Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
01.11.2022 |
|
||
31.10.2022 |
Трактует произведения очень странно
|
||
28.10.2022 |
Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю
|
||
26.10.2022 |
|
||
25.10.2022 |
|
||
19.10.2022 |
Яндыганов – звенеть этой фамилии
|
||
17.10.2022 |
|
||
16.10.2022 |
|
||
15.10.2022 |
|
||
13.10.2022 |
|
||
11.10.2022 |
Разгадка двух загадок Альфонса Мухи
|
||
10.10.2022 |
|
||
09.10.2022 |
Меня самого иной раз смущает моё просветительство
|
||
08.10.2022 |
|
||
07.10.2022 |
|
||
06.10.2022 |
Читаешь, все слова русские, а ничего не понятно
|
||
04.10.2022 |
|
||
03.10.2022 |
|
||
02.10.2022 |
А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?
|
||
01.10.2022 |
Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания) Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по коммунальной квартире, вытягивая из него сладкие звуки неаполитанских песен о любви. Мне они казались сладкими. Это слышалось, наверно, ужасно, но я так любил эти песни… Кто-то сказал бы мне тогда, что кончать жизнь я буду в кажущейся дикой ненависти к прикладному искусству… А совсем недавно, когда я уже экстремистски “воевал” с прикладным искусством, дипломатии ради называя его второсортным по сравнению с неприкладным, я вдруг поймал себя при каком-то случае, что я знаю много мелодий песен с фестиваля в Сан-Ремо. Тот начал проводиться с тех же лет, что я на скрипке пиликал. Так если неаполитанские песни я усваивал из кино и радио, то из Сан-Ремо совсем не помню, как. Много у меня грехов в моей “войне”… Буквально таю (а иногда плачу) от протяжных русских народных песен… А взрослел и матерел я при расцвете авторской песни. Так, о счастье, оказалось, что они все по моему суждению оказались произведениями неприкладного искусства. Все! Даже у самых незнаменитых авторов. Причём у меня есть сильное доказательство (его статистическую силу я прошу принять на веру), что это именно произведения неприкладного искусства. По-моему, в неприкладном художественный смысл это подсознательный идеал автора. Когда мне открылся мир авторской песни (через мою будущую жену, а она было некой величиной в том мире), большинство авторов по подсознательному идеалу были левыми диссидентами. Они были за настоящий социализм, настоящесть которого состояла в ежедневном увеличении доли самодеятельности за счёт потакающего государства, вплоть до исчезновения этого государства, что означило б наступление коммунизма. Так вот, - вполне в соответствии с неданностью подсознательного идеала сознанию автора, - в песнях левых диссидентов не было никакого социализма, государства, самоуправления и т.п. По-моему, это сильный довод. Ну и вы, читатель, понимаете, что новый вал творчества “от ума” произошёл от ужасов Великой Отечественной Войны. Лебедев-Кумач Святое слово месть
Да, этот великобританец Добренко, совершенно не обязан отслеживать теоретические потуги такого приблудного пса в науке об искусстве, как я. То же относится к редакции журнала “Русская литература № 3 2019 года". Но представьте, с какой сластью я читаю и держу насмешническую фигу в кармане при таких, казалось бы, объективных словах этого Добренко: "…если довоенная идеология апеллировала к пусть и утопической, но все же рациональности, то культура времени войны была направлена на вызов едва ли не первобытных атавистических инстинктов, таких как ненависть и месть. Чтобы их вызвать, культура должна была опроститься, обратившись к своеобразной живописи. Живописание страшных картин жертв и разрушений становится своеобразной “художественной стратегией” искусства периода войны… Разумеется, видеть происходящее могли далеко не многие — только передовые части на фронте. Задача же состояла в том, чтобы путем живописания, т. е. непосредственного изображения, передать страшные картины войны… Здесь уже полностью действуют законы “живописи”… Портрет монстра, изображенный популярным советским поэтом, сопрягает в себе сладострастие и насилие или, точнее, сладострастие от насилия ("Он выколет глаза и череп разобьет”, “Со сладострастьем бешеных зверей / Глумятся изверги над каждым трупом детским, / Насилуют сестер, калечат матерей”)... Автор оказывается на краю “последней откровенности”, когда эротическая пружина пробивает ткань литературности. В приведенных описаниях результат доминирует над процессом — сцена закончена; но особый эффект подобных картин связан с позицией рассказывающего (чаще всего очевидца) — перед нами особая форма отчуждения, когда в отношении к описываемым событиям занимается неадекватная позиция — возмущения, гнева, желания отомстить, но очевидный садомазохистский эротизм сцен как бы не замечается автором и потому должен восприниматься читателем как исключительно его достояние. Этот оптический выбор — определенно просчитанная тактика нарратора. Текст такого рода говорит все меньше о противнике, его функция не в том, чтобы показать “лицо гитлеровской армии”, а в том, чтобы направить агрессию на читателя: это особый фокус отражения — уже через читателя агрессия должна перенаправиться на противника; “убей его” означает: вначале “убей себя””. 19 июня 2022 г.
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"