Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.12.2021 |
|
10.12.2021 |
|
09.12.2021 |
Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)
|
08.12.2021 |
|
07.12.2021 |
|
04.12.2021 |
Почему мне не нравятся тексты Антона Долина
|
03.12.2021 |
Ну совершенно безумная сложность и тонкость
|
02.12.2021 |
|
01.12.2021 |
|
30.11.2021 |
|
29.11.2021 |
|
26.11.2021 |
|
25.11.2021 |
Поймал на проговорке (о Микеланджело)
|
23.11.2021 |
Может ли понравиться безобразное?
|
22.11.2021 |
|
21.11.2021 |
|
19.11.2021 |
Мне всё можно Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе разрешить большую смелость в толковании произведений. И вот я считаю Добужинского продолжателем выражения того, что выражал стиль модерн, представители которого были угнетены наступлением железного века капитализма, с его массовым производством, конвейерами, стандартной серийной продукцией, что смыкалось с общей гуманитарной тоской конца XIX и начала ХХ века: с несчастным положением веры, задавленной наукой, с несчастным положение самой науки, впавшей в пошлость позитивизма, всё как бы понимающего без углубления, с мещанской сытостью особенно Запада, из которого ушла эпоха революций. В России, правда, она, вот, есть, но… По очень большому счёту – всё равно. Добужинский. Домик в Петербурге. 1905. Тоска непонятная. Что-то оппозиционное выражению “довлеет дневи злоба его”. "…заботу о сегодняшнем дне Он допускает, как необходимую по причине слабости тела, а запрещает заботу о завтрашнем дне, как излишнюю. Завтрашний день и сам будет иметь опять заботу о самом себе, т.е. о том, что нужно будет человеку в этот день. Некоторые же говорят, что выше Он совершенно уничтожил заботу для могущих (исполнить это), – а здесь допустил заботу о теперешнем дне для более слабых” (https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.6:34&r). Оппозиция скуке от ежедневной суеты повторения всё одного, в общем, и того же – это ясно. Но сверхчеловек мерещится у Добужинского, а не сильный верою христианин. Христианин тоже недоволен жизнью. Так для него это естественно – он верит в Царствие Божие на небе для бестелесных душ. Пусть умрёт от голода, не поевши дневи и дневи и дневи – так и хвала за пренебрежение Этим миром ради Господа. Но у Добужинского злость на Этот мир за саму преходящесть мига в ней! Для того тут снежинки. Вот она есть, и вот её уже нет. А каждая – с индивидуальностью ж! Вот бы – в иномирие! Где всё – не так, как в Этом мире (ну и не так, как обманном Царствии Божием на небе). – И это – подсознательный идеал ницшеанства, сознанию автора не данный. А те, для кого не существует подсознательного идеала, ограничиваются в толковании лишь того, что в сознании автора есть (и является только предпосылкой для возникновения именно идеала ницшеанского типа). "В самом же стремлении скорее и разнообразнее собрать исчезающую романтику усадебных парков, фрагменты прекрасного былого провинциальной архитектуры и категорически изымаемые бурным натиском капитализма красоты памятников русского исторического прошлого живёт словно бы предчувствием неизбежных утрат… Добужинский становится поэтом-лириком “отсталых” кварталов городов… В… своеобразном стиле живописно-обобщённого повествования (не литературного или публицистического описания, разрисованного и раскрашенного, а именно живописного повествования) Добужинский либо восстанавливает, либо запечатлевает современный облик всего, что стареет в Петербурге” (Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. М., 1966. С. 105-106). ““Домик в Петербурге” – одно из самых лирических произведений Добужинского, посвященных теме урбанизма, вторжению в жизнь человека безликой городской агрессивной среды. Деревянный особняк эпохи ампир, занесенный снегом и увитый паутиной ветвей, несмотря на заброшенный вид, кажется более обжитым, нежели стоящий за ним доходный дом. Этот мрачный каменный призрак с однообразной чередой окон, заслонивший собою небо, напоминает темницу, в которой человек обречен на жалкое прозябание. Образ проникнут тоской по уюту и покою прошлой естественной жизни, вытесненной неумолимыми ритмами стального ХХ века. Изысканная графическая техника придает работе черты японской гравюры. Приглушенные охристые и зеленые оттенки подчеркнуты белыми пятнами снега и мерцающими точками снежинок. Легкая завеса падающих снежных хлопьев смягчает контрасты. Картина наполнена ностальгическим чувством по эстетической гармонии уходящего ХIХ века” (https://www.dobuzhinsky.com/object/domik-v-peterburge-1905.html). Нет глубины. Что видят глаза, то и толкуется. Тогда как на самом деле художественный смысл (подсознательный идеал) нецитируем, именно и только глазам не виден. 24 октября 2021 г.
|
18.11.2021 |
|
17.11.2021 |
«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни
|
16.11.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"