TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

25.10.2021
11:33

Страдания простеца

    Думаю, что я простец. Вот смотрите. В школе у меня был одноклассник, имевший музыкальное образование. Он играл на рояле. Именно рояль был у него дома (его отец был . . .

24.10.2021
19:42

За чёткость в мутном деле

    Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и . . .

23.10.2021
08:56

Из искры возгорится ль пламя?

    Я имею редкую возможность наблюдать, как у потенциально способного человека улучшается художественный вкус. А художественность я понимаю по-своему – как чуяние . . .

20.10.2021
11:19

Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.

    Хорошо, что я не стал художником – слишком рассудочен. Не зря я думаю, что изо всего, что я в детстве и юности нарисовал, я теперь считаю только одну картинку художественной, то есть нарисованной с участием подсознательного идеала. М! И какая ж там у меня-романтика красивая душа… И какое я был ничтожество вне этого подсознательного представления… Понятно, - только что узнал впервые, - почему Лермонтов был такая подлюка по отношению к Сушковой. Одно дело – он, а другое – его подсознательный идеал, его сознанию не данный…

    Вот и устроителями художественного объединения “Мост”… Устроили себе с натурщицами развратную жизнь на болотах… Протест-де… А на самом деле в последней глубине души ужасались вообще всей Этой жизни по правилам и подсознательно бежали в метафизическое иномирие.

    Разве не образ его сквозит в этом упрощённом эстетическом словаре?

    Блейль. Афиша к первой выставке группы “Мост”. 1906.

    Я подозреваю, что меня потому не радует такое, казалось бы, доказательство тяги идеала метафизического иномирия, как эстетическая упрощённость в пику переполненности развратной жизни, что применятся для этого стиля слово экспрессионизм. От слова экспрессия - яркое выражение чувства.

    Какое, к чёрту, яркое, когда такое непостижимое? Удалённое от того образа, какое выражает… (К болотным оргиям это так же далеко, как и к метафизическому иномирию. К иномирию даже ближе – из-за этой упрощённости. А оргии и эстетическая упрощённость – как сапоги всмятку.)

    Мунк. Красный плющ. 1900.

    Вот, где яркое выражение. Страха. Дом окровавленным кажется. Из-за эстетической упрощённости. Ухода от натуроподобия.

    Меня возмущает эта всеядность из-за того, что там и там эстетическое упрощение.

    Пролитие крови и ужас от него – это какой-то коллективизм, не убий… Ужас - нарушения этой божьей заповеди. А ТАКОЙ ужас – это, пожалуй, ещё и оттого, что Бог нас оставил, раз мы до ЧЕГО дошли… Это ужас от отсутствия Порядка.

    А в “Афише” тоска от тошнотворности этого Порядка. Дразнить полицию задумал Блейль – она охотилась за вывеской по городу, чтоб сдирать её за нарушение нравственности. – Тут, наоборот, крайний индивидуализм, а не коллективизм Мунка.

    И обоих называть экспрессионистами? – Я возмущён.

    Наверно, и тогда одним словом “экспрессионист” называли всех эстетических упростителей. Оттого, наверно, не чувствующие своего призвания художники метались по “измам”. Им бы замереть и не засорять художество своими поисками. – Мунк, мне кажется, после своих потрясающих первых экспрессионистских вещей практически никогда не отказался от яснейшего выражения своих чувств.

    Мунк. Летняя ночь в Арсгардстранде. 1904.

    Вы посмотрите на это страшилище-дерево, испускающее из глаз лучи зла. Это бунт против Порядка или ужас от отступления от него, от нормы?

    А какое чувство, тем более ярко, выражено тут?

    Кирхнер. Кафе. 1904.

    Чего левый один смеётся? Нет контакта с товарищами? Или это у него фальшивая улыбка? А всё есть Скуууука. И… Ну вы знаете: метафизическое иномирие…

    Так в чём закавыка?

    Она не только в обнаружении к какому из крайних разочарований: коллективистскому или индивидуалистскому, - относить зрителю того или иного художника, или то или иное произведение. Ко всем бедам зрителя есть ещё одна напасть. Из принципа схождения крайностей то и друге мировоззрение может случаться с одним и тем же человеком (с Врубелем, например, случалась: то он символист, то ницшеанец – с ума сошёл человек в результате). А как нам не сойти с ума? А есть же для нас ещё напасти: как отличать неумение от умения? Ведь действуют художники в области разрушения натуроподобия. Как усечь, какое удалось, а какое не удалось, а иное вообще выводит вещь за пределы искусства (которое в одном из значений слова “искусство” означает экстраординарное умение). Что если каляка-маляка является уже не непосредственным и непринужденным воздействием на человека, не условностью, а является уже выходом в жизнь с её непосредственным, но принуждающим воздействием, например, как рвотное…

    Вот это, например.

