Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
14.12.2020 |
Невежество как инструмент проверки художественного смысла
|
||||
12.12.2020 |
|
||||
08.12.2020 |
|
||||
06.12.2020 |
Во славу застоя, так называемого
|
||||
05.12.2020 |
В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)
|
||||
04.12.2020 |
Про забытого Бориса Григорьева
|
||||
03.12.2020 |
|
||||
02.12.2020 |
|
||||
01.12.2020 |
Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена
|
||||
29.11.2020 |
Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян
|
||||
28.11.2020 |
Если б директором Третьяковской галереи был я…
|
||||
27.11.2020 |
|
||||
26.11.2020 |
|
||||
24.11.2020 |
В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость
|
||||
23.11.2020 |
Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова
|
||||
22.11.2020 |
|
||||
21.11.2020 |
|
||||
20.11.2020 |
В помощь ныне белорусскому народу Я хоть и слабо сам для себя различаю слова русский и россиянин, но думал, получается теперь, что именно русских характеризует укороченная (мною) цитата из Феофана Затворника: “Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца”. А оказывается – и белорусов. Хочу поговорить о белорусском фильме “Культпоход в театр” (1982) режиссёра Рубинчика. Наткнулся на фильм далеко не в начале в ТВ канала “Культура”, и сразу, красно говоря, защемило сердце: своё, родное, глубокое… А потом подумалось: почему я за секунду узнал? Было место, где парень девушку провожает поздно вечером, они друг другу – не знаю, почему это чувствуешь – симпатизируют, но надо разойтись. Парень на поселении в доме родителей девушки. (При повторном просмотре ясно, почему “не знаю”. Потому что девушка разлюбила своего жениха, а тот приехал и намеревается вернуть её любовь, так она попросила другого приехавшего, писателя, сделать вид, что он в неё влюблён и ухаживает {а все знают, к чему приводит такое притворство}, и вот она с якобы ухажёром возвращается домой, там ждёт жених и прощаться надо при нём, и естественно, что всё как-то неестественно и не понятно.) По этому месту, пожалуй, не найдёшься, чем советские фильмы отличаются от теперешних. По всему фильму – можно. В основе советского – мораль Феофана Затворника, в основе теперешних – потребление как ценность. Обе морали ничем не ограничены, но потребление как-то неуважаемо до сих пор. Оттого я не помню, где и когда было, чтоб я поверил в теперешних фильмах, что “он” и “она” – любят. Причём неуважаемость потребления ещё в 19 столетии не была характерна именно для России: "Девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах” Джон Рёскин. Джон Рёскин (1819 – 1900), сын богатого торговца, но разочаровался в жирующем рационализме и примкнул к антибуржуазному течению в культуре. В фильме тоже борются именно рациональность и иррациональность. Побеждает первая, а душа лежит ко второй. К бедности, которая и есть свобода. Соответственно фильм начинается. Бедная земля провинции. Ранее утро. Звучат позывные радио Белорусской ССР:
4 куплета – пропагандистские, их все вычита`ли из внимания. А в первом – то самое настроение сердца. Точно так же, как эта песня, сделан фильм. Для того, чтоб комиссия фильм приняла, трагический конец (инфаркт у механика и руководителя сельского музыкально-инструментального ансамбля Александра Михайловича Тихомирова, сердце которого не выдержало сплошной неурядицы от высоких порывов, гнобимых низменной реальной жизнью), - трагический конец алогично превращён в счастливый. Тихомиров не умер, а гуляет с писателем Скоробогатовым после постановки того пьесы в их селе, пьесы о том, что только что – по сюжету кино – случилось в этом селе. То есть Скоробогатов всё-таки сумел пьесу написать. А по сюжету, чтоб и вторая жена, дочка Тихомирова (они таки влюбились, притворяясь, и сошлись в итоге), от него не ушла, как и первая (из-за безденежья писательской работы, если она честная и талантливая), писатель устроился в строительную контору, то есть творчеству конец. И это даже не режет ухо и глаз, потому что жанр этого кино – комедия. Смешные нелепости разбросаны тут и там по всему фильму. Смешон, на поверхностный взгляд и перл Тихомирова (на самом деле там стихи Максима Танка), якобы шуточная песня, где исполнители выбрасывают за кулисы – по сюжету песни – одни за другим музыкальные инструменты. Как, кстати, в пику жестокости князя Эстергази в 1772 году, сочинил и исполнил “Прощальную симфонию” Гайдн: музыканты при исполнении симфонии по его наущению по очереди клали на стул свои инструменты и уходили со сцены за кулисы. Эстергази всё понял и отпустил музыкантов в отпуск. А советская власть ничего не поняла… Слушать тут.
У меня слов нет… я чуть не плачу, слушая эту песню. И это надо объяснить. (А чиновница по фильму зарубает её. И она права в своём раже служащего при тоталитаризме: самодеятельность надо душить на корню, чтоб она не выросла до политического требования самоуправления на местах.) Ведь настоящий социализм – это строй с ежедневно увеличивающимся самоуправлением за счёт потакающего государства вплоть до полного отмирания государства. В том смысл слов “советская власть”. Но Власть Советов, возникнув, продлилась лишь несколько месяцев – до начала гражданской войны весной 1918 года. А там – понеслось… Война гражданская, ожидание новой войны, новая война, ожидание ещё новой войны. К 60-м годам был достигнут ядерный паритет со США и можно было тоталитаризм начать сворачивать (всю техническую работу по управлению государством, ставшим ультрасложным препоручив ОГАСу {Общегосударственной автоматизированной системе учёта и обработки информации} и обслуживавшим её специалистам). Но партийной верхушке не хотелось отходить от власти нигде. И… Страна покатилась в реставрацию капитализма с того требованием ещё большего оглупления масс, чем при лжесоциализме. И Тихомиров, его самодеятельный коллектив, сваты этой песни, порываются куда-то вон из этой памороки 1982 года… Понимаете теперь меня, самого бывшего, как Тихомиров – самодеятельным критиком вне своего инженерства? У меня не получилось, как в финале фильма, снискать успех у селян, надо думать, написав пьесу в послерабочее время, именно так и поступив, не бросив ни инженерство, ни искусствоведение. Но я и не пресмыкался в искусствоведении. Наступила гласность, и в ней верх взяла тенденция на ещё большее оглупление народа. Вот я и не преуспел. Написанное оценит будущее, если оно будет коммунистическим. Я работал на него. Лукашенко, мне кажется, инстинктивно тоже работал на него, сделав свою Беларусь как единый организм, с упомянутым типа ОГАСом, подчинённым себе (не развалив промышленность, как в России, в порядке вписывания России в систему западного капитализма на условиях Запада). Лукашенко притормозил вписывание. И теперь некоторые там ведут себя как пьяные сваты из той песни: выбросить имеющееся… Как Украина… (В то время, как Россия, наоборот, взяла курс на реальную, а не только написанную, политику социального государства – с акцентом, берёт, на госкапитализм. Остаётся только проакцентировать и так имеющийся традиционализм недостижительностью {гарантированным доходом, что не прошло на референдуме в Швейцарии из-за приверженности швейцарцев эпохе Потребления, но может пройти – Медведев уже огласил – в России}). В новый коммунизм вместе с Россией! В бедный, грубо говоря!!! Главное – настроение сердца! Жить искусством. Творцами или сотворцами. 18 октября 2020 г.
|
||||
19.11.2020 |
|
||||
18.11.2020 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"