TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы преодоление смерти. Оттого религиозное искусство там всё проникнуто выражением неизменности. Выражение то производится способом почти черчения, обеспечивающего картину, "не замутненную постоянно меняющимися в жизни настроениями или позами” (Раушенбах. https://lah.ru/gr-egip/). – Где тут было до изображения реальной жизни с её линейной перспективой. Сплошная условность. Всё – от ума. Подсознательному идеалу автора, если б такой возник, невозможно было прорваться сквозь общепринятый стандарт условности.

    Когда Эхнатон устроил религиозный бунт (сделать вместо многобожия единобожие, более приспособленное для империи, каковой стал Египет, завоевав Нубию), он лишил художников своего времени из-за их послушного следования за властью подсознательности их побуждений. И нарушение стандартов изображения (а куда, если была условность? – к натурализму-иллюзионизму) произошла опять от ума.

    Вместо показа фараона и его жены, сидящих рядом, так

    стали это изображать так

    От жены видна правая рука, обнимающая фараона за бок, и левая ладонь, вложенная в левую ладонь фараона. Ну и двойная линия контура тела справа (от нас) и четверная – для ног.

    Довольно несграбно. – А чего ждать от работы только ума? Только подсознание – могуче.

    Древние греки последнего периода создали религию бунта против своих богов, предписывающих им правильный образ жизни. Бунт сказался в критичности героев к богам: Геракл задушил мучавшего Арголиду немейского льва, порождение Тифона и Ехидны, поймал вытаптывавшую поля Аркадии кернейскую лань, насланную Артемидой и т.д. Критичность дала художникам шанс выражать подсозательный идеал вообще иномирия по отношению к миру с богами. Это обеспечило лавину художественных произведений с неуловимыми для обычных людей элементами: золотым сечением, пропорциями красоты, изобразительными ритмами, - неподвластными окружающей нуде жизни и потому являющимися образами внебожественного, иномирия.

    Ну в самом деле, вот попробуйте уловить, каков общий закон устройства таких строчек (я выделю жирным произносимые ударения {некоторые ударения не произносятся – я те звуки подчеркну – из-за чего и получается сложность}):

    Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына.

    Кони послушные быстро мчатся с грозным возницей.

    Лёгкие кони скачут, быстро рвы пролетая.

    Волны моря, вставши, с рёвом хлещутся в берег.

    Если вы не спец, вы не догадаетесь, что закон такой: в каждой строке 6 стоп из дактилей (/ - -) и спондеев (- -), пятая стопа всегда дактиль (/ - -), а вообще дактилей от 5 до 1, соответственно спондеев от 1 до 5. – 32 варианта! Какой простой смертный мог об этом догадаться? – Никто. Но что тут есть закон ЧЕГО-ТО – чуяли все. – Это и был образ иномирия. А буддисты заменили иномирие бесстрастием нирваны, недалеко ушли.

    (Что, кстати, есть ересь в искусствоведении. Только Чаадаев, живи он сейчас, с нею согласился бы. Он считал Гомера аморальным.)

    Так искусство и древних египтян (прикладное) и древних греков (неприкладное, художественное, когда выражалась подсознательная тяга к иномирию) было о высоком. Это позволило Флоренскому объединить Древний мир и Средневековье в один фронт против Нового времени с того приматом хотения личности, что есть ниже высокого.

    А всё высокое по Флоренскому выражалось, если кратко, обратной перспективой с пропорциями, как частностью её.

    Он при этом ошибался про пафос религий:

    "…это приятие, благодарное признание и утверждение всяческой реальности как блага, ибо бытие — благо, а благо — бытие” (http://philologos.narod.ru/florensky/fl_persp.htm#18).

    Ничего себе признание реальности, когда сплошь бунт. У древних египтян – пафосом неизменности, у древних греков – подсознательным иномирием безбожным, у христиан – как можно большим отказом от ужасной бренной жизни.

    26 июля 2020 г.

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся. Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), . . .

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

08.08.2020
08:38

Амикошонство?

    Это будет статья про один рассказ Толстого (1881 года) про то, как сапожник Семён спас от смерти голого человека зимой. Надел на него, что на самом было. Привёл домой . . .

07.08.2020
23:17

Предзаря Оттепели

    Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была . . .

06.08.2020
08:29

Со слезами о Таниче

    Я ее [эстраду] не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня “На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый . . .

05.08.2020
09:45

Напропалую

    Чем для меня живопись лучше литературы? (Надо знать меня, чтоб угадать.) – Литературы, к которой я мог бы приложить себя, стало мало. (Вот ведь… И это требует . . .

04.08.2020
09:24

Через тернии к звёздам

    Все это, видите ль, слова, слова, слова… Пушкин. Под конец моей жизни (мне 82) я пришёл к тому, против чего восстал в юности, когда думал, что искусство постижимо . . .

03.08.2020
08:46

Сикось-накось

    В название я вынес впечатление от такой картины. Тюленев. Белая ночь. 1992. А подвигнула писать статью такая цитата: "…как будто кричит этими работами Виталий . . .

02.08.2020
08:53

И вот этого автора взяли в Третьяковскую галерею

    Пишу нагло. Заголовок написал до ознакомления с произведениями Жиляева. – Как смею? – По аналогии с Дмитрием Венковым, имя которого стоит перед именем Арсения . . .

01.08.2020
20:46

Проверка на вшивость

    Накануне я показал, что Венков, не будучи художником (то есть, не имея подсознательного идеала {а объяснять это приходится в каждой статье: вдруг читатель читает . . .

31.07.2020
09:53

Элементарно, Ватсон

    У меня мания – докапываться до сути. Меня раз удивил главный инженер нашего ЦКБ. Он про меня сказал: “А Семен, если не поймёт, дальше не двинется. Так что его не . . .

30.07.2020
08:00

Расшнуровался Шнуров? - Нет!

    Совсем в трудное положение меня поставил Шнуров, дав такое стихотворение текстом без балагана, обычно сопутствующего его текстам-песням. Вышли люди маршем на . . .

29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины. 1921. И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров. "Сюрреалистические мотивы использовали в своих . . .

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не . . .

27.07.2020
10:51

Недостаток как продолжение достоинства

    Все, вообще-то, стихийно знают, что с искусством – что-то тёмное. В нём спецы видят какие-то духовные глубины. Нам навязана мысль, что там всё очень сложно, не всем . . .

26.07.2020
21:17

Быть логичным не значит быть правым

    Мне только что удалось логично прочертить жизненный путь художницы Ольги Розановой от негодующей на притормозившую русскую революцию авангардистки до . . .

25.07.2020
10:03

Накрутить-то себя можно...

    Люблю определённость. И потому русским авангардом в начале ХХ века (когда началась Великая русская революция 1905-1922 годов {по Лыскову}) считаю только тех, кто имел . . .

24.07.2020
10:02

Так и не понятый Высоцкий

    Ко всем моим разногласиям с большинством одно касается Высоцкого. Большинство его считает борцом с властью, с тоталитаризмом, а я – борцом с народом, уснувшим . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100