Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.11.2021 |
|
||||
25.11.2021 |
Поймал на проговорке (о Микеланджело)
|
||||
23.11.2021 |
Может ли понравиться безобразное?
|
||||
22.11.2021 |
|
||||
21.11.2021 |
|
||||
19.11.2021 |
|
||||
18.11.2021 |
|
||||
17.11.2021 |
«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни
|
||||
16.11.2021 |
|
||||
13.11.2021 |
|
||||
11.11.2021 |
Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)
|
||||
09.11.2021 |
Вечная тоска (о художнице Глебовой)
|
||||
08.11.2021 |
|
||||
07.11.2021 |
|
||||
04.11.2021 |
|
||||
01.11.2021 |
|
||||
31.10.2021 |
Плохое как хорошее Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо. Потому что значением-то идейность и пользовалась в первую очередь. Соображение относится не только к слову, но и к изображению. Например, согбенные спины используются передвижниками (см. тут) для выражения плача по несчастному русскому народу. Но главное ж, - парадокс! – надо нагрузить идеалом (не меньше!) неглавное значение слова. Только нагрузить обратно романтикам. Те ауры слов нагрузили задачей выражать прекрасную внутреннюю жизнь лишенца по жизни – из-за ужасной действительности. А футуристам – из-за тоже ужасной действительности (становление социализма что-то много крови требует, например) – надо нагружать неглавное значение слова тем, что считалось плохими стихами когда-то: выпячивать звучание слова. Чего Пушкин, например, почти никогда не делал: "Например, звукопись Пушкина чаще всего латентна. Авторы учебных пособий по стиховедению любят останавливаться на таких пушкинских строках, как Шипенье пенистые бокалов И пунша пламень голубой или Знакомым шумом шорох их вершин, подчеркивая накопления звукоподражательных согласных, однако такие примеры для Пушкина (любого периода) совершенно нехарактерны. Гораздо характернее те “определяющие звуковые комплексы ”, которые обнаружил в строфах Евгения Онегина А. И. Гербстман, - но ведь и прошло же чуть ли не полтора столетия, пока это явление не оказалось открытым, оно змоционально воспринималось, но не осознавалось рационально следом за Гербстманом, физиолог Л. С. Салямон увидел такой “определяющий комплекс” в строфе XXX шестой главы: Хладнокровно, Еще не целя, два врага Походкой твердой, тихо, ровно Четыре перешли шага. Четыре смертные ступени. Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать. Стал первый тихо подымать. Вот пять шагов еще ступили, И Ленский, жмуря левый глаз. Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил... Идет постепенная подготовка кульминационного слова всей строфы: выстрелил. Л.С. Салямон замечает: “Фонетические компоненты глагола выстрелил в несобранном виде повторяются в смежных строчках и исподволь сенсибилизируют заданное восприятие”. Речь идет о словах : СТупени, Свой пиСТоЛет, не преСТаВая наСТупать, СТал, СТупили, СТал. Далее Салямон пишет: “ Настойчивые СТ, СТ—Л, В—СТ—Л кажутся зыбким шопотом подсказки. Сочетание СТ в десяти последних строках XXX строфы встречается 9 раз ”, — гораздо чаще, чем в других строфах (в десяти предшествующих строфах 3,0 ± 0,17 на строфу, в десяти последующих 4,0 ± 0,15). Психофизиологический процесс, вызываемый повторами подобного рода, объяснен так ; “ ...доминантный корковый эффект подкрепляется многими, иногда явными, а иногда как будто сторонними воздействиями... Функция ассонансов и аллитераций определяется явлением подпорогового суммирования. Подпороговое суммирование — физиологическое явление, при котором повторяющиеся, но чрезмерно слабые, т. е. подпороговые раздражения могут: а ) вызвать, в конце концов, явную реакцию; б) усилить эффект последующего 'надпорогового' раздражения… В системе “поэзии автономного слова” скрытые прежде элементы звукописи становятся явными, они открыто демонстрируются читателю, обнажаются, приобретают подчеркнуто-материальное существование; в связи с ними вряд ли можно говорить о “подпороговом суммировании”” (Е. Эткинд. Материя стиха. https://b-ok.as/book/2990049/713abf?id=2990049&secret=713abf ). Так на то Пушкин почти никогда и не докатывался до экстремистских идеостилей. А футуристы – экстремисты. Им такое выпячивание необходимо, чтоб истошно кричать о приближающейся беде прогрессу, которую можно предотвратить, если очень громко – пусть и не “в лоб” – кричать. Асеев: Стихи сегодняшнего дня
Хорошо. Доказано. Вот только одно плохо: как мог такой подсознательный идеал (что плохо дело с социализмом) держаться десятками лет? Мартынов:
Нет, плохо и другое. Эткинд же с помощью понятия абстрактная историчность убеждает, что то, что было плохо когда-то, через полтора столетия становится хорошим как-то имманентно, не сообразуясь с реальной историей. Этак, не вникая глубоко, можно бездумно восхищаться в самодельных книгах футуристов тем, что они напечатаны были на обойной бумаге. Или тем, что они применяли киноприёмы, забыв теперь, что кино тогда считалось низменным балаганом. Лицемерием восхищение пахнет. Тогда как можно б восхищаться по делу – люди выражали свой подсознательный идеал, их сознанию не данный. Как бы посредники Бога… Убогие… 7 октября 2021 г.
|
||||
29.10.2021 |
|
||||
28.10.2021 |
|
||||
27.10.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"