаю движение своих чувств от наблюдения, как учится игре на пианино мой сын. Сам я могу только одним пальцем подобрать мелодию. А он дошёл, как сказала учительница, до виртуозности. Меня это – смейтесь – возмущало: ну как можно доводить человека до такого отрыва от основной массы людей?!. – Довольно странное переживание, но оно со мной случилось. 3 сентября 2022 г.
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"