TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

28.08.2022
19:56

Ай, да Алина! (Кабаева)

    Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения . . .

27.08.2022
19:45

Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)

    Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то . . .

26.08.2022
09:03

Что понимает свинья в апельсинах

    Можно привести множество примеров, когда именно дилетант решал ту или иную проблему… Творческие люди всегда были в поиске, поэтому не были догматиками, им не . . .

25.08.2022
19:18

В чём русская исключительность? – В неброскости

    Я не взялся за эту статью, пока случайно не открылась мне на одном сайте картина Остроухова “Речка в полдень” (1892) без правой части, некрасивой (надо было . . .

24.08.2022
11:25

Плохой принцип: наоборот

    Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова: "Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для . . .

23.08.2022
19:24

Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь

    И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, . . .

22.08.2022
16:21

Почему был и сплыл Русский художественный союз

     

    Я, впрочем, предполагаю, что он сплыл. В интернете о его исчезновении ничего не нашёл. Но чую, что сплыл.

    Его организовали в 2017 году. И по его манифесту было видно, что это мёртворождённое дитя. – Почему? – Потому что не вокруг тайны объединялись. Не вокруг ЧЕГО-ТО, словами невыразимого.

    Как-то так получается, что, хоть подсознательный идеал художника не принятая категория, но большинство, - художников, по крайней мере, - живут так, словно она общепринята. Только табу какое-то существует на произнесение этого словосочетания. Которое было широко в ходу во время оно. Только другими словами – боговдохновлённостью именовалось.

    Ну вот давайте пройдёмся по тексту Манифеста.

    "Цель и задачи Союза

    ​Возрождение национальной идентичности средствами искусства. Создание и развитие современной творческой индустрии на основе объединения патриотических сил”.

    Содержание подсознательного идеала не должно обозначаться словами. Какой тогда это подсознательный идеал? Подсознательный не дан сознанию.

    Патриотизм должен родиться из осознания, что произведения страна рождает зачастую – неприкладного искусства. То есть рождённого подсознательным идеалом. Каким – не важно. Важно – что подсознательным.

    Я применил слово “зачастую” не зря. Это большая редкость – произведение неприкладного искусства. Вся история искусства есть редкий пунктир, где чёрточка – произведение неприкладного искусства, а длинный пропуск между чёрточками – это произведения прикладного искусства. Понимаемого, как усиление переживаний о в общем знаемом. Идеологическое искусство, к которому примыкает патриотическое, чаще всего оказывается прикладным. Идея – это слова. Вот и… И патриотизм – в общем знаемое. Вот и опять и…

    Нет, всё может оказаться в ранге подсознательного идеала, если содержание идеала уплывёт из сознания в подсознание. А пока не уплывёт – имеем то, что написал Пушкин: “Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен”. И – творит произведения прикладного искусства, в частности, эпиграммы и т.п.

    Такое уплывание идеала в подсознание – это неуправляемый акт. И нельзя его от кого-то требовать. Но в “Русский художественный союз” надо принимать, только тех, кто хоть раз создал ЧТО-ТО, словами невыразимое. Так и получится высочайший уровень союза.

    А сочиняющих патриотические произведения, в которых нет ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, не принимать!

    Это и будет возрождением (относительно СССР) национальной идентичности, которая состояла в высоком уровне культуры советской творческой интеллигенции. "Запад опасался не столько военной мощи СССР, сколько его интеллектуального, артистического и спортивного потенциала” (А. Зиновьев).

    Произведений неприкладного искусства в стиле соцреализма у советских творцов не было: он был принципиально невозможен, ибо насаждался. Зато было много произведений, не разгаданных властью и критикой, чем, подсознательным, они вдохновлены. И во власть и в критику, видно, был искусственный (идеологический) отбор, и там собирались люди с плохим художественным вкусом, что и обеспечило высокий уровень искусства в стране. Они слышали мнение людей с хорошим вкусом и…

    "Высокий стиль как выразитель идентичности

    ​Будучи эмоциональным проводником традиции, социального опыта, искусство обладает огромной силой воздействия на сознание людей. Визитной карточкой нации в каждую эпоху является Высокий стиль. В нем концентрируются идеалы, знания, жизнеспособная философия и технологический уровень”.

