TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.11.2022
09:29

Вот что это такое?

    Беру и стенографирую свои действия и мысли. Ну не без того, чтоб по памяти написать самое первое, что было, – я ж не знал сначала, что захочется стенографировать. Я . . .

31.10.2022
21:26

Трактует произведения очень странно

    Это “фэ” мне в финале статьи о картинах Шебеко одной мадам, находящей оправданное удовольствие в том, чтоб из красивых картиночных и позитивных словесных . . .

28.10.2022
13:39

Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю

    Всё – из-за метаний моих по формулам коммунизма. Мне кажется, что они скрыто влияют на подсознательные идеалы художников во времена перемен. Сейчас я посмотрел . . .

26.10.2022
10:25

Обязаловка

    Может ли быть моему читателю интересно то, про что я вменил себе в обязанность писать? Вменил. Не, как обычно: что-то забрезжило – и я бросаюсь фиксировать . . .

25.10.2022
19:17

Небывальщина

    Словами можно всё испортить… И я что-то побаиваюсь начинать говорить про живопись… Визбора. (Да-да! Он, оказывается, ещё и рисовал.) Очень лично мне дорого это имя . . .

19.10.2022
16:16

Яндыганов – звенеть этой фамилии

    Почему? Потому что он продолжил живопись подсознательно недовольных судьбой России в 21 веке. Он продолжатель тех подсознательно недовольных судьбой СССР, . . .

17.10.2022
14:10

Страдания по родине

    Начать мне хочется совсем с другого страдания. Я как-то так устроен, что область знания у меня должна быть систематизирована. Вот когда я работал, у меня на столе . . .

16.10.2022
15:26

Интимность

    Невозможно не восхититься тонкости оценки живописи как таковой у Эжена Фромантена в его книге “Старые мастера”. Предположим, он говорит о Делакруа: . . .

15.10.2022
18:53

Проклятье формализма

    Один многозначительный разговор: Художник: “Я всегда думал: что мне не нравится в Саврасове, в его грачах? Вроде бы детали великолепно прописаны. А оказывается, . . .

13.10.2022
09:28

Честность и нечестность

    В чём нравственная вина многих и многих искусствоведов, получивших специальное образование и не получивших его, а подумавших, что можно получившим как-то . . .

11.10.2022
12:37

Разгадка двух загадок Альфонса Мухи

    Мне аж противна моя изворотливость… Альфонс Муха прославился работами в стиле модерн. Это выражение подсознательного идеала крайне разочаровавшегося во . . .

10.10.2022
10:39

Зачем козочка

    По привычке начинать с себя начинаю с себя… На меня иногда находит что-то… хандра не хандра, и тогда я беру и смотрю фильм Фоменко “Почти смешная история”. И . . .

09.10.2022
19:04

Меня самого иной раз смущает моё просветительство

    Благо, формализм свирепствует, и я как-то подпитываюсь энергией ненависти к нему. Ну вот смотрите, что несут формалисты на вот такую душепротивность. Арефьев . . .

08.10.2022
23:44

Вась-вась

     

    "О чём я мечтаю больше всего, это об искусстве равновесия, чистоты, спокойствия, без сюжетов сложных и мятежных, которые были бы неизменно хороши, как для интеллигентного работника, так и для делового человека и писателя; смягчая и успокаивая мозг, они будут аналогичны тому хорошему креслу, которое дает ему отдых от физической усталости” (Доронченков. https://arzamas.academy/courses/52/4).

    Это слова Матисса. А я ему приписал самое крайнее из крайних разочарование в Этом скучном-прескучном мире – ницшеанство как подсознательный идеал, то есть принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Гоген, мол, тоже ницшеанством вдохновлённый, протестовал против мелкого мазка импрессионистов широким мазком (и это было корёжение натуроподобия), Матисс такой же идеал, такой крайний протест выразил целыми большими однотонными территориями. – Всё логично и на идеальном и на материальном уровне.