    Эрих Хеккель. Купальщики среди камышей. 1909.

    Что делает дальний справа? Рассматривает свой член? А пара левее его? Один у другого отсасывает? И зовёт пошедшего купаться не уходить, а тоже отсосать? Или тот уже отсосал у крайнего слева? И, главное, не аморальность (пусть оргия отрицается ядовитой интенсивностью цвета, безликостью лиц). Главное то, как то ли с отвращением, то ли с неумением сделаны тут все фигуры. Например, левая (для него) рука левого. Она ж не утолщается от кисти к плечу. И левое его плечо уродски уже правого. А левая нога наклонившегося? Это ж больная культя какая-то, а не нога. А правое (для него) бедро пошедшего в воду? Оно ж слишком низко изламывается в так называемую прямую мышцу бедра. – Будет, может, преувеличением сказать, что прямо тошнит от такой картины. Но что-то негативно-физиологическое чувствуешь. Можно иной раз понять немецких фашистов, уничтожавших картины экспрессионистов.

    И ведь ни ультраясности выражения какой-то отрицательной эмоции (какой?), ни как угодно дальней ассоциации с метафизическим иномирием (эстетическое упрощенство не убедительно, что оно не шаблонная суперинтенсивность или открытость цвета, механические признаки стиля).

    А ещё ж может быть какая-то общая невыясненность художника, что он хочет выразить. Не для-себя-неясность ЧЕГО-ТО, что есть следствие не данности подсознательного идеала сознанию, а отсутствие художественного таланта как способности впадать в какой-то определённый транс, вдохновение. В здорово определенный.

    Что выражает Верёвкина?

    Верёвкина. Осень. Школа. 1907.

    Жуть этой чёрной тучи и прямо пожарного зарева утренней зари – это крик предупреждения о надвигающейся катастрофе огромного масштаба? Всечеловечсеского? Мировой войны? Как у Мунка? Или это гипертрофированое возмущение против какой-то системы образования, тюремноподобной? Какой? Клерикальной какой-то, судя по униформе. Но почему такой ужас вселенский?

    "…осталось впечатление, что школе нужно стадо послушных баранов, делающих одно и то же” (https://www.swissinfo.ch/rus/society/%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0--%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D0%B9--%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0--%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%88%D0%BE%D0%BA--/44317980), - отзываются о швейцарской школе спустя сто лет.

    А картина? Как-то пожать плечами хочется.

    Верёвкина. Красный город. 1909.

    А тут как после войны. Нет. После чумы какой-то. Брошенный город. Начинает разрушаться. Или как после нейтронной бомбы. Та не разрушает а убивает всё живое. Но о такой в 1909 году не знали. Или предчувствовали какой-то мор, раз, вот, написано? История биологического оружия очень стара. – А прошло несколько лет, и на. В Первой мировой войне было применено химическое оружие. Но прошла война. И его как не бывало. Разрушенные артиллерией города отстроили. Началась эра Потребления.

    А тут ничего подобного. Всё гораздо трагичнее. Похоже, что планета осталась без людей.

    Тогда не понятно, почему искажение натуры в знак протеста так мало.

    Что-то не то…

    А вот это сделано явно под впечатлением знаменитого “Крика” (1893) Мунка.

    Верёвкина. Деревенская дорога. 1907.

    Так я не понимаю, как можно было так опростоволоситься – показывать эту похожесть, когда она в сотни, наверно, раз слабее по силе воздействия.

    И так у неё со всеми картинами – недоразумение какое-то.

    Не понимаешь, что хочешь “сказать” – не выставляйся.

    18 сентября 2021 г.

17.10.2021
20:01

Я – против!

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Исх. 20:7 Как тут: "— Давай толкай, — сказал Птицелов, — я попробую завести… Это аккумулятор разрядился. Он . . .

16.10.2021
20:18

Ересь

    Читатель, вам бы понравились такие пейзажи? 1320-1325. 1320- 1325. 1295 - 1300. Это – освобождённые от святых и ангелов картины Джотто. Так вот, представьте, что вы живёте в XIII . . .

15.10.2021
09:13

Позиция идиота

    У меня, сознаю, идиотская позиция. Ну в самом деле: я претендую на то, что меня озаряет знание подсознательного идеала автора, который сознанию автора не был дан. Я, . . .

14.10.2021
21:15

Отчего так заласкан авангард?

    Не кокетничаю: я плохо устроен – достаточно мне задать себе трудный вопрос, как тут же появляется мой вёрткий двойник и предлагает вариант ответа. На грани XIX и ХХ . . .

13.10.2021
17:26

Надо просто не бояться ставить точки над i

    Я пишу это в “День Гнева”. Может, сойдёт мне, раз я атеист? . Я даже возьму и пойду на крайность: в первых же строках выдам самый перец. Пусть это и будет выглядеть . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100