TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

04.11.2022
21:38

Господи! Помоги.

    Проблема ещё и в том, что я атеист. И мне даже некак взмолиться, если хочется. Как атеист я вполне могу и не то сказать… Мне иной раз кажется, что я похож на . . .

03.11.2022
16:36

Магия искусства

    Это началось на “Вечере с Владимиром Соловьёвым”. Маргарита Симоньян прочла двустишие: напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь. Я . . .

02.11.2022
11:30

Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат

    Война с неизбежностью способствует формированию политической (не этнической) нации украинцев. Приближение к войне – тоже. Это знал националист Корчинский, ещё в . . .

01.11.2022
09:29

Вот что это такое?

    Беру и стенографирую свои действия и мысли. Ну не без того, чтоб по памяти написать самое первое, что было, – я ж не знал сначала, что захочется стенографировать. Я . . .

31.10.2022
21:26

Трактует произведения очень странно

    Это “фэ” мне в финале статьи о картинах Шебеко одной мадам, находящей оправданное удовольствие в том, чтоб из красивых картиночных и позитивных словесных . . .

28.10.2022
13:39

Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю

    Всё – из-за метаний моих по формулам коммунизма. Мне кажется, что они скрыто влияют на подсознательные идеалы художников во времена перемен. Сейчас я посмотрел . . .

26.10.2022
10:25

Обязаловка

    Может ли быть моему читателю интересно то, про что я вменил себе в обязанность писать? Вменил. Не, как обычно: что-то забрезжило – и я бросаюсь фиксировать . . .

25.10.2022
19:17

Небывальщина

    Словами можно всё испортить… И я что-то побаиваюсь начинать говорить про живопись… Визбора. (Да-да! Он, оказывается, ещё и рисовал.) Очень лично мне дорого это имя . . .

19.10.2022
16:16

Яндыганов – звенеть этой фамилии

    Почему? Потому что он продолжил живопись подсознательно недовольных судьбой России в 21 веке. Он продолжатель тех подсознательно недовольных судьбой СССР, . . .

17.10.2022
14:10

Страдания по родине

    Начать мне хочется совсем с другого страдания. Я как-то так устроен, что область знания у меня должна быть систематизирована. Вот когда я работал, у меня на столе . . .

16.10.2022
15:26

Интимность

    Невозможно не восхититься тонкости оценки живописи как таковой у Эжена Фромантена в его книге “Старые мастера”. Предположим, он говорит о Делакруа: . . .

15.10.2022
18:53

Проклятье формализма

    Один многозначительный разговор: Художник: “Я всегда думал: что мне не нравится в Саврасове, в его грачах? Вроде бы детали великолепно прописаны. А оказывается, . . .

13.10.2022
09:28

Честность и нечестность

     

    В чём нравственная вина многих и многих искусствоведов, получивших специальное образование и не получивших его, а подумавших, что можно получившим как-то уподобиться, если сколько-то скопировать их стиль речи – удивительно раскованный, когда говорится о, между нами, профанами, говоря, совсем не очевидном для большинства.

    Вот пример неочевидности: композиция картины Саврасова “Грачи прилетели” (1871).

    Саврасов. Грачи прилетели. 1871.

    Что я вычитал, сермяжно спросив, поисковик: “композиция "Грачи прилетели" Саврасова”?

    "За деревьями виден забор и деревянная церковь с колокольней, а дальше — бесконечные поля с уже разлившейся рекой, и простираются они до самого горизонта. Эта равнина придает картине ощущение бесконечности и пространственности. Чтобы усилить ощущение пространства, художник чуть изменил перспективу. Передний план выглядит так, будто художник писал картину находясь близко к земле.

    Но тогда горизонт был бы ниже, хотя на пейзаже находится по центру холста. Замысел художника был таков: он хотел, чтобы обратили внимание на дальний план, на равнину, которая играет в пейзаже немаловажно смысловую роль” (https://olga-dubova.ru/istoriya/savrasov-aleksej-grachi-prileteli-opisanie-kartiny-analiz-sochinenie.html).

    Зачем Саврасову понадобился такой выбрык композиции (давно, впрочем, известный, ещё с “Афинской школы” Рафаэля)?

    Про Рафаэля можно думать, что его подсознательный идеал гармонии низкого (обобщённый символ Аристотель) и высокого (обобщённый символ Платон) требовал равной внимательности к каждому представителю бесконечно отличающихся нюансов философий древности. Для чего надо было, чтоб они друг друга не заслонили. Что можно было сделать единственным образом. Чтоб ближние не заслонили собою дальних, надо было смотреть на ближних сверху, т.е. с высокой точки зрения (точки схода параллельных прямых, уходящих вдаль). Тогда из-за ближних оказывались, вверху над ними, дальние философы. Точка зрения на них могла теперь снижаться, и дальние как бы приближались для рассмотрения.