    Я даже берусь объяснить, откуда в сознании берутся такие благостные слова, как я процитировал. Ведь большие однотонные плоскости это ещё большее корёжение натуроподобия. Сознание ж не велит руке подчиняться шёпоту подсознательного идеала, валяй, мол, как это ни не принято. Так если подсознательному шёпоту этому рука всё же подчинится, то подсознательный идеал прекратит же свой напор. И что ощутит сознание? – Благодать. Конец напряжения. – Художественные натуры люди несколько детские. Не их уму копаться в себе, что именно произошло. В сознании подсознательного идеала нет. Вот и пишет Матисс словами тишь, гладь и божью благодать.

    А кругом свирепствуют формалисты. А большие однотонные площади это ого, какая новизна. А в моде стала именно она, новизна. – Всё! Слава приобретена. Пусть и не без сопротивлявшихся поначалу.

    Мне б только найти что-то медицинское, что до ТАКОЙ Скуки Матисса довело, что он подсознательно аж из Этого мира побежал.

    И я нашёл такое медицинское:

    "В 1889 году в возрасте 21 года Матисс страдал от острого аппендицита. Врачи смогли сделать ему операцию и снять воспаление, но восстановление продолжалось длительное время. Для борьбы со скукой, мать подарила…” (https://dzen.ru/media/artist/anri-matiss-7-faktov-biografii-hudojnika-5b5309f39b38ef00a9d99dad).

    Не важно, что мать подарила ему коробку с красками, никогда до того им не пользуемыми. Можно думать, что от отчаяния, что сын очень уж унывает, а болезнь не отпускает. И тогда всё становится вась-вась.

    Хотя… Он же не сразу дошёл до сногсшибательного дикого декоративизма, вспоминающегося при имени Матисса.

    Матисс. Мастерская Гюстава Моро. 1894-5.

    И так далее. Вплоть до, пожалуй, такого.

    Матисс. Пейзаж, розовая стена. 1898.

    И что делать с временным разрывом в придуманной мною логичной истории?

    Делать можно, но невероятное. Что с самого начала у него было то, к чему он пришёл потом. Но из-за полнейшей несусветности все обругали, и он не сохранил. Но чувство полного освобождения запомнилось, и он стал стремиться к его повторному достижению.

    Или в принципе приемлемая идея?

    Ещё надо бы – ницшеанцы так невольно делают – обнаружить прямой образ иномирия, который жутковатый. Например, в знаменитом “Танце”.

    Матисс. Танец. 1910.

    Репродукция, думаю, хорошая: из Википедии, со ссылкой на Эрмитаж.

    Словами же Матисс просто врёт:

    ""Фовизм был для меня испытанием средств: как воедино разместить рядом синий, красный и зеленый цвета. Исходный пункт фовизма – возвращение к красивым красным, красивым желтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин" – Цит. по: Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С.56”.

    Картина была б такая, если б по его словам и если б выражалась только светлая радость, как хотело его сознание.

    Что фовизм Матисса в глубине души происходит от чего-то негативного, намекает и натурокорёжение фигур. Не может у второй слева так торчать её правая лопатка, особенно, обращая внимание, что её правая грудь опущена ниже левой. У неё же вряд ли б было, как в натуре, возможно такое истончение ляжки в месте соединения той с ягодицей. У неё же немыслимой толщины её левая икра. У неё же, возможно, слишком коротка длина левой ступни (1/6 роста). У третьей слева какой-то непорядок с левой ягодицей, правая ляжка у неё толще левой в полтора раза. Разной толщины ляжки и у четвёртой слева. Самое смешное у первой слева: большой палец её правой ноги оказался на месте мизинца. Ну и безгрудая она.