    Надо бы сменить, что именовать Высоким стилем. И называть им произведения неприкладного искусства. Вне зависимости от содержания подсознательного идеала, которым произведение вдохновлено. Перечень типов подсознательных идеалов очень ограничен, в веках повторяется и наиболее характерный цикл такой по стилям: Раннее Возрождение, то, что Лосев назвал обратной стороной титанизма, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение, маньеризм, барокко. Характерность обеспечивается сосредоточенностью этих стилей в Италии, которая из-за раздробленности была как бы в стороне от великих общественных идеей Западной Европы, что лучше: папство или империя. Италия была оставлена для частной жизни малых коллективов. В том числе для частного предпринимательства. А неприкладное искусство только в небольших коллективах и может жить. И родилось (синхронно с рождением человека) тоже в стаде. В больших коллективах заботы осознаваемые. Они рождают произведения прикладного искусства.

    Поэтому ни знания, ни технический уровень на рождение произведений неприкладного искусства не влияют. Что хорошо для желаемого традиционализма.

    "Для Церкви Высокий стиль — проекция Логоса на мирскую жизнь. Для науки — адвокат знаний и высоких технологий. Для государства — проводник патриотизма. Для искусства — реализация идеи универсального, коллективного произведения о совершенной человеческой природе, идеи, которая была близка и Платону, и Вагнеру, и Гегелю, и русским философам начала 20 века. На бытовом уровне Высокий стиль свидетельствует о таком неуловимом качестве, как человеческое счастье”.

    Тут много красноговорения и мало правды относительно неприкладного искусства как высшего. Особенно мало правды в связи с Церковью, по вышеприведённым причинам.

    "Противоположностью Высокого стиля в любой момент истории является пошлость — выражения эгоизма, своекорыстия и потребительства. Именно такой момент Россия переживает последние четверть века. Отсутствие развитого символического поля, внятной культурной политики, авторитета современного искусства и художников мирового уровня – свидетельствует об упадке творческой индустрии. Именно поэтому Россия пока проигрывает Западу на территории так называемой soft power”.

    Идеал Личной Пользы (эгоизма, своекорыстия) как раз относится к кругу переживаний частной жизни, которые и вызывают подсознательные идеалы. И такое произведение как “Доктор Живаго” как раз и был вдохновлён таким идеалом, что и было почувствовано советской властью и подвергнуто гонению из-за безвкусия власти и критики. У меня, наверно, больше вкуса, если я, сумев преодолеть нестерпимую скуку поначалу, в конце читал – как по облакам ходил.

    Пастернак, поймал дрейф идеала Личной Пользы из сознания в подсознание и спознался с Аполлоном. Но вообще это редчайший случай именно для такого идеала. В подавляющем большинстве случаев шкурный интерес не даёт себе из сознания уплыть. И потому из всех типов подсознательных идеалов этот наименее уважаем у художников. И потому манифест в каком-то смысле оказывается правым насчёт причины упадка культуры с торжеством Потребления при реставрации капитализма.

    "В разное время в России совершались попытки осмысления и адаптации художественной традиции. Один из ярких примеров прошлого столетия — “Общество возрождения художественной Руси”, созданное в 1915 году. Целью общества было “знакомство с русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшее его преемственное развитие в применении к современным условиям”. Общество объединило лучших представителей русского “модерна” (Васнецова, Билибина, Щусева, Нестерова, Рериха и др.), видных аристократов, великих князей, архиепископов, крупных предпринимателей”.

    Заблуждение. Модерн был реакцией на стандартизацию жизни от индустриализации. Реакцией до крайности острой. Вместе с другими бедами времени: скукой свирепствовавшего в науке позитивизма, скукой от упадка религии, скукой всё более сытой жизни для всё расширяющегося среднего класса, - названные художники подсознательно захотели вообще удрать из Этого мира с его порядком и причинностью в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. – Как такое выразить? Они нашли, как: противоречием как бы мёртвого одушевлённого и оживляжем неодушевлённого. Столкновение противочувствий от этих “текстовых” противоречий рождало в восприемниках катарсис, а в душах художников успокоение: подсознательный идеал оказывался как бы достигнутым из-за того, что его выразили. – Это было произведениями неприкладного искусства. Но. Это ни было дано сознаниям художников, ни сознаниям критиков в чётком виде. До сих пор. Раз такой аморальный в некотором смысле идеал ассоциирован с Россией. (Почему аморальный? – Да потому что ничто земное не ценно. И обычно-религиозное тоже.)

    От не данности сознанию иные из них церкви расписывали. Но самые чуткие церковники протестовали.

    Вот так и можно двигаться от абзаца к абзацу по манифесту и громить каждый из них.

    Как такая нечуткая к неприкладному искусству затея могла стать прочной? – Да никак!

    17 августа 2022 г.

21.08.2022
20:16

Разгадка явной загадки у художника Мыльникова

    Зачем он втюхал цифру 8*** в картину, написанную к 30-летию Победы? Мыльников. Прощание. 1975. Кудреватый, не объясняя, зачем именно 8, исходя из формалистский . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100