TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.10.2021
09:43

Я получил возражение

    Я получил возражение, дескать, как может Фофанов быть декадентом (см. тут) и катить бочку на декадентов. И приведено было в доказательство стихотворение.

    Декадентам

     

    Бледная, с поблекшими чертами,

    А в очах огонь безумных грез,

    Вот она!.. Вокруг ее — хаос

    И жрецы с подъятыми власами.

    .

    Бьют они в горячечную грудь,

    И вопят они о чем-то непонятном,

    Но не их кадилом — ароматным

    Свежим воздухом пора вздохнуть!

    .

    Прочь, рабы! И прочь, князья уродства,

    Душен ваш бесчувственный огонь...

    Прочь, фигляры! Маску донкихотства

    Пусть сорвет с вас дерзкая ладонь!

    .

    Нет, не гром вас божий покарает,

    Хохот черни злобно вас убьет...

    Ваша Муза — как больной урод,

    Что себя собою утешает!

    .

    Чернь дерзка, но искренна порой .. .

    Ваша Муза — мумия пред нею...

    И пророк грядущего — метлой

    Вас прогонит, с вами — вашу фею,

    Вашу Музу с гаерской клюкой!

    1900 (опубл. 1901)

    И я вспомнил (см. тут), что зарезервировал отличие декадентства от сатанизма. Декадентство спокойно приемлет первенство Зла, а сатанизм – с торжеством.

    Мне остаётся только проиллюстрировать это торжество.

    Смотрите:

    "Цветом своего лица, синеватым, бескровным, он напоминал средневековых узников, на целую жизнь замурованных в душном мраке сырых темниц”.

    Согласитесь, что со времён романтизма привлекаемое для устрашения средневековье (для создания образа плохой действительности, которой противостоит прекрасная душа героя), - согласитесь, что это средневековье величественно. Вот эхо того величия и использует Шарль Гюисманс в романе “Там, внизу” (1891). Оттуда я и привёл цитату.

    Ей у Фофанова соответствует "Бледная, с поблекшими чертами”.

    Только у Гюисманса отношение где-то торжественное ("на целую жизнь”), а у Фофанова – отрицательное (отрицается как раз за это торжество): "вопят они о чем-то непонятном”. Торжественное нарекается непонятным.

    Или вот пример из Гюисманса:

    "— Почему возмущает тебя так пыль, — ответил де Герми. — Помимо того, что у нее вкус застарелого бисквита и блеклый запах древней книги, она как бы набрасывает на вещи воздушно-бархатный покров, осыпает их мельчайшим сухим дождем, смягчает чрезмерные краски, грубые тона. Она — одеяние запустения, пелена забвения”.

    Ода! Какое воспевающее словоприменение: "бисквита”, “древней книги”, “воздушно-бархатный покров”, “смягчает”, “одеяние”, “пелена”.

    Оппозицией пыли (воздействующей на обоняние), воспеваемой Гюисмансом, у Фофанова является "Душен” (слово с негативной аурой).

    Вызывающе позитивный облик де Греми у Гюисманса можно противопоставить у Фофанова негативному облику, тех, кто у него названы "князья уродства”. И какой он?

    "…он бросался в глаза своей исключительной изысканностью и вместе с тем видом, исполненным презрительного недоверия. Высокий, худой, очень бледный, он прищуривал близко посаженные над коротким вздернутым носом глаза с темно-синим отливом. Волосы его были белокуры, щеки выбриты, заостренная бородка была почти пробкового цвета. Он производил смешанное впечатление болезненного норвежца и жесткого англичанина”.

    Кого умиротворённый во Зле Фофанов хорохорящихся Злом врагов своих, сатанистов, мог называть тенденциозно и несправедливо маской "донкихотства”? – Смельчаков каких-то. Например, звонаря Карэ, рискующего сорваться с высоты, как безрассудно смелый Дон Кихот с лопасти ветряной мельницы, в которой застряло его копьё, и он его мужественно не выпускает из рук, хоть лопасть подняла смельчака на опасную для жизни высоту.

    "Они вошли в круглый покой, посредине которого у ног их зияла большая скважина, обнесенная железным перилами, изъеденными оранжевой ржавчиной.

    Глаз тонул в бездонной пропасти, если всмотреться приблизившись. Казалось, что на самом деле смотришь в отверстие камня над колодцем, и что колодец этот чинится. Казалось, что скелет перекрестных брусьев, на которых висели колокола, опущен в глубину сруба, чтобы подпереть стены.

    — Подойдите, сударь, не бойтесь, — пригласил Карэ, — взгляните, что за очаровательные создания!”.