    Чего образы это корёжение натуроподобия? – Думаю, крайней непереносимости скуки Этого мира, сделанного по правилам и законам. То же выражают и какие-то неблагообразные позы этого танца. Непереносимость – такой силы, что мы видим как бы предвзрыв, предполагающий взрыв такой силы, что он вышвырнет смотрящего и сочувствующего и вообще всех в иномирие, вон из Этого мира.

    Без искажения анатомии

    Жерар Рансино. Танец в честь Матисса. Париж. 2009. Фотография.

    сила предвзрыва ощущается гораздо слабее. Фотография оказывается слабой иллюстрацией ницшеанства Матисса, может, и околоискусством. Тогда как у Матисса это художественное произведение, т.е. выражающее подсознательный идеал (ницшеанства), т.е. ЧТО-ТО, словами невыразимое у обычных людей, и могущее быть словами выражено лишь приблизительно специалистом по интерпретации или талантливым зрителем.

    И все перечисленные корявости Матиссом сделаны невольно, в угоду своему подсознательному идеалу, осознаваемому лишь как вдохновение неведомо чем. И вдохновение это исчезает, превращаясь в наслаждение (каким бы ужасным ни было содержание идеала, неведомого сознанию), только после того сознание сдастся подсознательному идеалу и разрешит руке сделать то, что невнятно шепчет подсознание (у него ж слов нет!).

    Отсюда, кстати, муки слова у литераторов и плохие варианты у живописцев.

    Матисс. Танец. Первый вариант.

    Тут, вроде, и корёженния анатомии меньше.

    Но видно, как в главном варианте он и сознанию потрафил, аналогией "тому хорошему креслу”. Женщины ж – это красота. Так тут у него силуэты плоские с обозначенными грудями и с рожами, а в главном – рельефы форм там и сям, лиц не разберёшь. И какое-то неуловимое изящество.

    Вот где красивее?

    Слева. И не только потому, что справа правая нога растёт откуда-то из непонятно чего. А ещё потому, что слева – без груди – получается особенно размашистая дуга.

    А тут?

    Опять слева. Потому что ритм согнутых в колене правых ног меньше перебит.

    Сознание Матисса вдвойне удовлетворено: и неясное вдохновение разрядилось корёжением натуроподобия, и изящество достигнуто.

    .

    Не стыдно ли мне так улетать в эмпиреи, когда впервые после Великой Отечественной войны мобилизация в стране? – Именем будущего не стыдно. В искусстве люди будут жить. Не в развлечениях – те пустышка. Не в труде – роботы будут работать. Не в спорте, он всё существо, подсознание включая, не захватывает. А неприкладное искусство – захватывает. Испытывает сокровенное человека и тем поддерживает его в человеческом состоянии. В пику нашим врагам, идущим по пути превращения людей в киборгов и в манипулируемых. Тем, кто умеет открывать всегда скрытый художественный смысл произведения неприкладного искусства, не поманипулируешь.

    23 сентября 2022 г.

07.10.2022
16:43

Как я оторвался от масс

    Я почему-то жил граждански активным человеком. А то было время, - после шестидесятничества, - когда все привыкли, что гражданская активность только формально . . .

06.10.2022
09:27

Читаешь, все слова русские, а ничего не понятно

    Это я опять в претензии к искусствоведу. Мне в самом начале эстетического самообразования повезло – попалась книга Гуковского “Изучение литературного . . .

04.10.2022
09:30

В отчаяньи он написал…

    У антисоветчицы Яхиной в очень вкусно написанном романе “Дети мои” есть такое замечание: несмотря на репрессии 30-х годов и общий молчаливый страх взрослых дети . . .

03.10.2022
20:04

Расслабиться хочется, что ли…

    Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения . . .

02.10.2022
14:35

А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?

    А что: болгер я или не блогер, если у меня есть канал в Яндекс-Дзене? К тому же я отношу себя к глубинному русскому народу, который, пишет Ципко: "с поразительным . . .

01.10.2022
17:52

Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)

    Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100