TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.07.2021
08:37

Попробую-ка себя подловить

    Я занимаюсь настолько мутным делом – толкованием произведений искусства – что меня то и дело тянет себя проверять и пробовать загонять в трудное положение. Дело . . .

26.07.2021
09:58

Думаю, это не зависть у меня

    Я считаю, что есть некое достижение, если удаётся словесно оформить смутное недовольство картинами художника. Хабирова. А пишет он ослепительно красивые вещи. И многие – и с солнцем, и с туманом.

    Возьмём одну из них.

    Вот более яркая репродукция.

    Названия и времени создания я не нашёл. Это подозрительно. Или, мягче, говорит о том, что автор ощущает себя внеисторически.

    А я сторонник теории Шмита о в веках повторяющихся идеостилях. Графически это выражается точками на круге или на синусоиде (если график вытянуть во времени). И там место Хабирову на середине спускающегося трека. Это обозначение романтизма. Психологического. Бегство из разочаровавшего художника плохого внешнего мира в свой прекрасный внутренний мир.

    Правда, первые романтики свои картины обязательно и называли, и датировали. Они своё бегство понимали историческим, протестом против окровавившегося Разума, Просвещения и против пошлости победившего феодализм и переступившего через эту кровь расчётливого буржуа. В роли антипрогрессора выступили первые романтики.

    Другое дело, что убыстрившаяся историческая жизнь сама по себе стала рождать как реакцию традиционализм. И романтизм потому считают сохранившим возможность длиться и длиться – вот уж 2,5 века… И, может, оттого можно неназывание и недатирование простить…

    Однако это – эмпиреи, и пришли мне в голову после того, как я скопировал картинку в статью. А смутное недовольство у меня родилось до этих теоретических летаний.

    Туман и вещность стволов мне напомнила метания юности. Я обожал Шишкина и Чюрлёниса. Один рисовал лес, другой – музыку. А мне хотелось это соединить. По-шишкински нарисовать первые аккорды Первого Концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. Я попросил сокурсника научить меня писать маслом, чтоб это осуществить, но у меня ничего не получилось.

    Может с тех пор у меня подозрение, что ничего хорошего не выходит, когда хочешь соединить туман и солнце, идеализм и материализм…

    С точки зрения идеализма Хабиров как-то до него не дотягивает. Сумасшедшинки мало. Туман как-то мало распоряжается. Вон, только у одного, в центре, дерева скрыл на высоту человеческого роста ствол в тумане. И материализм слаб-с. Хабиров явно из головы рисует, как и я. – Смотрите. – Как бы ни была высока трава у двух деревьев, помеченных белой стрелкой, не верится, чтоб тень от них ну совершенно пропала. – А вот густота тени у стволов ближних крайних слева деревьев никак не стыкуется с яркими белыми длинным бликами справа на этих стволах. Просто художник знает, что при солнце справа на вертикальном цилиндре по краю должен быть блик. Он его и нарисовал. – То же и с через дорожку от тех двух деревьев на отстоящем такой же толщины дереве. И под ним тень у подножья очень густая. И так низко распространяться по стволу блик не может.

    Это не пленэр. Это выдуманность. Как и у меня-юноши.

    Подобные длинные блики на стволах буквально бич Хабирова: выдают выдуманность его пейзажей.

    От центральной группы берёз тень падает в направлении почти прямо на нас. Так? Причём солнце стоит довольно низко. Его, кажется, видно за ветвями группы берёз правее центральной. Так? Но тогда ниспадающая крона берёз первой группы должна образовывать на своих стволах тень. А что мы видим? – Те же самые длинные блики на краях стволов.

    Тут – та же невозможность в реальности бликов внизу стволов, где тень. И вообще, такие стройненькие все, как на подбор… Это ж не сосны и не ели. И без подлеска…

    Вот, какие они у Шишкина.

    Шишкин. Берёзовая роща. 1878.

    Кстати, непроходимость, дебри тут являются образом растущего могущества русского народа. Воспевание чего было прямо контрастом относительно вечно плачущих о несчастном народе передвижников. Шишкин, хоть и состоял с ними в одном обществе, был настоящим реалистом* (если считать реализмом угадывание в социуме того, что нарождается, но ещё никто не видит). А они – не настоящими.

    А вот у Хабирова доходящее до анекдота.

    Солнце тут находится в разных местах на небе для разных растений.

    И скажите после этого, что надо художника только хвалить…

    Да, если речь идёт о рекламе или об исполнении функции рекламы.

    10 июля 2021 г.

25.07.2021
08:31

Клэг из нит клуг

    Не знаю… Видал ли я импрессионистов до института в нашей глуши? Думаю, что я их впервые увидал в 1957-м, причём сразу в подлиннике, в Москве на фестивале. А книга . . .

24.07.2021
21:21

В чём сходство между художественной фотографией и живописью

    Вот фото. Оно из гуглокарты по запросу “Карадаг”. Чуть видные в контражуре дорога на переднем и Коктебель на среднем плане “говорят”. Говорят они, как . . .

23.07.2021
11:40

Хорошо недоумевать…

    Я уж полкниги прочёл “Егор Абозов” (1916) Алексея Толстого, а ничего не понимаю. Зачем он книгу писал? Всех и всё ненавидит и наслаждается своим умением показывать . . .

22.07.2021
07:20

Умер Меньшов

    А мне предстоит развенчать (в своей системе ценностей) любимый фильм его, “Любовь и голуби” (1984). Когда-то, слушая Александра Михайлова (игравшего Васю), что . . .

21.07.2021
09:12

На засыпку

    Если я прав, что Шишкин отличался от большинства передвижников, плакавших о русском народе, тем, что чуял таинственный рост его сил до могучей степени, то это . . .

20.07.2021
09:31

Народ напрягся, а потом выдохнул

    Всё-таки оригинальные люди – писатели. Вот я читаю “Спутники” (1946) Веры Пановой. Там есть трус Супругов. Неприятный тип. Но сколько нюансов этой неприятности . . .

19.07.2021
09:55

Изысканная сделанность

    Когда-то я имел удовольствие пойти с лучшим своим товарищем в музей. И он обратил моё внимание на мастерство художника Маккарта в “Альпийском пейзаже”, сумевшего . . .

18.07.2021
12:50

Цветаевское цветение

    Наконец, я наткнулся на нечитабельную книгу – Цветаевой, “Повесть о Сонечке” (1937). Это для меня ценность. Потому что в таких книгах чаще бывает та странность, . . .

15.07.2021
09:54

Новый Левитан

    Я оцепенел от такого пейзажа. Ефошкин. У озера. Тишина. 1993. Это ж, как “Тихая обитель” Левитана, только без монастыря на том берегу и всё тёплым колоритом вместо . . .

14.07.2021
09:10

Басов не наследник Шишкина

    Прочитав у Маркиновой, что Басов наследник Шишкина, я усомнился. Многоцветные они какие-то у Басова. Красявые. Ну вот. Шишкин. Лесные дали. 1884. Аж яркий жёлтый цвет . . .

13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии . . .

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100