TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же…

    Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили.

    По несчастью или к счастью...

     

    По несчастью или к счастью,

    Истина проста:

    Никогда не возвращайся

    В прежние места.

    .

    Даже если пепелище

    Выглядит вполне,

    Не найти того, что ищем,

    Ни тебе, ни мне.

    .

    Путешествие в обратно

    Я бы запретил,

    Я прошу тебя, как брата,

    Душу не мути.

    .

    А не то рвану по следу —

    Кто меня вернёт? —

    И на валенках уеду

    В сорок пятый год.

    .

    В сорок пятом угадаю,

    Там, где — боже мой! —

    Будет мама молодая

    И отец живой.

    И теперь мне предстоит холодно разобраться, почему это произошло. Наука, она такая: безэмоциональная. Можно сказать – аморальная.

    Теорию я знаю. Это теория художественности по Выготскому. Противоречивые текстовые элементы вызывают осознаваемые противочувствия и столкновение их вызывает в восприемнике неосознаваемого содержания катарсис, который внешне проявляется, например, в неожиданных для восприемника слезах. Проблема анализа состоит обычно в том, что текстовые противоречия почему-то не ощущаются как противоречия.

    Но у меня было подспорье – старая статья моя о другом произведении Шпаликова. И там я вывел, что он от отчаяния, что даже хрущёвская оттепель, - оттепель, казалось бы, - не выводит страну из лжесоциализма в социализм, и коммунизма не будет… Что он от такого отчаяния впал вообще в индивидуалистское (!) разочарование в Этом мире – в ницшеанство, которое подсознательным идеалом имеет принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Там вообще и физика другая. И нет этой душу разрывающей преходящести каждого мига. Каждого! Мига! Которые бесценны. Там "мама молодая И отец живой”.

    (Я сейчас опять зареву.)

    Ложный ход у стихотворения сначала. Убаюкивает. Есть способ не переживать из-за неприятия такой обыкновенности, как ход времени. Бежать, высуня язык, только вперёд. И вперёд. И вперёд. И не оглядываться. И потерять себя. И тогда, вроде, нет самой смерти в Этом мире. Тебе ж не до неё – ты бежишь.

    И это малодушие. Так жить нельзя. И Шпаликов в 37 лет покончил с собой в 1974 году.

    А ещё в 1960-м, в сценарии “Причала” (который у меня был разобран), он ещё был коллективист и от отчаяния, что коммунизма скоро не светит, отнёс его свершение в сверхбудущее от отчаяния. Он ещё был сверхисторическим оптимистом.

    И вот – крайности сходятся – стал ницшеанцем, сверхиндивидуалистом. (Жаль, даты создания этого стихотворения нет.)

    Что ж сталкивается? – Приятие преходящести с неприятием. А результат – вообще иномирие, где времени нет. Принципиально невозможное. Но! Когда в катарсисе дан его, скажем так, образ – впечатление, что сокровенное достигнуто. И наступает облегчение. В плаче.

    14 сентября 2022 г.

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100