    Так что логика вражды декадентов с сатанистами выдержана. Просто не устоялось тогда различение между спокойными декадентами и пафосными сатанистами.

    14 сентября 2021 г.

11.10.2021
16:46

Не зарвёмся, так прорвёмся 13 сентября

    Хочу недоговорённость продлить. Она такая: "…позволяет поэту проявить характерные для его мышления приемы — например, нарочитую приблизительность . . .

09.10.2021
20:58

Мне аж страшно…

    Нет правда… Ну посудите сами. Звезды ясные, звезды прекрасные Нашептали цветам сказки чудные, Лепестки улыбнулись атласные, Задрожали листы изумрудные. . И . . .

08.10.2021
12:27

Рак рыба

    Деваться мне некуда, занять голову нечем, и я решил попробовать прочесть и понять рассказ Борхеса “Смерть и буссоль" (1944), хоть это, вроде, и детектив. Борхес же . . .

07.10.2021
16:35

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

    Не поняв, как всегда с рассказами книги “Выдумки” Борхеса, с первого захода рассказ “Секта Феникса”, я при втором заходе решил ознакомиться со всем в рассказе, . . .

05.10.2021
16:31

Риск – благородное дело

    Где-то когда-то я слышал (или прочёл) эту пышную фразу, и что-то меня заставило её применить для заглавия к разбору (который не известно состоится ли) трёх последних . . .

03.10.2021
10:24

Да здравствует, мол, упрощенство!

    Я рекомендую перед прочтением статьи рассказ “Три версии предательства Иуды" прочесть, он короткий. . Начну с одного интимного признания, о котором не стыдно . . .

01.10.2021
10:29

Раскованный Ковальчук?

    Из-за того, что для многих то, чем я занимаюсь (придание слов подсознательным идеалам авторов произведений неприкладного искусства), является мутью, у меня есть . . .

30.09.2021
21:26

Всё ли напрасно?

    Меня поразил рассказ Борхеса “Тайное чудо” (1944). Сухостью. Вообще речь в рассказе о смысле персональной жизни. Она с железной необходимостью губится ради (это . . .

30.09.2021
00:55

Кто вы, художник Ульянов?

    Выдано подозрение, что я не смел – тут – сравнивать страшное “Распятие” Ге с ещё более страшным “Криком” Мунка. Хоть и есть хорошее правило не обращать . . .

29.09.2021
03:59

Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)

    Смешно, что я прочёл и не понял этой фразы об ультракритически настроенном передвижнике Перове: "Как раз из совокупности, циклической последовательности . . .

27.09.2021
22:40

Пониматель

    Я понимаю Максима Кантора. Он художник, писатель, историк искусства и эссеист. И, казалось бы, не ему так ляпнуть: "Невозможно славить казарму как идеал . . .

27.09.2021
02:10

Мне посоветовали…

    Мне посоветовали почитать про Веласкеса у Максима Кантора… С чем я буду не согласен?.. . "Сказать, что изображенное истинно и отстаивает правду – значит уже . . .

26.09.2021
01:44

Трёп

    Вот трёп: "Вот спрошу вас: знаете вы о картине “Триумфы” Андреа Мантеньи, почти уверен, что никто из вас даже не представляет о наличие данного произведения — а . . .

23.09.2021
21:04

Попытка высосать?..

    Я прослушал совершенно замечательную лекцию Михаила Иванова “Протестантизм в искусстве” (https://www.youtube.com/watch?v=g6JtU8vYRsI). С прекраснейшим разбором вот этой картины: . . .

23.09.2021
09:28

Но какой соблазн!..

    Как-то я гулял по извивающейся набережной вдоль берега моря и думал, что могло навести предчеловека на начертание прямой линии. Где он мог прямую линию видеть . . .

22.09.2021
15:45

Я потом признаюсь, если окажусь не прав

    А пока… На меня такое накатило… Предслёзное… (Я, наверно, плача умру, если умирать буду в каком-то физически немучительном состоянии.) Обожаю ницшеанство за его . . .

21.09.2021
21:06

Блуждания мысли

    Сначала я было подумал воспользоваться мыслью Лыскова, что надо считать начало ХХ века в России Великой русской революцией 1905-1922 годов. В том смысле, что для . . .

20.09.2021
09:54

Власть тела над душой (об одном автопортрете Попкова)

    На днях я с возмущением послушал, как возмущался один инакомыслящий по поводу закона о просветительской деятельности. (Он введён в апреле этого года.) . . .

19.09.2021
21:32

Фишер – ловец душ несчастных

    Я сделал несколько попыток вычитать на русском языке где-то что-то осмысленное об этой скульптуре и не смог. Фишер. Большая глина № 4. 2015. Алюминий. Временное место . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100