    Саврасов подобным образом поступил под влиянием сознательного замысла и подсознательного идеала.

    О чём говорил замысел?

    Прошло 10 лет со дня отмены крепостничества. Ничего хорошего от того, как отмена была произведена, не вышло.

    "В отечественной исторической науке традиционно выделяют три основных этапа в развитии революционного движения в России во второй половине XIX в.: а)1860-е гг. – создание революционно-демократической идеологии и первых тайных организаций радикалов” (https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1855-1881-gg/obschestvennoe-dvizhenie-1860-1870-h-gg-konservativnoe-liberalnoe-revolyutsionnoe-napravleniya).

    Вот, подыгрывая этому движению, Саврасов и нарисовал старый-престарый снег, грязный, не сегодня-завтра исчезнущий. Для чего нужно было ему смотреть на ближний снег сверху вниз с высоты человеческого роста. Или лечь на снег и оттуда его рисовать. Но тогда любая кочка или ветка заслонила б ему даль.

    А та, со всем множеством её планов, была ему нужна по требованиям подсознательного идеала.

    И это был идеал совершенно разочаровавшегося человека. Не то, что десятилетие, вот, - века проходят, и ничего в России не меняется к прогрессу. Парадокс: этим можно гордиться, что спасает от схождения с ума. И образом этой Вечности и Неизменности является сама парадоксальная равнинность России. Нигде в Европе нельзя увидеть такие дали, как здесь. Там, у них, всюду горы, более или менее высокие близкие или не очень, но видные. Красота от этого – необыкновенная. Но – другая. В России – единственная в своём роде.

    Публика-то зажглась от намёка на революцию. Но она так и не наступила десятилетие за десятилетием, и тогда на первый план выступило переживание гордости за стихийное природное величие своей страны. За некое приобщение к вечности. – Понятно, почему русские – бытийный народ, а не имущественный, как другие европейцы.

    Что-то подобное случилось и в ХХ столетии. И разочарование от передряг востребовало почти такой же, может, тоже подсознательный идеал традиционализма в… Век Прогресса, так называемый. Провал хрущёвской оттепели его востребовал с оттенком негодования. Но Бритов не негодовал, а по-прежнему гордился, как Саврасов. Бравурным цветом, декоративностью, похожей на народные промыслы. Для чего многоплановых далей и далей и не нужно было.

    Но. Привыкшему к нечестности мутиле-писаке об искусстве хочется ж и надуться и что-то своё сказать. Например:

    "Вообще, в ярких картинах первым воспринимается именно цвет, композиция подчас ускользает. Тем интереснее улавливать в композиции отсылки к Саврасову, Левитану и другим великим русским художникам. (Читала в воспоминаниях о Бритове, что в его мастерской постоянно висели репродукции саврасовских грачей и "Марта" Левитана). И вот

    Ким Бритов. Грачиная пора. 1995 г.” (Разноцветные грани).

    Казалось бы, сходится: и воспоминания, и грачи вот на самой картине на первом, можно сказать, плане, и какая-то церковка на втором. Можно блеснуть насчёт "улавливать в композиции”… Хоть не знаешь, положа руку на сердце, в чём собственно, композиция именно тут и чему она, такая-то, служит тут. – Это ж принято в этой области приятного балагурства около искусства: говорить мутно, малоответственно. Главное – чувство по поводу изливать и им заражать. Можно и вообще, в принципе, любыми словами пользоваться.

    Например, я для картины Бритова “Март. Гости приехали”. 1996 (см. тут) применил слова: "Гимн санно-лошадной России как символу традиционализма, то и дело выступающему на передний фронт Истории”. То есть горьковатую неизменность проакцентировал (как и Саврасов далью). А что наша безответственная около этой репродукции приписала? – "Бритов стремился уловить переменчивость состояний окружающего пейзажа". – Прямо противоположное свойство. – Кто прав? – У неё и вопрос о точности слова не может возникнуть, раз о такой неточной сфере речь, как живопись. Главное – уметь связно и как-то другими словами повторить то, что другие написали об этом художнике. Главное – ляля.

    28 июня 2022 г.

11.10.2022
12:37

Разгадка двух загадок Альфонса Мухи

    Мне аж противна моя изворотливость… Альфонс Муха прославился работами в стиле модерн. Это выражение подсознательного идеала крайне разочаровавшегося во . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100