Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
30.09.2022 |
|
29.09.2022 |
Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника
|
27.09.2022 |
И фамилия-то какая – Поперштейн
|
26.09.2022 |
Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм
|
25.09.2022 |
|
24.09.2022 |
|
23.09.2022 |
|
23.09.2022 |
|
22.09.2022 |
|
21.09.2022 |
Причина заморочки со спиралью в живописи
|
19.09.2022 |
|
18.09.2022 |
Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться
|
17.09.2022 |
|
16.09.2022 |
Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.
|
14.09.2022 |
|
13.09.2022 |
Художник Мыльников и современность
|
11.09.2022 |
|
04.09.2022 |
В Советском Союзе секса не было
|
03.09.2022 |
Упрёки формалисту
Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я вижу, что Мыльников с тех пор, как усомнился в Справедливости как универсальной ценности ("Изобилие” 1955), не только впал в пробуддизм, но и то и дело взрывается против обмана вокруг Справедливости (“Пробуждение”, 1957, Занавес Кремлёвского дворца съездов, 1961, "Прощание”, 1975). – Психологически это можно принять: не так уж сильно владеет его подсознанием идеал пробуддизма, и то и дело уступает возмутившейся активности души. Догма звучит иначе: что идеал – это сильное явление, сопротивляется своему исчезновению и замене. Но я ж не догматик. Итак, что преподнесёт Кудреватый? "Для другого типа пейзажей Мыльникова характерен более динамичный, напряженный модус. Он достигается в тех случаях, когда художник применяет особый тип композиции — так называемый “букет”, “веер” или “взрыв”. Основание, из которого вырастает подобная структура, чаще всего имеет слегка выпуклую, дугообразную форму, еще больше оттеняющую радиальную направленность линий стволов деревьев. Скосы, срезы угла картины этими линиям могут быть весьма разнообразны: от незначительных, захватывающих лишь самый край полотна, до почти совпадающих с диагональю. Это, например, “Пейзаж” (1970), “У озера” (1974), “На берегу” (1974)”. Мыльников. Пейзаж. 1970. Мыльников. У озера. 1974. Мыльников. На берегу. 1974. Ну, во-первых, “У озера” мало чем отличается от картины “Светлый день”, 1975 (см. тут). То же истаивание лица и не только: тонких веток, дальнего леса, - та же индифферентность поверхности воды по отношению к тому, что полагается ж отражать берега. Та же задумчивость и малочувствие. Совершенно не ощущается взрыв в том или ином наклоне всех деревьев справа вправо и в наклоне почти всех деревьев слева влево. (Это уже не первый раз я не чувствую того, что пишет, что чувствует Кудреватый. Я подозреваю, что над ним довлеет иногда дурной формализм – натягивать знакоподобное на композицию.) Не чувствуется взрыва* и в картине “На берегу”. А вот ветер (выстроились мазки сверху слева вправо вниз там, где зелень) есть. Порыв, что ли, местный? Потому что гладь воды остаётся неколебимо ровной. Но главное – прямо мраморность совсем раздевшейся женщины. – Воплощённое бесчувствие к ветру. Что навевает всё же тот же пробуддизм. Остаётся порыв ветра в “Пейзаже”. Он выражен ивоподобными ветвями. И опять никакого ощущения взрыва. Белый и тёмный чахлые вертикальные стволы слева и справа картины взрыву противостоят. Можно думать, что и строго вертикальная фигура человека тоже выражает бесчувственность к ветру, как – гораздо лучше – выражает это мраморность женщины в картине “На берегу”. Чего я не понимаю, это белизны в небе слева у горизонта. Вряд ли тучи заволокли всё небо, и только там остался разрыв. Скорее это незаконченность работы. Правда, её очень дорого продали – за 610 тыс. руб. Но зато в этом же месте это названо этюдом. А этюду запросто быть неоконченным. В общем, увы, формалистские потуги Кудреватого опять навели меня на сомнения. 6 июня 2022 г. * - Зато чувствуется врыв тут. Как мажорный аккорд. И “Основание, из которого вырастает подобная структура, <…> имеет слегка выпуклую, дугообразную форму, еще больше оттеняющую радиальную направленность”. И сам остров выпуклый, и солнечные пятна в тени нарочито вытянуты в одинаковые линии и радиально направлены: в центре – на зрителя (сверху вниз), справа – на “юго-юго-восток”.Мыльников. Островочка. 1996. - Зато всё остановилось в небе и в воде. И фигуры истаяли – еле видны. И как бы слышишь тишину. И ощущаешь уравновешенность из-за симметрии кругообразности в кронах, в пруду. 8.06.2022.
|
02.09.2022 |
223-я годовщина рождения Пушкина
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"