TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и победа, как всё более огосудаствлено она празднуется – смотрением по телевизору праздничных мероприятий.

    Сидоров. День Победы. 1975.

    В 1975 году тенденция забывать, наверно, было мало кому заметна.

    "В конце 1960-х годов заработали первые поисковые отряды из тогда ещё пионеров и комсомольцев. Они устраивали походы по местам боёв, создавали в школах комнаты боевой славы, Книги Памяти, музеи героев-земляков. В кинематографе времён “застоя” стало хорошим тоном приурочивать к новому 9 мая посвящённый войне фильм. Именно в те годы на экраны вышло большинство общепризнанно лучших военных отечественных кинолент, вроде: “А зори здесь тихие”, “Баллады о солдате”, “Белорусского вокзала” или “В бой идут одни „старики“”.

    В юбилейном 1975 году программа в Москве состояла из возложения венков к мавзолею Ленина и Могиле Неизвестного Солдата, небольших манифестаций, торжественного приёма, минуты молчания и салюта” (https://tjournal.ru/retro/166778-evolyuciya-9-maya-v-sssr-i-rossii-ot-memorialnogo-dnya-do-masshtabnogo-voennogo-torzhestva).

    Но Сидоров увидел червоточину. А это не заметили грубые люди:

    "Среди картин цикла "Судьбы дома" закономерно появление картины "День Победы" (1975), в которой тема дома прозвучала особенно глубоко и масштабно. Здесь дом воспринимается как символ Родины — это родной дом, родной порог, с памятью о которых уходили на фронт, шли в бой” (https://www.liveinternet.ru/users/lina_frans/post267695297/ ).

    “"Вот 9 мая – ветеран вывесил на своем доме красный флаг – праздник, а сам стоит, как будто в строю, но один. Тема потерянных друзей", - рассказывает историк о картине Валентина Сидорова "День победы"” (https://ria.ru/20191104/1560552675.html).

    Сам Сидоров, как и полагается настоящему художнику, которому вдохновение не дано ясно в сознании, не понял всю глубину собственного прозрения в этой картине:

    "Самое-то главное, что в этом окне [его студии] я увидел свою картину “День Победы”. Вот однажды приехал в мастерскую. Утро было. Солнце во всю тогда сияло. Над всей Москвой, над Красной Площадью. Я открыл окно и услышал сразу же ликование Красной Площади. Была демонстрация. Москва ликовала, праздновала наш святой праздник День Победы. А мне представилось вдруг, что мой сосед по Подолу, мой ветеран, Сергей Павлович Пахолин, стоит, наверно, сейчас с палочкой возле своего дома, у дороги, по которой он ушёл на фронт, возле берёзы, которую он когда-то сажал в детстве. Постоит, постоит один у дороги. Вспомнит своих однополчан. Пойдёт, выпьет свои фронтовые сто грамм. И – весь День Победы. И сколько таких ветеранов?.. Эти чувства мне захотелось передать в этой картине. Эти чувства мне хотелось передать. Я тут же на листочке тему композиционную набросал и скорее на ночной поезд. И на следующий день утром в десять утра, когда начинается демонстрация Победы, мы с Сергеем Павловичем уже работали. [заговаривается, что ли: вчера ж был День Победы] Удивительное дело – ведь я приехал тогда в Подол [наверно, Тверской области] – всё как будто бы мне заранее было расставлено. День был – как по заказу. Ясный, солнечный, чистый. И первая зелень тогда только была на берёзах. Только первая зелень появилась на берёзах. Ласточки, стрижи прошивали небо. Флаг висел на доме. И девчушки прыгали перед домом с открытыми по-праздничному окнами. Всё как будто бы так… просто… словно кто-то чувствовал, что Сидоров должен приехать и всё это написать. И я вот так сразу-сходу холст взял… И самое-то удивительное, что в этой… в этом решении у меня не было никаких поправок. Абсолютно. Я нигде не прибавил, не убавил. А как, говорят, в аккурат было. Всё было, как врезанное” (https://rusmuseum.ru/news/den-pobedy/).

    Творческий восторг. А впечатление-то – пустыни. Жуткого морального одиночества ветерана: всем до лампочки он сам и война, на какой он был. Как этот дом – жутковато одинокий, не вписанный в окружающую обстановку. С этим одиноким флагом… (Для того и девочки в тени еле видны, чтоб не нарушать отчуждение.) – Кричащий ужас на фоне майского сияния и благодати. И этот красный флаг, никак не вписывающийся в общий колорит. Только лужа на дороге кусок его отражает.

    Поразительно! Всё кричит от боли… а как бы нет ничего плохого.

    Я не верю словам Сидорова, что он ничего не убавил, не прибавил. – Дрова-то за зиму не могли так мало израсходоваться, как показано. Просто меньшее количество нарушило б геометрическую сухость, царящую тут кругом. Я не верю, что изгородь, что слева, не была в действительности продлена до дома и не содержала калитку, чтоб образовался двор. Для того же, для образования двора, справа изгородь тоже не такая была, как в картине. И я не верю, что кустов в реальности вокруг дома не было.

    Теперь так. Подол – деревня. "Население в 1980 году составляло 141 человек” (http://vvolochek.tverlib.ru/node/306). “В 1970 году полностью завершена электрификация области” (https://www.karavantver.ru/istoriya-polnaya-sveta/). То есть и наш дом должен был в 1975 году электрифицирован. То есть должна была быть подводка проводов. А их на картине нет. – Для создания впечатления душераздирающего одиночества фронтовиков.

    Остаётся вопрос к себе, радетелю наличия подсознательного идеала у создателей неприкладного искусства: как такой нескрываемый крик мог не восприниматься никем? Неужели это произведение неприкладного искусства?

    Мне подвывать хочется (ну я так устроен) от переживания полной истинности изображённого: световой, хочется сказать: тепловой и влажностной, и вообще не хватает никаких слов.

    Неужели достаточно выражаться наоборот (какая всё материальная прелесть), как получается колоссальный крик: как морально плохо…

    И неужели достаточно такой противоречивости, чтоб современники не понимали, что им хотел сказать художник? А только смутно чувствовали… – Ну подлинное общение подсознаний художника и восприемников.

    12 ноября 2021 г.

     

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

29.11.2021
16:35

Кухня

    Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100